Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха глобализма тесно связана с процессом глобализации и, в свою очередь, поддерживает его.






2. В этих условиях остро встает вопрос о сохранении национальных культур.

Культура является основным носителем и выразителем национальных и цивилизационных особенностей. Культура - это совокупность социокодов, надбиологических программ, определяющих своеобразие каждой конкретной культуры, ее суверинитет, особенности встраивания в глобальную культуру и глобальный мир.

Что происходит с культурой в эпоху глобализма, в результате глобализации?

С одной стороны, формируется глобальное социокультурное пространство, усиливается взаимозависимость стран и цивилизаций, г лобализация создает уникальные исторические условия для формирования коллективного планетарного разума. Ведущую роль здесь играет информационная революция, которая имеет очевидно глобальный характер. Позитивные процессы формирования глобального информационного пространства создают благоприятные условия для научного, межкультурного, образовательного обмена и т.д. Однако при этом информационная глобализация может служить разным целям, в том числе и деструктивным по отношению к разным народам и странам. Эти новые опасности отражены в новых понятиях информационного неоколониализма, информационной войны. «Эпоха глобализма» несет с собой опасности исчезновения культурного разнообразия.

С другой стороны, развиваются процессы интеграции этнокультурного самосознания, подчеркивания самобытности культур, противостояния религий. Это создает предпосылки для национально-цивилизационного возрождения, усиления их особых черт и поэтому - ослабления, преодоления унифицирующего давления индустриализма, обезличивающей волны масскультуры.

Т.о., одновременно наблюдаются процессы интеграции и дезинтеграции, унификации и дифференциации культур.

Процессы глобализации, конечно, способствуют возникновению сильных предпосылок к отмиранию наций, культур и традиций, но их воздействие не фатально. Противоположные тенденции способствуют возможности складывания разнообразной целостности человечества. Это делает человеческую культуру «жизнеспособнее», дает ей большой потенциал для развития.

3. Как видится в перспективе таких изменений судьба белорусской культуры?

Современная Беларусь – транзитивное общество, включенное в процесс модернизации и стоящее перед проблемой культурно-национального, политического самоопределения. Сохранение национальной культуры в этих условиях – единственная возможность определить направление дальнейшего движения в истории, сохранить национальный суверенитет. Наше общество стоит перед проблемой поиска таких культурных социокодов (ценностей, интегрирующих общество идей, идеологем и т.д..), которые дали бы Беларуси возможность и сохранить самобытность, и вписаться в мировое сообщество.

Сложность ситуации для Беларуси состоит в том, что процессы ее культурно-национального самоопределения происходят на фоне глобализации в быстро глобализирующемся мире.

Исторические условия, в которых проходило формирование белорусской национальной культуры не способствовали ее зрелости, культурная традиция не была окончательно сформирована. Культурная самоидентификация (самоопределение) представляет собой осознание человеком факта своей принадлежности к определенной культуре.

Особенностью самоидентификации белорусов является прерывистость культурной традици. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории. По этой причине самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону (“тутэйшыя”), социальной группе (православные, католики и т.д .), роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства. Незавершенность процесса национально-культурной самоидентификации привела к ослаблению чувства национальной гордости и достоинства. Люди теряют способность к ясному пониманию своей культурной принадлежности. Сегодняшнюю ситуацию обозначают как кризис культуры.

Эпоха «глобализма» создает многофакторную, разнонаправленную по влияниям, во многом уникальную социокультурную ситуацию, среду для современной Беларуси. В этих условиях она, в соответствии со своим историческом темпом и со своими национально-культурными и социально-экономическими задачами, может, с одной стороны, сохранить свою самобытность и сформировать условия для более тесной интеграции как с западным миром, так и с Евразийской цивилизацией, с восточными культурами. Однако может и оказаться перед угрозой потери национальной культуры, особенно в условиях билингвизма.

 


60. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития: прошлое, настоящее, будущее.

1. На современном этапе общественного развития характер отношений в системах «человек – природа», «общество – природа» фундирует экологическую проблему в связи со значительным снижением природных запасов, разнообразными загрязнениями окружающей среды, демографическими вопросами. Сегодня эта проблема выливается в проблему будущего всей человеческой цивилизации. Она входит одной из первых в число глобальных проблем и потому часто называется инвайроментальной (от англ. «environment» - окружающая среда).

Большую роль в выборе стратегии решения экологической проблемы играет характер мировоззрения, которое определяет отношение человека к природе. Современное экологическое мировоззрение в значительной мере антропоцентрично, что и детерминирует наличие кризиса. Экологическоесознание характеризируется рядом составляющих. Во-первых, определением места человека в природном мире, включенностью в качестве естественной части природы или противопоставленностью, нахождением вне и над природой. Во-вторых, характером восприятия природы человеком, который может быть как субъектным (человек и природа предстают как равноправные субъекты взаимодействия), так и объектным (природа лишена самостоятельности и приобретает статус объекта воздействия со стороны человека). В-третьих, характером взаимодействий природы и человека, который может быть как прагматическим и тогда природа рассматривается как средство удовлетворения материальных потребностей человека, так и непрагматическим, в соответствии с которым природа становится элементом духовного взаимодействия в системе «человек – природа». Конец XIX – начало ХХ вв. характеризуются попытками поиска новых парадигм в отношении человека к природе. Могут быть названы следующие направления: инвайроментальный консервационизм, экологизм, универсальная этика и биоцентризм. Универсальная этика не видит принципиальной разницы в этическом плане между человеком и животным, считает природу наиболее совершенным и наделенным духовными качествами сущим, в котором воплощены основные принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. В фундаменте такой этики лежат три основные идеи: синкретичность, слитность мира в единое целое; биосферный эгалитаризм ( равноправие всех живых существ жить и процветать ) и экологическое самообеспечение. Становлению инвайроментальной парадигмы в современной философии во многом способствовало развитие общенаучных представлений о природе и ее взаимодействии с человеком. Уже в конце XIX в. в контексте критики техногенной цивилизации в науке получают популярность идеи коэволюции человека и природы, впоследствии оформившиеся в соответствующую концепцию. Широко используются такие понятия, как «биосфера», «техносфера», «ноосфера». Деятельностная сторона понятия «ноосфера» при этом предполагает высокую меру ответственности человека за характер протекания основных эволюционных процессов планеты. Это означает необходимость согласования развития цивилизации с развитием прежде всего биосферы, что выражается в требовании коэволюции (в смысле совместной и согласованной эволюции человека и природы), выраженном в виде экологического императива.

2. Постмодернизм (П.), как термин, в современной литературе трактуется весьма широко и зачастую его семантика определяется контекстом и условиями использования данного понятия. По словам Ф. Джеймисон «постмодернизм по определению сопротивляется определению», однако можно выделить наиболее часто употребляемые значения этого понятия: П.мирооощущение, взгляд на мир, характеризующийся онтологизацией текста и особой чувствительностью; П.особый стиль письма, продиктованный «поэтическим» и «цитатным» мышлением; П.эпоха, промежуток времени, начиная с конца 70-х г.г. и до наших дней. Вместе с тем наиболее обоснованной и часто встречающейся интерпретацией П. выступает его понимание как своеобразной «идеологии» постиндустриальной эпохи. П. в этом смысле не является целостным философским течением или школой, но предстает как совокупность концепций, идей, теоретических исследований. Они разновекторны по проблематике, языку, целям; в них отражается и осмысливается специфика культурной ситуации Запада конца ХХ века.

Отсутствие концептуального единства П. фундируется тем, что философы этого направления, в общем, выступают против философии как определенного вида интеллектуальной деятельности, которая имеет свою собственную предметную очерченность и теоретические основы. Постмодернисты придерживаются той точки зрения, что философское мышление внеисторично, значит философия как своеобразный жанр духовного творчества, а также теоретический, рациональный фундамент мировоззрения, исчерпала свои возможности и переросла свои границы.

3. Концепция устойчивого развития стала результатом развития т.н. «экологического двадцатилетия», была принята в качестве уникальной и универсальной стратегии нового цивилизационного развития 21 века в 1992 г. на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Идея устойчивого развития стала одной из фундаментальных идей современной культуры и перспективной основой социально-экономического развития как на национальном, региональном, так и на мировом уровне. В 1993 г. все страны - члены ООН подписали документы этой конференции. В последующие годы практически все страны создали национальные программы устойчивого социально-экономического развития и ратифицировали их (РБ – в 1997 г.). Концепция устойчивого развития выдвигает ряд принципиально новых ценностных приоритетов: социальное развитие с учетом интересов не только нынешних, но и будущих поколений; совмещение стабильной социальной и экономической динамики с потребностями сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала планеты (принцип коэволюции общества и природы); необходимости формирования нового ценностно-культурного потенциала цивилизации – прежде всего экологического сознания; замены расточительной капиталистической экономики (индустриального пути социального развития) более разумной, экономной и гуманной стратегией развития общества.

Критика: нет ресурсов для индустриализации западных стран, способствует укреплению несправедливости и выгодна странам с высоким уровнем развития, неперспективна для остального мира, утопизм ее целей и задач (у лидеров нет желании).

.

 

 

1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.

2. Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России.

3. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.

4. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции философии в современном мире.

5. Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии.

6. Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.

7. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

8. Основные стратегии научного исследования природы.

9. Роль биологии в становлении эволюционного стиля мышления.

10. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

11. Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики.

12. Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.

13. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Сущность и существование человека.

14. Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза.

15. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и общество.

16. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.

17. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.

18. Социокультурная природа сознания. Проблема искусственного интеллекта.

19. Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Понятие социальной реальности.

20. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур.

21. Основные стратегии исследования социальной реальности в философии.

22. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории.

23. Формационная и цивилизационная парадигмы в социальной философии.

24. Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике.

25. Статус и функции социального субъекта. Движущие силы истории и выбор путей развития в условиях переходного периода.

26. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества.

27. Техника как объект философской рефлексии: основные исследовательские программы.

28. Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемы.

29. Философско-методологические проблемы информатизации и медиатизации современного общества.

30. Концепция постиндустриального развития в современной социальной философии.

31. Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления.

32. Идеология современного белорусского государства и инновационный потенциал белорусской модели социально-экономического развития.

33. Понятие культуры. Основные направления философского анализа культуры.

34. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

35. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры.

36. «Эпоха глобализма» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры.

37. Специфика познавательного отношения человека к миру. Понятие познания и знания.

38. Многообразие форм познания. Специфика философского, научного, образно-художественного и религиозного познания.

39. Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.

40. Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.

41. Генезис науки и ее историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки.

42. Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание

43. Структура научного исследования и уровни организации научного знания.

44. Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки.

45. Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.

46. Метатеоретические основания науки.

47. Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.

48. Динамика науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке будущего науки.

49. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.

50. Понятие метода. Методы эмпирического исследования.

51. Понятие метода. Методы теоретического исследования.

52. Общелогические методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.

53. Математизация и компьютеризация современного естествознания.

54. Методологические новации в современном научном познании.

55. Проблема истины в философии и науке.

56. Наука как социальный институт. Становление и развитие социологии науки.

57. Этика науки. Социальные ценности и нормы научного этоса.

58. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.

59. Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования.

60. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития: прошлое, настоящее, будущее.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.