Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетный процесс, его принципы, стадии.






Бюджетный процесс. Определение в ст. 6 БК РФ. Бюджетный процесс – регламентированная нормами бюджетного права деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджета и отчета об исполнении бюджета. Таким образом, можно выделить 4 стадии бюджетного процесса – составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета, отчет об исполнении бюджета. Принцип последовательного вступления государственных органов в бюджетный процесс – составляется органами исполнительной власти, рассматривается органами законодательной власти и исполняется исполнительными и отчет исполнительными составляется и рассматривается законодательными. Принцип отчетности и гласности – доступность о бюджете и бюджетом процессе. Принцип специализации бюджетных показателей – доходы и расходы определенным образом классифицируются, систематизируются, определяются в определенные группы.

 

22. Порядок составления бюджета.

Первая стадия – послание президента РФ в котором определяются основные положения бюджетной политики. И на основе этого послания строится бюджет. Послание должно быть не позднее марта года предшествующего тому, на который разрабатывается бюджет. В марте начинается разработка бюджета. Разработка строится на прогнозных планах развития территории и страны в целом, на основе уровня инфляции, уровня ВВП, исходя из этого определяются доходы с учетом существующих ставок налога и в соответствии с необходимыми целями и задачами осуществляется планирование. Разработанное Минфином представляется в правительство на согласование, потом вносится в Госдуму до 26 августа года предшествующее рассматриваемому. Вместе с бюджетом вносится ряд сопутствующих документов – проекты изменений в налоговое законодательство, бюджета Центробанка и т.д. после поступления в Госдуму проект бюджета передается в счетную палату для дачи общего заключения на соответствие его закону и также в различные комитеты для дачи заключений.

 

23. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета.

После заключений проект бюджета рассматривается в Госдуме в 3-х чтениях. На первом чтении рассматриваются общие вопросы – объемов дохода и расхода, дефицита и профицита, на втором чтении – более детальное рассмотрение – по разделам и подразделам, рассматриваются объемы фондов финансовой поддержки субъектов РФ, заключительное чтение – рассматривается детализировано доходы и расходы и бюджет принимается в целом. На всех стадиях допускается внесение поправок. Вопрос о регулировании спора в случае непринятия бюджет: либо возвращен в правительство на доработку, ибо передается в согласительную комиссию, в которую входят представители Госдумы, правительства и совета федерации, каждая сторона имеет один голос. После того как бюджет принят в Госдуме - он передается в совет федерации, там происходит голосование за или против, после чего бюджет передается на подпись президенту. И после подписания бюджет обнародуют. Может случиться принятие бюджета после наступления года. временное управление бюджетом – денежные средства расходуются по аналогии с предыдущим бюджетом (1\12 предыдущего бюджета).


24. исполнение бюджета Исполнение бюджета состоит из 2-х частей: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. По доходам – заключается в своевременном обеспечении поступления денежных средств в рамках этой стадии денежные средства зачисляются на счета казначейства. В нашей стране казначейская система исполнения бюджета означает, что счета ведет казначейство на основе принципа единства кассы, счета находятся в Центробанке, и также все расходы на основе этого принципа. Казначейство осуществляет возврат излишне уплаченных налогов и распределение доходов между различными уровнями бюджета. По расходам – означает своевременное перечисление и использование бюджетных средств (большое значение имеет документ – бюджетная роспись, разбивку поступления и расходования бюджетных средств по времени). Осуществляется в следующем порядке – санкционирование расходов (сопоставление представленных документов тем документам, которые содержатся в бюджетной росписи), финансирование расходов. Эта процедура длится до конца года. Отчет об исполнении бюджета. Готовится – все бюджето получатели отчтываются об этом, об их использовании в территориальные органы казначейства, а они в свою очередь объединяют информацию и передают в Минфин. Там все сводят в единый документ – Федеральный закон «отчет об исполнении бюджета». Рассматривается Счетной палатой, она дает заключение и после этого он рассматривается Госдумой. На основе данного отчета в случае установления нарушения виновные подвергаются наказанию. Нарушение бюджетного законодательства – определены в БК РФ – нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных средств, неперечисление процентов за пользование бюджетными средствами, непредоставление сведении, отчетов и иных документов и т.д. кроме этого, нарушения содержатся в КОАП и УК РФ ст. 285.1 и ст. 285.2.

25. отчет об исполнении бюджета Исполнение бюджета состоит из 2-х частей: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. По доходам – заключается в своевременном обеспечении поступления денежных средств в рамках этой стадии денежные средства зачисляются на счета казначейства. В нашей стране казначейская система исполнения бюджета означает, что счета ведет казначейство на основе принципа единства кассы, счета находятся в Центробанке, и также все расходы на основе этого принципа. Казначейство осуществляет возврат излишне уплаченных налогов и распределение доходов между различными уровнями бюджета. По расходам – означает своевременное перечисление и использование бюджетных средств (большое значение имеет документ – бюджетная роспись, разбивку поступления и расходования бюджетных средств по времени). Осуществляется в следующем порядке – санкционирование расходов (сопоставление представленных документов тем документам, которые содержатся в бюджетной росписи), финансирование расходов. Эта процедура длится до конца года. Отчет об исполнении бюджета. Готовится – все бюджето получатели отчтываются об этом, об их использовании в территориальные органы казначейства, а они в свою очередь объединяют информацию и передают в Минфин. Там все сводят в единый документ – Федеральный закон «отчет об исполнении бюджета». Рассматривается Счетной палатой, она дает заключение и после этого он рассматривается Госдумой. На основе данного отчета в случае установления нарушения виновные подвергаются наказанию. Нарушение бюджетного законодательства – определены в БК РФ – нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных средств, неперечисление процентов за пользование бюджетными средствами, непредоставление сведении, отчетов и иных документов и т.д. кроме этого, нарушения содержатся в КОАП и УК РФ ст. 285.1 и ст. 285.2.

 

26. государственные доходы (понятие виды состав). Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов является группировкой операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию. Администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Налог - это всегда государственный доход.

Наряду с налогами, поступающими в бюджеты, государственные доходы аккумулируются также во внебюджетных фондах, это: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. В начале создания указанных фондов платежи в них именовались страховыми взносами, теперь данные финансовые отношения объединены понятием " единый социальный налог". Абсолютное большинство коммерческих и некоммерческих организаций, государственных учреждений как работодатели уплачивают во внебюджетные фонды суммы, пропорциональные начисленным физическим лицам доходам за выполнение служебных, трудовых обязанностей, работ, услуг. Индивидуальные предприниматели уплачивают соответственно часть личного дохода. Кроме того, доходы внебюджетных фондов пополняются государственными субсидиями и беспроцентными бюджетными кредитами.

Неналоговые доходы, например, федерального бюджета включают: - доходы от внешнеэкономической деятельности; - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - платежи при пользовании природными ресурсами; - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; - доходы от продажи материальных и нематериальных активов; - административные платежи и сборы; - штрафы, санкции, возмещение ущерба; - прочие неналоговые доходы.Налоговые доходы федерального бюджета в 2006 г. включают:

- налоги на прибыль, доходы; - налоги и взносы на социальные нужды; - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; - налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

27.гос расходы (понятие виды состав) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

28. бюджетное регулирование Передача денежных средств из одного бюджета в другой, при этом определенная сумма передается из одного бюджета в другой для осуществления его полномочий. Это 2 способа регулирования бюджета – прямой и косвенный. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые для финансового обеспечения задач и функций государства. Расходы следующим образом классифицируются. По функциональной классификации: В зависимости от функций государства на реализацию которого направляются денежные средства и по группам – на государственное управление, науку, судебную власть, поддержание правопорядка и т.д. в рамках этой классификации определяется целевая направленность. По ведомственной классификации – расходы классифицируются в зависимости от получателя средств (расходы на аппарат президента, расходы на министерства и т.д.) и эта классификация обеспечивает реализацию принципа адресности денежных средств. Экономическая классификация (отменена в настоящее время) – текущие и капитальные расходы – в зависимости от обеспечения функционирования, на заработную плату, тепло и электроэнергию. Капитальные – инвестиционную деятельность, долгосрочное вложение, строительство зданий и сооружений, на проведение исследований.

Есть еще ряд классификаций – в зависимости от уровня вопроса.


29. Государственный кредит – привлечение государством денежных средств. И предоставление государством денежных средств на принципах возвратности, срочности и возмездности. Привлечение используется для покрытия дефицита бюджета. Исходя из привлечения денежных средств образуется государственный долг. Гос. кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы РФ.

Программа предоставления РФ гос.кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (далее - программа предоставления РФ государственных кредитов) за счет средств федерального бюджета представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименования получателей кредитов, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в данном финансовом году. Утверждается при рассмотрении Гос. Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении в качестве отдельного приложения к этому закону.

В случае неутверждения программы предоставления РФ государственных кредитов на очередной финансовый год в указанный срок действие ранее утвержденной программы предоставления РФ государственных кредитов продлевается на очередной финансовый год до утверждения новой Программы.

 

30. гос долг. Гос долг – это совокупность долговых обязательств государства перед юридическими и физическими лицами. долг федеральный и муниципальный. Срок привлечения денежных средств и время долга ограничивается 30 годами, муниципальный до 10 лет. Форма долговых обязательств в ст. 98 – договоры, соглашения, ценные бумаги. Долг можно подразделить на капитальный долг – вся сумма задолженности включая % за весь период и текущий долг, т.е. это задолженность срок платежа по которой наступил – часть задолженности и % на текущую дату. По срокам долг делят на 3 группы – краткосрочный до 1 года, среднесрочный от года до 5 и долгосрочный свыше 5 лет. В зависимости от форм долговых обязательств – облигационный и безоблигационный. Управление государственным долгом – это совокупность мероприятий по погашению задолженности в выплате процентов и другое. Методы управления государственным долгом – рефинансирование – погашение старого долга, путем образования нового. Реструктуризация – погашение старого долга путем изменения, преобразования в новый долг – установление иных условий. Еще один метод – аннулирование долга – отказ от долга. Унификация – объединение нескольких обязательств в одно.

31. формы управления гос. долгом Долговые обязательства РФ могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; гос. займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров о предоставлении РФ государственных гарантий; соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. 2. Долговые обязательства РФ м б краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (1-5 лет) и долгосрочными (5-30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. 3. В объем государственного внутреннего долга РФ включаются: основная номинальная сумма долга по гос ценным бумагам РФ; объем основного долга по кредитам, полученным РФ; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ. 4. В объем государственного внешнего долга РФ включаются: объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ; объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Управление гос. долгом РФ осуществляется Правительством РФ. 2. Управление гос. долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ.

3. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом МСУ.

 

32.гос социальные внебюджетные фонды (виды, назначение, источники формирования). Вне федерального бюджета образуются гос. фонды денежных средств, управляемые органами гос. власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: соц. обеспечение по возрасту; соц. обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о соц. обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.2. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации гос. внебюджетных фондов определяются ФЗ в соответствии с настоящим Кодексом.3. Средства гос. внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. 4. Средства гос. внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Состав государственных внебюджетных фондов РФ: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Гос. фонд занятости населения РФ. Источники формирования: Доходы формируются за счет: обязательных платежей, установленных законодательством РФ; добровольных взносов ФЛ и ЮЛ; других доходов, предусмотренных законодательством РФ. В бюджеты гос. внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных спец. налоговыми режимами.(единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения). Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в гос.внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

 

33.налоговое право и налоговые правоотношения. Налоговое право - нормы регулирующие установление, введение взимания налогов и сборов, налоговый контроль, и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения. Источники – основные НК РФ – 2 части, общая часть положение касающиеся прав и обязанностей налоговых органов, налогоплательщиков, ответственность за нарушение налогового законодательства, часть вторая посвящена отдельным налогам. Налоговое право, определяя через свои нормы весь налоговый механизм государства (систему налогов, систему налоговых органов, систему видов налоговых правонарушений и мер налоговой ответственности за их совершение) и придавая общественным налоговым отношениям форму правовых отношений, одновременно выступает в качестве правовой формы самой налоговой деятельности государства. В сфере налогового права находится два основных компонента: 1) налоговая система государства как совокупность налогов, действующих на территории страны; 2) система специализированных государственных органов (органов налоговой службы государства), призванных реализовывать налоговую деятельность государства. По вопросу о месте налогового права в системе права нет единого мнения. Если обобщить высказанные точки зрения, то их можно свести в три группы: 1) налоговое право является частью финансового права; 2) налоговое право является комплексным (межотраслевым) правовым институтом, состоящим из норм конституционного, административного и финансового права; 3) налоговое право наряду с финансовым правом является самостоятельной отраслью права. Мнение о том, что налоговое право является самостоятельной отраслью права, в первую очередь основано на возрастании роли налогов в жизни общества в условиях рыночной экономики, а также на принятии такого правового акта, как Налоговый кодекс, что вроде бы является зримым подтверждением данного факта. Есть мнение, что можно считать правомерной постановку вопроса об относительно самостоятельном существовании " собственно государственного финансового права", кредитного права, страхового права, бюджетного права и налогового права. Налоговое право, во-первых, состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть налогового права включает также институты: 1) налоговое устройство государства; 2) управление в области налогообложения; 3) правовые основы налоговых обязательств; 4) правовые основы налогового контроля; 5) финансово-правовая ответственность за нарушение налогового законодательства. Существование последнего института зависит от того, устанавливает ли государство финансово-правовую (налогово-правовую) ответственность за нарушение налогового законодательства. При этом следует заметить, что применительно к России этот вопрос носит спорный характер.

Особенная часть налогового права включает в себя правовые институты, которые объединяют правовые нормы, посвященные отдельным видам налогов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.