Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-методологические проблемы информатизации и медиатизации современного общества.






Информация — значимые сведения о чем-либо, когда форма их представления также является информацией, сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

так и тех к-рных форм, в которых происходит их осознание мира как целого.

Информатизация — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.

Медиатизация – возрастание объема и роли процессов распространения и получения опосредованной информации, занимающей непосредственный опыт людей.

До сер 20 в. термин информация использовался в обыденно-житейском смысле как сообщение, сведения. В математической теории инф-ции и кибернетике под И. Стали понимать те сведения, которые уменьшают степень неопределенности у получателя (по каналам связи). В синергетике И. Трактуют как «меру порядка», т.е. как противоположность энтропии. В отличие от инф. процессов природы, cоц. И. способна кодироваться и сохраняться в виде к-ры.

2. В 80-х г.г. ХХ в. качественное – «информ. революции». Направления– процесс информатизации и медиатизации об-ва.

Информатизацией можно назвать быстрый и всеобъемлющий процесс становления и распространения инф-ционно-телекоммуникационных технологий, который становится O.ивной основой современных ц-ционных изменений об-ва, к-ры и ч-ка. Информатизация – O.ивная предпосылка формирования инф-ционного, постиндустриального, об-ва (ИО). Понятие И.О. обозначает: 1. социологическую и футурологическую концепцию, связывающую будущее ч-чества с производством и использованием инф-ции, прежде всего научно-технической; 2. принципиально новую стадию существования ч-чества, об-во, в котором инф-ция становится решающим ресурсом развития и высшей ценностью.

3.1. Концепция И.О. разрабатывалась рядом исследователей из различных областей об-вознания и является вариантом концепции постиндустриализма. Сам термин " ИО" – в 1962 году американский экономист Фрэнсис Машлуп. Машлуп первым обратил внимание на рост потребности в высоко квалифицированном (инф-ционно насыщенном) труде во всех основных сферах промышленности США.

3.2. Дэниэл Белл: рост влияния инф-ционных ресурсов в об-венной жизни как решающий фактор становления нового " постиндустриального" об-ва, свободного от противоречий и недостатков предыдущих об-венных с-м. По мысли Белла, информатизация труда ведет к росту творческой активности и самостоятельности работника.

3.3. Маршалл Маклюэн, – влияние нового инф-ционного порядка на об-венные умонастроения, определил его как оформление " глобальной деревни". В такой " деревне" частная жизнь людей существенно зависит от многообразных и равно доступных источников инф-ции, данные которых чаще всего принимаются на веру и не оцениваются критически => инф-ционная мифология, которую создают масс-медиа.

3.4. Элвин Тоффлер, выдвинул идею " Третьей Волны" (1-я –характерной для традиционно-аграрной к-ры: к-ра в семье), (2-я – отражающей особенности индустриального об-ва: к-ра в госуд, нации). Об-во Третьей Волныдает ч-ку возможность свободного движения в пространстве к-ры, право самостоятельного выбора жизненного сценария из многообразия инф-ционных предложений.

В экономике быстро развивается инф-ционная индустрия, в которой выделяют «первичный информ. сектор» - информ. продукты (книги, передачи) и услуги, а также «вторичный информ. сектор» - те продукты и услуги, которые обеспечивают производство, переработку, хранение, распространение инф-ции - инф-ционные технологии. Во-вторых, процессы информатизации интегрируют мировую экономику в глобальную с-му, четко скоординированную через телекоммуникации. Оба процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены.

3.5. Фр. Авраам Моль – принципиально нового типа к-ры. Моль предлагает называть его " войлочным" или " мозаичным". Вся предшествующая к-ра строилась по принципу жесткой иерархичности и с-мности, стремясь обеспечить максимальную упорядоченность об-венных отношений и ценностных ориентаций.

Современная «мозаичная» к-ра строится принципиально иным образом. Образованность больше не является условием успеха. С-мность знания уступает место умению непринужденно передвигаться на различных уровнях инф-ционного пространства. К-рная пр-ма индивида постоянно меняется, не успевая стать частью личного опыта. Подобные трансформации в чисто практическом аспекте оказываются достаточно успешным, однако приучают пользователя к упрощенному, " рекламному" стилю отношения к действительности. Единственная O.ивная характеристика инф-ционной среды – не качество, а плотность, насыщенность. Основанием для " прописки" в к-ре здесь становится выбор конкретной модели инф-ционного обмена. Многообразие выбора (вербальное общение, кино, электронная почта, телевидение, кабельные сети, компьютер, правительственные базы данных, электронные инф-ционные бюллетени, дискуссии on-line или chats, FM радио и т.п.) создает возможность самореализации в качестве партнера по сетевой игре и т.п. В этой к-ре разрушаются привычные с-мы ценностей, она хаотична и фрагментарна, в ней нет единого " плана" и четкой социальной иерархии. Характерной чертой современного инф-ционного пространства становится его принципиальная нелинейность.

В таком об-ве и к-ре «инф-ционный взрыв» сопровождается новым витком развития «4-й» власти (наряду с традиционными ветвями) средств массовой инф-ции и коммуникации - масс-медиа, (СМИ) –выполняют просветительную, образовательную, воспитательную, коммуникативную, регулятивную ф-ции в об-ве: они формируют шкалу ценностей, влияют на моду и стиль общения, диктуют политический выбор и определяют объем продаж товаров и т.д.

4. Бесспорные преимущества новых инф-ционных технологий – это оперативность, высокая скорость коммуникации, достаточно широкая база данных практически по всем сферам жизни об-ва и уникальная возможность построения бесцензурной к-рной среды. Масс-медиа приобретают все более явный статус одного из основных к-ротворческих факторов и факторов политической, экономической, социальной и к-рной интеграции мирового сооб-ва. Вместе с тем процесс информатизации и медиатизации об-ва и к-ры сопровождается рядом неоднозначных процессов.

Политическую среду. - демократичность инф-ционных источников, что способствует контролю об-ва над гос-вом и пресечению злоупотреблений властью, но инф-ционной цензуры. То, что не попало в масс-медиа практически не влияет на жизнь об-ва. Отслеживание посещаемых Web-страниц и адресов электронной почты, с созданием " инф-ционного досье» => нарушения прав ч-ка.

Среда социальная. С одной стороны, она становится основой для развития многообразных и доступных форм образования, меняя при этом качество и численность среднего класса. Масс-медиа инф-ционного об-ва из " формовщика сознания", но и многообразия инф-ционных предложений. С другой стороны, возникает стр-рная безработица–не владеет компьютером и не знаком с основами работы в Интернете. Формируются новые формы профессиональной занятости, пр-во – не препятствия для продуктивной совместной работы.

Сферу межличностных отношений и процессы общения людей, меняют их поведение. 1) " инф-ционный двойник" - защищает ч-ка 2) сокращение числа " живых" ч-ческих контактов. Возникают и новые модели отклоняющегося поведения - хакеры,, сетевые авантюристы, сетевая порнография, сетевое мошенничество, переброса крупных средств на чужие банковские счета путем " подбора" ключа или подделки данных подлинного пользователя.

Масс-медиа оказываются лишь средством, пригодным для действия в любом желаемом направлении. Новая инф-ционная к-ра предлагает нам практически то же, что и традиционная: не саму гармонию, а ее возможность. В инф-ционном об-ве гармония становится личным делом каждого.


36. «Эпоха глобализма» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры.

1. Глобализм – понятие, определяющее сущность современного этапа развития человеческой цивилизации и возникающих в ходе этого развития проблем, одинаково актуальных для всего человечества, например, глобальных проблем современности.

Глобализм – это и направление научного, политического, философского мышления, в котором осмысливаются масштабные изменения в жизни человечества в целом. Это мышление оперирует понятиями глобального интереса, глобальных рисков, глобальных проблем, глобальных изменений, глобальной безопасности, геополитической карты мира, глобальной экономики и культуры и др.

Начало формирования такого мышления – 60-70 г.г. В условиях глобализации А. Тоффлер охарактеризовал Глобализм как нечто большее, чем идеологию какой-то группы. Это шаг к «космическому сознанию», необходимый этап в эволюции сознания человечества. Третья цивилизационная волна породила группы людей, интересы которых шире, чем национальные – деятели многонациональных корпораций, борцы за охрану окружающей среды, революционеры, художники, интеллектуалы, религиозные деятели и т.д. Эти люди – носители формирующейся глобальной идеологии, т.н. «планетарного сознания». Последнее предполагает приоритет общепланетарных, общечеловеческих интересов над национальными. Об этом феномене писали В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Н. Моисеев. По мнению П. Сорокина можно говорить и о появлении новой культуры – интегральной по характеру, «ментально просветляющей и духовно вдохновляющей», «ценностно нагруженной и осмысленной».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.