Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы эмпирического и теоретического исследования.






Метод – с-ма регулятивных принципов (предписаний), регламентирующих дея-ть по достижению поставленной цели.

Научный метод — это система регулятивных принципов и приемов, с по­мощью которых достигается объективное познание действительности, гене­рируется новое знание.

Научное познание представляют собой сложно организованную целостность, отличающуюся особой структурной организацией. Структурирование научного познания может быть проведено по разным основаниям. Наиболее репрезентативным является подход, учитывающий специфику научной деятельности и её результатов в ходе эмпирического и теоретического исследования. В соответствии с этим подходом правомерна констатация различий эмпирического и теоретического уровней научного исследования по ряду параметров, среди которых важнейшее место занимают: специфика решаемых задач, целей исследования и методов их реализации, а также особенности полученных научных результатов и языковых средств с помощью которых они достигнуты.

Учет названных обстоятельств прежде всего позволяет выявить взаимоисключение между двумя уровнями научного исследования. Так эмпирическое исследование призвано выявить и зафиксировать относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существенные и необходимые параметры, на изучение которых нацелено теоретическое познание. (Задачи)Эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений.

Решая поставленные задачи в эмпирическом и теоретическом познании, ученый обращается к различным методам исследования. Основные методы эмпирического уровня.

Наблюдение - с-матическое и целенаправленное восприятие явлений дейст-сти, в результате к. достигается знание о внешних свойствах, связях и отношениях исследуемой реальности. Не созерцательный, а активный деятельный характер. Оно подчинено решению конкретной научной задачи => целенаправленностью, избирательностью и с-матичностью. + использование приборов(Средства)

Измерение - сравнение O.ов по каким-либо параметрам, выраженное численным значением. -> 1) введение эталонов, с-м и единиц измерения, 2) использовать матема-ие средства, представлять эмпирические зависимости в виде математических выражений.

Эксперимент - изучению O.а в искусственно созданных для этого условиях. Достоинства: 1) воспроизводимость; 2) нарастающую избирательность и активность Sа в иссл-и (+разл факторы - подбор); 3) применение сложных приборных комплексов, обеспечивающих выявление новых O.ов исследования и т.д. Виды науч. экс-тов (исследовательский, решающий, иллюстративный, модельный и др.).

Научное описание - фиксация разнообразных сведений, полученных в ходе наблюдения, измерения (сравнения) или эксперимента, с помощью искусственных языков науки. По мере развития науки она приобретает все большую строгость, все чаще выступает в виде колич-го описания при помощи таблиц, графиков, матриц, т.е. в виде т.н. протоколов наблюдения, представляющих собой результаты различных измерительных действий.

Сравнение – процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств.

Основные методы теоретического уровня. Раскрытие глубинной сущности изучаемых процессов и явлений, цель - не описать, а объяснить выявленные научные факты и эмпирические закономерности.

Идеализация – это метод, позволяющий сконструировать особые абстрактные O.ы, которыми оперирует теоретическое познание, создавая модельные представления об изучаемой предметной области, разновидность абстрагирования, конкретизированной с учетом потребностей теоретического исследования => Абстрактные O.ы – конструкты

Мысленный эксперимент- ввести в контекст научной теории новые понятия, сформулировать основополагающие принципы научной концепции, осуществить содержательную интерпретацию математического аппарата научной теории (не могут быть воплощены).

Метод формализации – процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков, достоинством которого является возможность ограничить влияние логики здравого смысла и сложившихся стереотипов научного исследования, облегчая генерацию оригинальных результатов.

Метода математической гипотезы предполагает: 1) привлечение новых или поиск уже использовавшихся в научном познании математических моделей; 2) перенос их на новую изучаемую область действительности с последующей трансформацией, требуемой для моделирования круга вновь исследуемых явлений; 3) использование правил соответствующих математических исчислений для решения задач; 4) необходимость в последующей оценке и содержательной интерпретации полученных новых научных результатов, т.е. в поиске правил, позволяющих соотнести их с опытными данными.

Аксиоматического метода: изначально задается набор независимых друг от друга исходных аксиом, или постулатов, т.е. утверждений, доказательство истинности которых в данной с-ме знания не требуется и не обсуждается. Из аксиом по определенным формальным правилам строится с-ма выводов. Совокупность аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию. Отыскание правил соотнесения аксиом формально построенной с-мы знания с определенной предметной областью называют интерпретацией. Требования о непротиворечивости теории и ее полноты.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.