Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап – организация статистического исследования






 

Данный этап является наиболее трудным для организатора исследования, так как требует тщательного продумывания всего перечня и последовательности предстоящих работ. Если в методологическом плане не выделять организационный этап, то все равно определенный объем работ придется выполнять, но при этом время будет затрачиваться на обдумывание каждого пункта отдельно и, возможно, неоднократно. Если же продумать и проиграть заранее все, что предстоит сделать, то и времени в сумме уйдет меньше, и качество полученных результатов будет выше.

При организации статистического исследования принято выделять следующие разделы.

1.1. Определени цели и задач исследования.

Цель – это конечный результат, ради которого проводится исследование; это то основное, ради чего оно проводится.

Задачи – конкретизация частей, составляющих обозначенную цель; это вопросы и проблемы, решение которых в совокупности позволяет достичь цели.

Цель может формулироваться, например, таким образом:

 
- изучение заболеваемости с целью разработки мероприятий по ее снижению;

- изучение определенного вида заболеваемости с целью ее ликвидации;

- изучение потребностей населения в амбулаторно-поликлинической помощи для разработки планов по их удовлетворению;

- изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) на предприятии для определения возможности по ее снижению и т.п.

Задачи звучат более конкретно и узко по смыслу:

- установить, есть ли связь между уровнем заболеваемости и возрастом (полом, профессией, местом жительства и т.д.);

- выявить зависимость показателей длительности пребывания на койке от сроков доставки в стационар (квалификации врачей, вида травмы и пр.).

Правильно, полно, а главное – четко и конкретно сформулированные цель и задачи – залог успеха всего исследования. Следует отметить, однако, что многим медицинским работникам присуще давать формулировки расплывчатые, обтекаемые, плохо формализуемы. Это часто обусловливает возникновение непонимания между ними и математиками, программистами и другими представителями точных наук.

1.2. Объект и единица исследования. Объект – масса единиц (статистическая совокупность), обладающих общими свойствами. Единица исследования – это единица, несущая полный набор признаков, подлежащих учету.

В здравоохранении и медицине в качестве объекта исследования чаще всего выступают какие-то контингенты населения, группы людей, а в качестве единицы – соответственно один человек из указанного контингента, группы.

От правильного определения объекта и единицы зависит и результат исследования, и перспективы использования полученной информации.

Так, если целью является изучение распространенности гепатита среди населения района N, то объектом исследования будет население района, единицей – каждый житель, у которого учитывается целый ряд признаков (пол, возраст, контакты с больными и пр.), в т.ч. и признак «перенес ли гепатит», если перенес – когда, какая форма, тяжесть и т.п.

Если цель несколько изменить и изучать особенности течения гепатита у жителей района N, то объектом будет группа жителей, перенесших это заболевание, а единицей – каждый представитель группы.

На первый взгляд кажется, что определение объекта единицы исследования не представляет трудностей, но на практике это не всегда легко и просто.

Например, при изучении ЗВУТ на предприятии за объект могут приниматься и совокупность больничных листков, и больные, и само предприятие. Правильным же определением в данном случае следует считать: объект – работники предприятия; единица – каждый работник.

1.3. Место и время наблюдения.

 
Для конкретизации выполняемых в процессе статистического исследования работ необходимо обозначить территориальные и временные границы. С первыми обычно больших затруднений не бывает, вторые же могут быть различны в связи со спецификой изучаемого явления. Если исследуемый процесс имеет сезонные колебания, то понадобится несколько лет наблюдений; если колебания носят многолетний характер – 10-20 и более лет наблюдений. Одни исследования проводят в течение 1 дня (единовременные исследования), другие – за 1-3 года и более, постоянно регистрируя появление интересующих признаков (текущее исследование).

1.4. Охват – степень вовлечения единиц наблюдения в исследование.

При сплошном исследовании изучаются все единицы наблюдения, представляющие объект исследования (или генеральную совокупность), при несплошном – изучается часть этой совокупности. Выбор степени охвата зависит от важности проблемы и наличия сил, ресурсов.

1.5. Перечень учетных признаков, характеризующих единицу наблюдения.

Тут следует выделять факторные признаки (ФП), обозначаемые в основном в соответствии с задачами и результативные (РП), определяемые исходя из цели.

В плане причинно-следственных связей ФП выступает как причина, РП – как следствие. Таким образом, изменение ФП ведет к изменению РП. Целесообразно выделять управляемые ФП, т.е. такие, которые могут изменяться в соответствии с решениями каких-либо субъектов управления.

Следует помнить, однако, что некоторые ФП могут иметь вид управляемых или формально быть управляемыми, но на практике не изменяться вслед за принятыми по их поводу решениями. Например, образ жизни формально – управляемый ФП, но в конкретных условиях, какого то населенного пункта с учетом специфики местного населения изменить образ жизни бывает зачастую очень трудно или невозможно.

Важной особенностью многих учетных признаков является то, что в одних случаях они могут быть факторными, в других – результативными. Так, здоровье зависит от образа жизни и является ФП. Но здоровье уже как фактор влияет на продолжительность жизни.

Следует также помнить, что на любой результат влияет множество факторов, а каждый фактор – на многие РП. В связи с этим изменение какого- то ФП с намерениями положительно повлиять на определенный РП может вызвать изменение в худшую сторону другого РП.

Учетные признаки можно еще классифицировать по их природе как количественные, обозначаемые числом (возраст, вес) и качественные, обозначаемые словами (пол, диагноз). Выделяют иногда полуколичественные или ранговые признаки (порядковый номер родов, степень тяжести заболевания и т.п.), но исходя из целесообразности дальнейшей обработки информации эти признаки лучше отнести к качественным.

 
При организации статистических исследований часто возникает проблема выбора, какие признаки предпочтительнее – количественные или качественные? Решение в пользу последних обычно обосновывается тем, что важнее оценивать качественную сторону явления, чем количественную. Такое заявление во многих случаях, безусловно, верно, но из него не следует безоговорочная приоритетность качественных признаков. Дело в том, что в данном случае происходит смешение понятий «оценка качества» и «качественный признак», и оценивать качество можно, нужно и даже предпочтительнее с использованием количественных признаков.

Пояснить сказанное можно таким образом: гражданин Н. получил травму руки, функция которой нарушилась. После курса лечения функция частично восстановилась. Требуется оценить качество лечения.

Если опираться на качественные признаки, можно заявить: трудоспособность восстановлена в значительной мере, или в достаточной степени, или недостаточно и т.п. Если опираться на количественные признаки, можно заявить: трудоспособность восстановлена на 90%, или 50%, или 20% и т.д.

Сопоставляя два вышеизложенных высказывания, нетрудно прийти к выводу, что второе позволяет куда более объективно оценить результаты лечения, чем первое.

Таким образом, лучше подбирать количественные признаки для проведения любых оценок, но следует помнить, что в некоторых случаях это бывает просто невозможно и приходится обращаться к качественным признакам. Однако и здесь нужно попытаться унифицировать подход к оценке явлений, для чего обычно проводят четкое описание: что считать, например, плохим результатом, что – хорошим, что – удовлетворительным.

В заключение работы, связанной с составлением перечней учетных признаков, надо определить источники получения нужной информации. Что-то можно извлечь из медицинских документов, что-то - из документов различных учреждений, предприятий, а что-то - в результате специальных наблюдений, исследований.

1.6. Документ наблюдения (анкета, бланк, опросник).

Наиболее распространенным способом сбора информации при статистическом исследовании является заполнение документа, составленного в соответствии с подобранными учетными признаками. Этот документ представляет собой программу, по которой обследуется (изучается) каждая единица наблюдения.

Существует множество уже разработанных документов наблюдения: история болезни, медицинская карта, больничный листок, статистический талон и т.п. Все перечисленные документы заполняются, исходя из данных об определенном индивиде. Однако содержащаяся в них информация далеко не всегда может удовлетворять работников здравоохранения, так как на современном уровне управления здоровьем людей нужно знать о многих специфических параметрах как отдельного человека, так и общества, чтобы эффективно использовать силы и ресурсы здравоохранения.

 
Если ни один из существующих документов не удовлетворяет исследователя, необходимо составить свой документ, свою программу наблюдения. Часто такому документу придают форму анкеты, опросной карты. И самое главное при составлении анкет – не допустить субъективизма со стороны опрашиваемых в оценке каких-то явлений (если, конечно, не ставится специальная задача по исследованию субъективных ощущений, мнений, оценок).

Например, если задать вопрос «Каково Ваше здоровье?» нескольким людям, один оценит его как плохое, другой – как хорошее, третий - как удовлетворительное и т.п. Но все это субъективные оценки, и объективное изучение здоровья тех же лиц может привести к одинаковым оценкам здоровья у всех исследуемых или к другим, отличающимся от субъективных, оценкам. Методологически правильной будет оценка, основанная на унифицированных подходах к процессу оценивания, что включает:

а) перечень исследований здоровья по фиксированному числу параметров;

б) единую методику оценки как каждого параметра, так и их сочетаний.

Таким образом, необходимо, чтобы каждый опрашиваемый ответил на ряд одинаковых вопросов, или прошел одинаковые исследования, а суммировал результаты и давал бы конечную оценку один человек (или несколько, но по единой методике).

Вопросы в анкете можно ставить в трех формах:

- закрытой, предусматривающей все возможные ответы (например, пол: мужской или женский);

- полузакрытой, предусматривающей часть ответов (например, вид жилья: собственный дом, изолированная квартира, коммунальная квартира, общежитие, иной вид);

- открытой, с непредусмотренным ответом (например, домашний адрес).

С точки зрения последующей обработки удобнее пользоваться закрытой и полузакрытой формами.

При составлении собственного документа (программы) наблюдения редко удается сразу получить идеальный вариант такового. Чтобы иметь возможность критически оценить составленный документ, рекомендуется провести пробное исследование: опрашиваются (исследуются) человек 30 – 50 и в процессе этой работы выявляются недостатки анкеты для внесения в нее корректив и исправлений.

1.7. Программа сводки материала.

В данном разделе составляются макеты таблиц, в которые будет сводиться собранная информация.

1.8. Программа обработки материала – подбор статистических методик, приемов, коэффициентов и т.п., необходимых для обработки и, главное, анализа собранной информации.

1.9.

 
Определение требуемых сил и средств.

Современные статистические исследования могут быть небольшими, но могут носить и обширный, крупномасштабный характер. В любом случае целесообразно заранее оценить объем предстоящих работ и необходимые для этого затраты. Часть последних может покрываться в определенных случаях за счет традиционных источников (например, зарплаты медицинских работников), но часть может потребовать специальных ассигнований, выделения дополнительных людских и материальных ресурсов. Следовательно, нужно своевременно позаботиться о финансовом и материально-техническом обеспечении планируемого исследования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.