Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VI. О гидронимах Башкирии
С этнонимами тесно связаны топонимы, в том числе гидронимы, которые также многослойны и разновремен-ны. Первоначальное произношение и семантика их значительно изменены и искажены последующими поколениями, и нередко образовывались гибридные топонимы, сочетающие в себе разные синонимы. В некоторых случаях одни и те же топонимы и гидронимы можно трактовать по-разному. Гидронимы мы разберем не в алфавитном порядке, а в комплексе по географическим зонам, независимо от их различия, что позволит нам выяснить степень этнокультурных связей древних племен в отдельных регио- нах. Вместе с тем ряд однотипных гидронимов в некоторых случаях мы сопоставим параллельно. Языковед А. А. Камалов отмечает, что гидронимы с одними и теми же названиями встречаются в разных районах Башкирии, и связывает такое явление с переселением башкирских племен в древности в разные регионы края. 1. Так, например, большая река Ик, приток р. Камы на Большинство исследователей сходятся в том, что термин «ик» угро-финского происхождения. На языке манси — река, у венгров— река, у финнов — река, у хантов — вода. Но термин «ик» на башкирском языке произносится «ык», что приближает его к термину тюркоязычных народов «ак» (течь). Следовательно, гидроним Ик объясним и на языке тюрки. 2. Гидроним Уфа также имеет широкие географичес На языке удмуртов и коми термины «ва-ву» означают вода, термин «ув»— низ, низменное место. Гидронимы Ува, Уфалей, Уф-доршор, Уф-Тюга, Улва, Тулва, Сылва и др. встречаются в области расселения народов угро-финского происхождения. Существует предположение, что термин «уфф-уффа» на древнемадьярском языке означал лесная река. 3. В северных и северо-восточных районах Башкирии На языке манси «урай»— старица реки, на языке коми «арай»— низкий, сыроватый луг, ложбина. На осетинском языке «» (ай)— знак восклицания: «что это за чудо!», а на языке таджиков «сой-чуй»— речка, ручей, на чувашском «ай»— низ, река между горами. Так что названия гидронимов с окончанием на -ай-уй-, вероятно, индоевропейского происхождения. Река Ока, пр. Ай, аналогична по звучанию реке Ока, пр. Волги; вероятно, термин финно-угорского происхождения. В Башкирии очень популярен гидроним Юрюзань (Юрузэн). На коми языке «ю»— река, речка, на удмуртском «юр»— шум, гам. Отсюда получается, что Юрюзань — шумная река. На коми языке «ворю»— лесная река. В словаре топонимов БАССР сказано: «Юр — большая, узен — долина, река». В этом же регионе имеется река Уса, правый пр. р. Ай. На языке чуваши термин «уса»— иней, на коми языке термин «уса»— соловей. Река Уса, пр. Печеры в Республике Коми, называется соловейная река. 4. Б.—М. озера Учалы в восточной Башкирии также Там же, рядом с озером Учалы, имеется другое большое озеро — Ургун (), что означает на языке удмуртов медь. Эти два озера — соседи, и надо полагать, что они именинники одного времени и одного племени. Определение гидронима Ургун с монгольским термином широкий (Топонимы БАССР, стр. 117) маловероятно, т. к. совпадение семантики термина «ургун-медь»— неопровержимый факт. 5. Гидроним Б. Танып в северной Башкирии и Танып, На языке таджиков термин «танба»— плотина, запруда. Гидроним. Ар, приток Большого Таныпа. На древнеперсидском и осетинском языках термин «ар»— река. На венгерском языке термин «ар» также означает река. На узбекском языке термин «ар» встречается в виде «арык», т. е. оросительный канал, а на языке тюрки — в форме «ыр» (течь). Гидронимы Ар, Ор, Ур, Ыр являются, вероятно, разновидностями единого индоевропейского корня. 6. Гидроним База, пр. р. Белой. Термин (баз) на языке фарси — светло-голубой, на коми языке — черный паслен, на языке тюрки «баз»— яма, пропасть, что, может быть, соответствует крутым и высоким берегам этой реки. Однотипны гидронимы Сюнь-Сон, пр. р. Белой, Сюрень, пр. р. Ик на юге Башкирии, Сурень, пр. р, Ик на западе края. На языке удмуртов «сюм»— залив, затон, а «» — голавль (рыба). Рядом с гидронимом Сюнь (Сен) известный топоним Чалл-Чаллы, гор. Набережные Челны. Термин (чал) на языке фарси — яма, углубление, впадина, (чалаб)— яма, углубление, впадина с водой. О топониме Манчар. Термин из двух частей — ман-чар; на языке фарси термин «ма-ман»— вода, «чар»— овраг, обрыв, крутой берег, или «ман»—земля, место, «чар»— высокий склон, обрыв, овраг. Если так, то гидроним Манчар — вода, река с крутым берегом. 7. Гидроним Бирь, Пр. Белой, отсюда г. Бирск — термин—«» (бер-бир)—море, на языке хиндов и таджиков — море, залив. Термин «бирь»— индоиранского происхождения. Другое объяснение семантики гидронима Бирь, с ссылкой на мнение П. И. Рычкова, в смысле буре, т. е. волк, представляется мне неубедительным (см. Топонимы БАС'СР, стр. 38). 8. Гидронимы Кармасан и Сармасан (Чермасан) можно На языке чуваши термин «кар-кара»—~ буйный, сильный (читай термин древних булгар), термин «ма» на языке фарси — вода, жидкость. Значит, гидроним Карма-сан— буйная, сильная река (вода). Термин «сармас»^- ан (афф). по-древнетюркеки — обвиваться, обкручиваться; на том же языке «сармас» означает «он вместе со мной вытащил рыбу». Как видно, оба примера связаны с рекой, водой. Гидроним Сармасан можно объяснить и по-другому. На языке фарси (cap)— голова, начало, верхушка, ш (сара) — чистый, ясный, (ма) — вода, сар-ма-сан (Афф.) можно толковать, как верхушка, начало реки или чистая, прозрачная река. Если же гидроним произность Чарма-сан, то его можно толковать, как реку с крутым, высоким берегом, т. к. термин «чар» на языке фарси — овраг, обрыв, крутой берег. Еще один вариант: гидроним Сарман (Сэрмэн) на языке венгров — роса. Название гидронимов Сармасан и Кармасан в словаре топонимов БАССР объясняется со ссылкой на антропонимы (стр. 90, 91). Как видно, в некоторых случаях термины индоевропейского, индоиранского и тюркского происхождения сходятся между собой, поэтому бывает трудно определить их языковую принадлежность. Вблизи перечисленных водоемов расположен Шаран (пр. р. Сюнь). По-древнетюркски термин «шар»— звук дождя, потоки воды, а «шара»— название местности. Такая семантика совпадает с термином башкирского языка «шарлай-шарлау»— бурлить, шум реки или «шар-лауык»— водопад. В словаре топонимов БАССР этот термин определен, как болото, болотистое место (стр. 169). 9. Гидроним Лабау (Лабаво), лев. пр. р. Уфы, можно объяснить по-разному. На коми языке «лаб»— сырое место в лесу, по-венгерски «лап-лаб»— болото, на таджикском «лаб-лаби» или «лаболаб» — полон воды до краев. Здесь возможна связь сармато-аланских и угро-финских терминов в древности. Семантика небольшой речки Тауш, лев. пр. р. Уфы, соответствует своему названию. Тауш, «» на языках фарси, тюрки, в том числе и башкир —■ шум, звук, голос. Когда-то речка была сильным и шумным потоком, а теперь влачит жалкое существование. Гидроним Сим- можно толковать по-разному. На языке курдов «сем-сим» — низовье, на персидском «сим» — лещ (рыба) или серебро, на коми языке «сим» — смуглый, мутный, а «сима» — леска удочки. Термин, вероятно, индоиранского происхождения. Гидроним Лэмэз (Лемезы) встречается в Иглинском, Дуванском и Кигинском районах, но произносится он в двух вариантах: Лэмэз или Нэмэз, хотя основа терминов, вероятно, едина. «Лэм» на башкирском языке — ил, «лэмле» — илистый. На угро-финском термин « —лем» — уха, жидкая похлебка. На курдском «нэмэз-нимз» — низменность. К этой же категории терминов относится, возможно, и Лемьян, название одноименных реки, горы и деревни в Гафурийском районе. Хотя, по мнению местных жителей, слово «лэм» означает пища, снедь, питательное вещество. Гидроним Уршак, пр. р. Белой, состоит из двух частей: ур — река (см. пр. бассейна Оби), шак — на языке коми и удмуртов —- осадок, гуща. Возможно, пойма р. Уршак местами болотистая, илистая. Гидроним Усолка отличается минеральным составом, отсюда — эсе (горчить), соль, усолка. Но есть термин на коми языке «усьны» — водопад, а на языке чуваши «уса» — иней. 10. Интересны и сложны гидронимы бассейна р. Дим — Демы. Почти с таким же названием р. Дым (пр. Ик) в Бугульминском районе Татарии. Однозвучны с ними гидронимы Тым и Пим (пр. Оби), а также топоним Дъема в Венгрии. На языке башкир и удмуртов термин «дым» — влага, сырость. Гидроним Дима (пр. Аму-Дарьи) существовал еще в IV в. н. э. Для западных и юго-западных районов Башкирии характерны гидронимы: Кара-Каран, (Нугуш), Мэлэуз (Мелеуз) и Мэнэуз (Менеуз), которые, хотя и редко, но встречаются в восточных и юго-восточных районах республики. Языковед А. А. Камалов считает, что термин «каран» собственное башкирское слово полынья. Возможно, что это и так, но сопоставить этот термин с другими однозвучными-терминами не будет излишним. На персидском языке — куран — течение, поток, на языке курдов «кара» — масло или применяется в поговорке «Без труда — не выловишь рыбу из пруда», на таджикском «канрр» —- берег реки, на коми языке «кунар» -— облако, на чувашском «кара» — буйный, сильный, «карла» — шуметь, «каран» — раскаты грома. В итоге получается, что «каран» — буйный, сильный поток воды. Термин индоиранского происхождения. Гидроним Herein (Нугуш) можно сравнить с таджикским термином «нагыз» — хороший, прекрасный или «нахыр» — река. Насколько сложны и скрытны корни некоторых топонимов и гидронимов, видно хотя бы из следующих примеров: село Таутимян (Тавтиманово) в Иглинском районе можно было бы объяснить, учитывая место (рельеф) расположения, на башкирском языке, как-тау тубэне или тау яты, что по-русски — деревня у горы или подножия горы, но существует осетинский термин — род, родня, родные. Мне кажется, осетинский термин ближе к истине, чем механическое сопоставление башкирских терминов. Такой же случай с топонимом Казаяк. В словаре топонимов БАССР сказано, что термин «казаяк» связан с аналогичным по звучанию этнонимом (стр. 83), но откуда и что за этноним — оставлено без ответа. Или пишут; «Казаяк» — это папоротник, который растет во множестве в лесах Башкирии. Да, это так, но нам нужно понять исходную точку термина казаяк. Я полагаю, что этот термин берет свое начало из языка фарси — «казъягы» — олений рог. Папоротник с симметричными листами, с легким загибом и конусовидным завершением вверху напоминает олений рог. Олень являлся самым почитаемым у сармато-алан в древности. Семантика топонимов и гидронимов иногда очень сложно и скрытно переплетается с далекой древностью. 11. Вернемся к гидронимам Мэлэуз (Мелеуз) и Мэнэуз (Менеуз). Они однозвучны, с небольшим отличием в произношении. С ними однотипны Мэлэкэс (Мелекес) в Иглинском и Мечетлинском районах, Мэлэ — в Зианчу-ринском, Мэлэт — в Дуванском и Малояз — в Сала-ватском районах. Семантика этих гидронимов, веро ятно, индоиранского происхождения. На тунгусском языке «ма» — вода, на удмуртском «мэлэсъ» — вода, загрязненная мелом или глиной, на таджикском «малла» — светло-желтый, на осетинском «малл» — глубокое место в озере, реке, омут; на персидском «ма» — вода, живая вода, «мализ» — пиявка,, «узуз»—шум, журчанье воды. Если мал+узуз, то получится, вероятно, Мэлэуз (Мелеуз) —- шум, плеск, журчанье реки, воды, загрязненной (редко) желтоватой глиной. Следует отметить очень близкое сходство терминов «ма» тунгусского и «ма» персидского, а также семантики между таджикским «малла» — светло-желтый и удмуртским «мэлэсь» — испачканный мелом. Башкирский термин «мэте» — глина, которая видна, в основном, на берегах водоемов, очевидно, своим происхождением связан с индоиранскими терминами. В словаре топонимов БАССР сказано, что «мэнэуз», возможно, стоячая вода (стр. 110). Ни р. Мелеуз, ни р. Мэнэуз не стоят, наоборот, они с очень быстрым и шумным течением. Гидронимы: Мэлэкэс (Мелекес), Мэлэ, Мэлэт и Малояз созвучны с удмуртским термином «мэлэсь» — вода, испачканная мелом или глиной и таджикским термином «малла» — светло-желтый. 12. Несколько слов о гидрониме — водопаде «Кукраук» 13. Я согласен с мнением А. К. Матвеева, что На языке курдов «ру» — река, «ряря» — полосатый, непостоянный, меняющий русло, «руни» — чистый, «ру-ун» — светлый, ясный. На персидском «pahpah» — волнистый, рифленый, «руанреван» — текущий, проточный, «раhаб» — проводник, водосточный канал. 14. О гидронимах южной Башкирии Тур-Тор. Река Тур (Верхотур) в Мелеузовском районе, р. Тора в Учалинском районе. Реки Тура-Тара встречаются в бассейне р. Исети в Западной Сибири, р. Тур — в Венгрии. На персидском языке (тур) — невод, рыболовная сеть, тар — темный, матовый, — — влажный, на таджикском «тар» — влага, на осетинском (тур) — быстрый, быстротечный, что близко к характеру наших рек. 15. Выше было отмечено, что термин «ар» на Не могло ли случиться так, что большая река на юге Башкирии — Орь в какой-то промежуток времени являлась южной границей угров в древности, и именно они называли ее часовым, сторожем или ангелом-хранителем? 16. О гидронимах Самар и Сакмар. Гидроним Самар — за пределами Башкирии, но вблизи ее границ и в четырех районах есть населенные пункты — Самар, Самарка, Самарские. Как пишет Г. М. Васелевич, топонимы и этнонимы Самар, Шамар, Хамар встречаются у хантов и манси. Одни и те же топонимические названия: Самар, Тазлар, Мажар, Унгар — известны в Башкирии и в Венгрии. На башкирском языке термин «hамар» — большая деревянная чаша с ручками, на венгерском «» — скорый, быстрый, на таджикском языке: 1. самара — плод, 2. самур — соболь, на персидском «» — пруд, водоем, «самур» — выдра. Интересно попутно отметить термин «Сибирь», что на языке перси —- «сибири» — куница. Существуют города Самар-Канд — в Узбекистане и Самарра — вблизи г. Багдад в Ираке. Каждый народ определяет по-своему смысл термина «самар». Но все же, башкирская — чаша, венгерский — быстрый, таджикский — плод, персидский — пруд, водоем и выдра, связаны с водой. О гидрониме Сакмар (баш. ), правый пр. р. Урал. Сакмар — известная, прославленная и воспетая народом река. На туркменском языке термин «сакар» — оазис, очень близкий термин по звучанию к термину сакмар. На осетинском языке термин «, » (сак) — мочь,
|