Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебного процесса

ПОВЫШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Ключевые слова: воспитание, обучение, подход, интеграция, целеполагание.

Key words: upbringing, training, conception, integration, goal-setting.

 

Готовясь к учебному занятию, учитель наряду с образовательными задачами разрабатывает комплекс воспитательных задач, которые связаны с формированием у учащихся социально- и личностно-значимых качеств и свойств, нравственно-ценностного отношения к окружающему миру, людям, деятельности, самому себе, развитием взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими учениками, родителями, представителями различных организаций, социальных групп.

Определяя идеи, реализация которых существенно повышает воспитательный потенциал обучения, обратимся к «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой отмечается, что «...модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Далее подчеркивается, что «Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [1, с. 9].

Исходя из вышеизложенного, для повышения воспитательного потенциала учебного процесса необходимо обратить особое внимание на реализацию следующих подходов:

¾ человеко-ориентированный, обеспечивающий выявление и развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, формирование субъектной позиции учащегося, позволяющего каждому ученику продвигаться своим темпом в процессе обучения, проходить образовательный путь с учетом своих потребностей, возможностей, личных и профессиональных интересов и планов;

¾ аксеологический, направленный на усиление ценностных аспектов всех компонентов педагогического процесса, обеспечивающий развитие у учащихся нравственных ценностных ориентаций, присвоение ценностных смыслов полученной информации и нравственное обогащение личного опыта при изучении предмета;

¾ рефлексивно-деятельностный, предусматривающий включение ребенка в преобразовательную практическую личностно и социально значимую деятельность, направленную на применение полученных знаний по предмету, на основе осознания своих возможностей и достижений, обеспечивающего формирование у ребенка рефлексивного отношения к собственной деятельности, стремления к самопознанию, самоанализу, самоконтролю и саморазвитию;

¾ интегративно-вариативный, предполагающий выбор вариантов способов и средств организации деятельности детей на основе интеграции между разными элементами внешней и внутренней среды.

Опираясь на эти подходы, мы определили следующие направления повышения воспитательного потенциала учебного процесса.

Организация индивидуально-ориентированного целеполагания, обеспечивающего развитие познавательных интересов, положительной мотивации учения ученика, выработку и присвоение им целей и задач учебной деятельности, что предполагает:

¾ приобщение учащегося к самодиагностике своих возможностей и способностей, результатов учебной деятельности;

¾ формирование у детей умений адекватно оценивать свои успехи, объективно определять проблемы в своей учебной работе и искать пути их решения;

¾ определение ребенком личных целей и задач учебной деятельности, изучения предмета, освоения темы, каждого познавательного действия на основе осознания личных достижений и планов.

Усиление воспитательных аспектов содержания учебного процесса, которое предусматривает:

¾ опору на личный опыт ребенка;

¾ связь изучаемого материала с жизнью, будущими личными и профессиональными планами ученика;

¾ определение вариативной части изучаемого предмета с учетом интересов и потребностей региона, конкретного социума, интересов и потребностей детей, социального заказа родителей;

¾ выявление в содержании учебного материала нравственных проблем, которые могут стать предметом обсуждения на занятии, подбор убедительных и ярких фактов, примеров, воздействующих на нравственное сознание и поведение детей;

¾ привлечение материалов, фактов исторического и культурного наследия своей страны, города, села при решении учебных задач;

¾ использование краеведческого материала, учет местных традиций и культурных ценностей при изучении предмета;

¾ привлечение учащихся к решению и обсуждению актуальных проблем страны, местных проблем в процессе изучения соответствующих тем;

¾ участие учащихся в разработке проблем района, города, поселка, в преобразовании окружающей жизни через выполнение социально значимых учебных проектов, исследовательскую деятельность;

¾ развитие межпредметных и интегративных связей, обеспечивающих формирование у учащихся целостного представления о научно-предметной и ценностной картинах мира и обучение детей способам применения приобретенных знаний в практической жизни, которые способствуют осознанию потребностей в получении знаний, переносу теоретических знаний в практическую деятельность и их использованию в нестандартных ситуациях.

Формирование субъектной позиции учащихся, которая является результатом, условием и средством индивидуально-ориентированного обучения и воспитания. Субъектная позиция ученика характеризуется следующим:

¾ осознанием и принятием целей учебной деятельности;

¾ адекватностью самооценки своих возможностей и способностей, критичностью, потребностью в самоконтроле;

¾ способностью действовать целенаправленно и самостоятельно, принимать ответственные решения;

¾ активностью и заинтересованностью ученика в достижении положительного результата;

¾ потребностью в самоопределении и самореализации;

¾ способностью анализировать учебную деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям и достижениям.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции ученика являются:

¾ ориентация на интересы и потребности учащихся, учет уровня их подготовленности к предстоящей деятельности, обеспечение возможности добиваться положительного результата, успеха в работе;

¾ мотивированность ученика на предстоящую деятельность, осознание ее важности, значимости, полезности;

¾ включение учащихся в процесс целеполагания на всех этапах учебной работы;

¾ обучение учащихся способам самотестирования, объективной самооценки собственных возможностей и способностей;

¾ овладение способами проектирования собственной деятельности, составление индивидуальной образовательной программы и индивидуального учебного плана;

¾ создание ситуаций выбора и самоопределения;

¾ предоставление возможности учащимся принимать самостоятельные решения по вопросам, которые затрагивают их интересы;

¾ привлечение учащихся к анализу собственной и коллективной учебной деятельности, организация рефлексии;

¾ использование различных способов стимулирования творчества, активности и взаимодействия учащихся.

Проявление и формирование субъектной позиции ученика существенно зависит от характера его взаимодействия с педагогом, а также другими учащимися. Наиболее благоприятными для этого являются такие типы взаимодействия как диалог и сотрудничество.

Развитие сотворчества участников учебного процесса. Общеизвестно, что воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими ученика являются сотруднические отношения с учителем и учащимися. Реализуя данную идею, педагогу важно изыскать возможности для развития сотворчества педагогов, детей и их родителей.

Сотворчество понимается как совместная целенаправленная деятельность участников учебного процесса, обладающая следующими отличительными признаками: субъект- субъектные взаимоотношения между участниками деятельности; неординарность, оригинальность, нешаблонность действий, направленных на получение новых свойств, признаков конечного продукта умственного и практического труда.

Реализация идеи сотворчества предусматривает развитие креативных способностей детей и взрослых на основе развития сотруднических отношений между ними. Учитель личным примером показывает образец сотворчества с учениками и в то же время развивает сотворчество между детьми, используя специальные коммуникативные технологии.

Основу сотворчества составляет подлинно совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие участников учебного процесса на основе личных предпочтений. При этом возникает чувство сопричастности к общему делу, потребность в общении друг с другом, осознание и переживание себя и других как «мы». Сотворчество достигается, если участники деятельности осознают важность взаимодействия друг с другом в достижении положительного результата, выполняют работу осознанно, относятся друг к другу как индивидуальности. Важнейшими средствами развития сотворчества являются групповые формы организации учебных занятий и решение творческих учебных задач.

Необходимые условия сотворчества:

¾ совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, определение путей достижения общего и индивидуальных результатов;

¾ совместное распределение поручений, обязанностей, функций, средств, видов групповой деятельности в соответствии с возможностями каждого участника деятельности;

¾ совместные контроль и оценка результатов учебной деятельности, постановка новых целей и задач.

Сотворчество сверстников, взрослых и детей - благодатная почва для развития учащихся, их гуманных, интеллектуальных и нравственных качеств. Только в совместной творческой деятельности ребенок может раскрыть себя, проявить и развить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, толерантность. В такой деятельности зарождаются и проявляются организаторские и коммуникативные способности детей.

Использование образовательных ресурсов социума, окружающей среды, расширение связей детей с окружающим миром. Реализация данной идеи позволяет обогатить сферу социальных связей ребенка, приблизить учебную деятельность, учебные задачи к реалиям жизни, разнообразить представления детей в сфере предметных знаний, обогатить впечатления учащихся о пребывании в школе. Расширение связей учащихся с окружающим миром ведет к коррекции действий школьников, системы отношений в ученическом коллективе со стороны не только педагогов, но и других людей.

Для обеспечения этой идеи необходимо шире использовать возможности, прежде всего, самой школы, изменив структуру организации учебно-воспитательного процесса: преодолеть ограниченность учебного процесса рамками класса, проводить занятия за пределами школы. Смена обстановки позволяет активизировать внимание детей, развивает познавательные интересы учащихся, поэтому педагогам целесообразно при планировании предусмотреть проведение учебных занятий вне школы, учитывая наличие ближайших учреждений, музеев, базы местных предприятий, хозяйств, библиотеки.

Обогащению содержания, расширению контактов детей и разнообразию способов организации учебных занятий, экскурсий, конференций может способствовать привлечение специалистов местных предприятий, хозяйств и работников культурных центров, библиотекаря.

Целесообразно развивать связи школ с культурными и учебно-воспитательными центрами района, области, села, а также между школами.

Расширению социальных контактов, развитию социального опыта детей способствует организация взаимодействия детей не только разных школ, но и учащихся разных классов в конкретной школе.

Большую ценность имеют встречи с интересными жителями, умельцами, творческими людьми, которые дают детям образец преданного отношения к своей малой Родине, полноценной, духовно богатой и разносторонней жизни человека в современных условиях, привлечение родителей к организации учебного процесса, взаимодействие детей и родителей при подготовке и проведении учебных занятий.

Эффективность учебно-воспитательного процесса значительно повышается, если осуществляется интеграция средств учебной и внеучебной деятельности учащихся, что предполагает следующее:

¾ создание условий для разностороннего развития детей;

¾ координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную);

¾ взаимопроникновение различных видов деятельности;

¾ взаимодействие всех членов коллектива;

¾ создание системы дополнительного образования с учетом потребностей учащихся и возможностей школы;

¾ определение разделов учебной программы, которые необходимо углубить через систему дополнительного образования;

¾ разработку новых форм и методов обучения, подбор материалов и средств для развития творчества детей и педагогов, усиление познавательного характера разнообразных воспитательных дел;

¾ интегрирование образовательного процесса в социальную среду (привлечение специалистов к учебно-воспитательному процессу, проведение занятий за пределами школы, организация общественных мероприятий и акций по преобразованию окружающей среды).

В условиях интеграции учебные занятия подчиняются общим целям и задачам воспитания. Возрастание воспитательного потенциала учебных занятий достигается:

¾ через включение в содержание занятий материала нравственного характера, показ роли человеческого фактора в освоении и развитии мира, обращение к личному опыту детей, обогащение содержания материала знаниями социального характера (духовной, экономической, политической сферы), усиление практической направленности подготовки школьников к жизни;

¾ через использование активных форм и методов обучения, обеспечивающих субъектность ребенка в учебном процессе (дискуссий, диспутов, деловых игр, уроков-исследований, семинаров и др.);

¾ через включение в учебные занятия элементов внеурочной воспитательной работы (проведение дидактических игр, викторин, конкурсов, приглашение интересных людей, проведение интегрированных занятий, выполнение учащимися творческих работ, проектов, использование воспитательных возможностей природы, социума).

Важно подчеркнуть, что интеграция педагогических средств позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс, жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, сделать более увлекательной учебу и интересным досуг.

 

Список источников

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Бюллетень МОРФ. - М., 2002. - № 2. - с. 2-31.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Обчислення у запитах




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.