Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные требования к пассажирским вагонам






Важнейшие технические требования, предъявляемые к пасса­жирским, почтовым и багажным вагонам локомотивной тяги ма­гистральных железных дорог колеи 1520 мм, для скоростей дви­жения не свыше 44 м/с (160 км/ч) определены ГОСТ 12406—66. Все строящиеся и проектируемые вагоны имеют кузов цельно-несущей конструкции с металлической обшивкой. Максимальные размеры кузова едины (см. гл. II) для вагонов данного типа и впи­саны в габарит 0-Т (ГОСТ 9238—73) подвижного состава желез­ных дорог.

Параметры несущей конструкции пассажирских вагонов опре­деляют по нормам расчета на прочность и проектирования несамо­ходных вагонов, предназначенных для эксплуатации на сети же­лезных дорог МПС.

Для обеспечения надлежащих термоизоляционных качеств вагонов выбирают оптимальную конструкцию ограждения кузова и термоизоляционные материалы, удовлетворяющие теплотехни­ческим, гидроизоляционным и противопожарным требованиям. В настоящее время на смену мипоре, обертываемой паронепрони­цаемой полиамидной пленкой, приходит самозатухающий поли-стирольный пенопласт ПСБ-С.

Системы отопления, водоснабжения, вентиляции выполняют так, чтобы при температуре наружного воздуха —40° С в вагоне была обеспечена температура не ниже 18° С. При тех же условиях, но в вагонах с электрическим отоплением и электроподогревом подаваемого воздуха, температура в вагоне автоматически под­держивается равной 20 =ь 2°С.

Вентиляционные установки обеспечивают очистку воздуха от пыли, его подогрев в холодное время года и равномерное распре­деление по длине вагона. Систему вентиляции рассчитывают на непрерывную работу и подачу в вагон наружного воздуха в коли­честве, нормируемом ГОСТ 12406—66. Для отвода воздуха в ка­ждом пассажирском помещении и туалетных комнатах устанавли­вают потолочные дефлекторы.

В зависимости от назначения и предъявляемых к вагонам тре­бований их оборудуют установками для кондиционирования воз­духа, благодаря которым автоматически осуществляется венти-

 

 


лирование, подогрев или охлаждение подаваемого в вагон воздуха до требуемой температуры. При наличии системы охлаждения в ва­гоне постоянно поддерживается температура, равная 24 =t 2° С, при температуре наружного воздуха до 40° С. Конструктивные решения и качество изготовления узлов обеспечивают внутри вагонов при закрытых окнах, дверях, дефлекторах и работающей вентиляционной установке подпор воздуха, регламентируемый ГОСТ 12406—66.

Вагоны всех типов снабжают холодной и горячей водой (исклю­чение составляют вагоны межобластного сообщения и багажные). Размещение баков для воды допускает их свободную промывку и демонтаж. Баки снабжают указателями уровня воды, а также сигнализаторами окончания налива. Трубопровод системы водо­снабжения холодной водой изготовляют из стальных оцинкован­ных или полиэтиленовых труб. Монтаж трубопроводов выпол­няют так, чтобы был обеспечен полный слив воды и исключалось их замораживание. Подача воды в баки осуществляется через на­ливные трубы, соединительные головки которых размещены под вагоном. Эти головки снабжены нагревательными устройствами. В вагонах устанавливают электрокипятильники непрерывного действия и агрегаты для охлаждения питьевой воды.

Пассажирские вагоны оборудуют системой электроснабжения, обеспечивающей все потребители электроэнергии во время дви­жения поезда и на стоянках. Вагоны оборудуют подвагонной ма­гистралью с межвагонными соединениями, предназначенными для подачи питания цепям аварийного освещения соседнего вагона в случае выхода из строя его электрооборудования.

Освещение помещений для пассажиров предусматривают лю­минесцентное с электропитанием от преобразователя с частотой тока не менее 400 Гц, кроме вспомогательных пассажирских по­мещений, где допускается применение ламп накаливания напря­жением 50 В. Кроме этого, вагоны имеют дежурное и аварийное освещение. Вагоны оборудуют телефонной магистралью, звонко­вой сигнализацией вызова проводника и радиотрансляционной сетью с устройством, обеспечивающим устранение радиопомех, i Электрическое оборудование пассажирских вагонов проекти­руют с учетом работы при температуре окружающей среды от —50 до 40° С. Оборудование имеет защиту от перегрузок и коротких замыканий. Уровень шума в пассажирских помещениях регла­ментирован ГОСТ 12406—66.

Пассажирские вагоны, независимо от назначения и класса, оснащают однотипным оборудованием: автосцепками, автомати­ческими и ручными тормозами, противогазными устройствами, авторегулятором рычажной передачи и грузовых режимов тормо­жения, переходными упругими площадками, поручнями и под­ножками (рассчитанными на удобный вход в вагон с высоких и низких платформ), сигнальными фонарями и скобами для наве­шивания маршрутных досок. Почтовые и багажные вагоны не

 


имеют двух последних устройств, а почтовые вагоны, кроме того, не оборудованы и переходными площадками.

Основные технические требования к ходовым частям, тормоз­ному и автосцепному оборудованию и особенности конструкции этих узлов были изложены выше (см. гл. III, IV и V).

Принципиальную схему конструкции пассажирского вагона и его архитектурно-конструктивное решение определяют, исходя из конкретных предъявляемых требований и функционального назначения вагона, с учетом сохранения моральной долговечно­сти вагона в течение заданного срока службы. Наружную форму вагона проектируют рациональной по конструкции, простой по геометрическим линиям, подчиненной совместно с обустройством, единому композиционному замыслу. К формам кузова и наружному оборудованию вагона, предназначенного для скоростей движения до 44 м/с, не предъявляют строгих аэродинамических требований. У скоростных поездов форма вагона обтекаемая, подвагонное оборудование, межвагонное пространство и входные трапы за­крыты, стекла окон конструктивно выполнены заподлицо с боко­винами.

Пространственно-планировочное решение пассажирских ваго­нов находится в прямой зависимости от их назначения. Оно должно отвечать функциональным требованиям, предъявляемым к вагону данного типа, современному и перспективному (на расчетный срок службы) развитию пассажирских перевозок. Для интерьера по­мещений пассажирских вагонов используют малонасыщенные цвета, которые создают уют, а также впечатление легкости и чи­стоты. Преобладают светлые тона — для стен и потолка — и бо­лее темные — для диванов, кресел и других обустройств, имею­щих относительно небольшие плоскости.

В пассажирских вагонах дальнего следования обязательно предусматривают места для багажа и размещения верхней одежды, столики, емкости для мусора, пепельницы и т. д. В вагонах со­здают определенные удобства для проезда пассажиров с детьми. Тип конструкции и параметры пассажирских мест соответ­ствуют классу и назначению вагона. Основные размеры пассажир­ских помещений и их оборудования принимают по рекомендациям, приведенным в нормах на проектирование вагонов. Угол наклона сидения к горизонтали обычно составляет 6—12°; нерегулируе­мый угол между сидением и спинкой равен 95—130°; высота спинки не менее 500 мм; внутреннее расстояние между подлокотниками 450—500 мм; ширина подлокотника 100 мм; ширина сиденья для одного человека — не менее 450 мм; свободное расстояние над спальной полкой по высоте не менее 650 мм. Форму диванов и кре­сел выбирают с учетом удобства для сидения (лежания) на основе требований антропометрии. Пассажирские вагоны оснащают опуск­ными и глухими (неоткрывающимися) окнами. Все окна, кроме окон котельного отделения, имеют двойные стекла и достаточно хорошее и долговечное уплотнение, работоспособное при темпе-

 


ратурах —50÷ + 40° С й исключающее в любое время года попада­ние пыли и влаги в вагон.

Для окон применяют плоские закаленные безопасные стекла (ГОСТ 5727—75). В окна котельных отделений и во внутренние рамы туалетных (умывальных, гардеробных) помещений устана­вливают узорчатое или матовое листовое стекло. Размеры стекол определены ГОСТ 13521—68. В подоконной зоне предусматривают дренажные устройства. Блок из двух рам открывающихся окон (кроме окна для специальных целей) в опущенном крайнем поло­жении образует проем не менее 300 мм. Размеры и расположение окна над уровнем пола выбирают так, чтобы до верхней кромки оставалось не менее 1800 мм, что позволяет стоящему пассажиру осматривать пейзаж. Нижняя кромка окна возвышается над по­верхностью сидения не более чем на 500 мм, что дает возможность обеспечить ее положение ниже уровня глаз сидящего у окна ре­бенка.

Шаг окон по длине вагона связан с его планировочным реше­нием. Это положение весьма важно для вагонов открытого типа с местами для сидения, где количество окон и величина простен­ков увязаны с шагом кресел для создания наилучшей обзорности пассажирам. Каждое опускающееся окно оборудовано механиз­мом для облегчения подъема пакета из двух рам и фиксации его на любой высоте между крайними положениями. Конструкция окон предусматривает возможность их очистки, в том числе между рамами. Окна вагонов, за исключением окон туалетных и котель­ных помещений, оборудуют механическими шторками из свето­защитного материала, которые можно фиксировать в любом поло­жении по высоте. Кроме того, на окнах есть занавески для защиты от солнца.

Двери, в зависимости от назначения вагона и места их уста­новки, применяют створчатые или задвижные. Минимальная ши­рина проемов дверей (в мм) установлена нормами на проектиро­вание вагонов (см. § 9). Двери снабжены унифицированными зам­ками и фиксаторами в закрытом (некоторые и в открытом) поло­жении. Их ручки расположены на высоте 900—1000 мм от пола. Двери пассажирских купе и служебных помещений, как правило, задвижные. В нижней части этих дверей, а также дверей в кори­дорах и туалетных помещениях предусматривают вентиляцион­ные отверстия. Боковые и лобовые створчатые двери тамбуров вы­полняют из штампованных стальных листов, алюминиевых спла­вов или стеклопластика. Эти двери имеют термоизоляцию, петли, допускающие регулировку полотна по высоте, предохранительные решетки на стекла и уплотнения, исключающие попадание пыли внутрь вагона. Дверь котельного отделения выполняют металли­ческой.

В пассажирских вагонах дальнего и межобластного сообщения предусмотрено по два санузла на один вагон, а в почтовых, ба­гажных и вагонах-ресторанах — по одному на вагон. В спальных

 

 


Вагонах с большой населенностью целесообразны дополнительные умывальные кабины. Вагоны высшего класса имеют душевые уста­новки и умывальники в каждом купе или одну установку на два купе. Санузел оборудуют умывальными раковинами с порцион­ными кранами, унитазами с ножным приводом к клапану для пуска воды к затвору. В санузле также установлены зеркало, дозаторы для жидкого мыла, полочка, вешалка с крючками, ящик для бу­маги, озонатор, кувшин для ерша, а на двери — указатель — занят санузел или свободен. Умывальные раковины расположены на высоте 850—900 мм от пола.

Служебные помещения проектируют удобными для работы и от­дыха обслуживающего персонала. Основное их оборудование следующее: спальные места, приспособленные для лежания и си­дения (в спальных вагонах); кресла или диваны (в межобластных вагонах); полки для чистого белья; раковина для мойки посуды; шкаф для хранения посуды; столик под окном и др. В каждом пассажирском вагоне предусматривают определенный набор зву­ковых, световых и визуальных средств информации для пасса­жиров и обслуживающего персонала.

Технические условия на производство вагонов предусматривают антикоррозионную защиту всех металлических деталей, пропитку тканей водоотталкивающими и противогнилостными составами, а деревянных деталей — антисептиками и антипиренами. Обеспе­чению пожарной безопасности вагонов уделяют исключительно большое внимание. Поэтому для облицовки стен, перегородок и по­толков применяют только несгораемые или трудносгораемые ма­териалы, а деревянные детали подвергают огнезащитной обработке. Используют самозатухающий термоизоляционный материал, ко­торый не выделяет токсических веществ.

Опыт эксплуатации цельнометаллических пассажирских ваго­нов определил необходимость отделить противопожарными кон­струкциями потенциально опасное служебное помещение, защитить всю площадь перегородки со стороны служебного помещения огне­защитным материалом и установить шиберную заслонку в возду­ховоде, чтобы в случае пожара огонь не распространялся по вагону через воздушный канал.

Дымовые трубы котла отопления, плит и т. п. имеют противо­пожарные вставки. При расчете их размеров исходят из следую­щих допускаемых температур: 800° С — для поверхности дымовой трубы, омываемой дымовыми газами; 100° С — для поверхности, омываемой горячей водой; 60° С — для поверхности нагрева дета­лей из дерева. В зависимости от температуры теплоизлучающих поверхностей установлены минимальные расстояния от них до сгораемых конструкций: 500 мм — при температуре 80—200° С; 1000 мм при температуре свыше 200° С. При необходимости рас­положения сгораемых конструкций ближе указанных расстояний их защищают изоляционными материалами, а также экранами с воздушной прослойкой. Воздуховод изготовляют металличе-

 


ским, а тканевые диффузоры и компенсирующие вставки обяза­тельно пропитывают огнестойким составом.

Электрическое оборудование пассажирских вагонов в противо­пожарном отношении соответствует требованиям ГОСТ 9219—75, а электрические машины — требованиям ГОСТ 183—74. Для электрооборудования напряжением до 1000 В сопротивление изо­ляции составляет не менее 2 МОм при отключенной аккумулятор­ной батарее, а при более высоком напряжении — не менее 8 МОм. Все электрооборудование надежно заземляют, на каждую тележку устанавливают две перемычки, соединяющие кузов вагона с ра­мой тележки, а раму соединяют двумя перемычками с буксой. Все провода низковольтной и высоковольтной цепей проклады­вают в металлических трубах, или коробах, или каналах, защи­щенных огнестойкими материалами. Запрещено прокладывать в одних и тех же трубах и коробах провода цепей напряжением до 1000 В и свыше 1000 В.

Специальные требования предъявляют к конструкциям сое­динений, выводов, креплений, изоляционных ограждений и к фор­мам изгибов трубопроводов. Наконечники проводов крепят горя­чей пайкой или напрессовкой. Изоляция всех проводов трудно-воспламеняемая и масловлагостойкая. В системах электроснабже­ния предусматривают защиту электрических цепей автоматиче­скими выключателями от токов короткого замыкания и перегру­зок, коммутационных и индуктивных перенапряжений. Места установки распределительных щитов и пускорегулирующей аппа­ратуры надежно изолируют для предотвращения распространения огня в случае загорания.

Все пассажирские вагоны обязательно снабжают первичными средствами пожаротушения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.