Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания.






Научная деятельность людей, как и любая другая, осуществляется с помощью определенных средств, а также особых приемов и способов, т.е. методов, от правильного использования которых во многом зависит успех в реализации поставленной задачи исследования. Поэтому весьма значимой об­ластью философской рефлексии над наукой выступает методология научного познания.

Метод – с-ма регулятивных принципов (предписаний), регламентирующих дея-ть по достижению поставленной цели.

Методологияучение о мето­дах научной деятельности, общая теория научного метода. Методология решает вопросы с гносеологических позиций, дает им гносеологическую оценку, в минимальной степени занимаясь технической стороной дела. Ее задачи заключаются в ис­следовании возможностей и перспектив развития соответствующих методов в ходе научного познания. Методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. В этом отношении она выступает метанаучным знанием философского характера.

Современная наука представляет собой сложное системное образование, содержательное развертывание которого происходит под влиянием многих факторов, в том числе и в силу действия самых различных методов, в сово­купности образующих методологический инструментарий науки. Многоуров­невая концепция методологического знания позволяет выделить среди них основные группы с учетом степени общности и широты применения входящих в них отдельных методов. К ним относятся:

ü философские методы, задающие самые общие регулятивы исследова­ния (диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический, герменевтический и многие другие)

- диалектический (формируется в античной философии; Диалектика – метод филосовского познания, согласно которому мир нужно исследовать как меняющийся, мир, в котором все объекты и процессы взаимосвязаны между собой);

- метафизический (каждый объект можно описать отдельно, независимо от его связи с другими объектами, устойчивость и неизменность вещей).

ü общенаучные подходы и методы познания, использование которых характерно для целого ряда отраслей научного знания (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, эксперимент, описание и т.д.);

ü частнонаучные методы, применение которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин (количественный анализ в химии, спектраль­ный анализ в физике и т.д).

Научный метод — это система регулятивных принципов и приемов, с по­мощью которых достигается объективное познание действительности, гене­рируется новое знание. Методы в науке складываются в результате рефлексии над уже полученными теоретическими результатами в освоении определенной предметной области исследования. Имманентная эвристика сформировав­шихся теоретических моделей реальности позволяет осуществить на их основе процедурное развертывание метода, трансформируя содержание теоретиче­ского знания в систему принципов и регулятивов вплоть до отдельных опера­ций, направляющих дальнейшее развитие научного поиска.

Каждая научная дисциплина вырабатывает свои специфические приемы и методы исследования, во многом обусловленные особенностями осваиваемых объектов, их характеристик и связей. Вместе с тем в исследовательской прак­тике имеют место эмпирические и теоретические методы, к использованию которых прибегают в разных отраслях научного исследования. Для философии науки первоочередной интерес представляют именно такие общенаучные ме­тоды, составляющие важнейшую часть методологического арсенала научного познания.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.