Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феномен научной революции. Проблема типологии научных революций.






В развитии науки выделяют два относительно автономных этапа: эволюци­онный (экстенсивный) и революционный (интенсивный). Эволюционное развитие не предполагает радикального обновления су­ществующего фонда теоретических знаний. На этом этапе, как правило, про­исходит расширение области приложения теорий, доминирующих в научной дисциплине, адаптация их к решению новых задач за счет их теоретического объяснения и ассимиляции в рамках принятой стратегии исследования.

Революционное развитие науки связано с существенным обновлением и модификацией ее концептуально-теоретического арсенала. В этот период происходит разрешение обострившихся противоречий между теорией и эм­пирией. Ассимиляция в рамках старых теоретических представлений возрастающего объема противоречий не может продолжаться бесконечно, даже с учетом использования новых допущений и модификаций. Теория утрачивает свой объяснительный и пред­сказательный потенциал. Наступает стадия ее «сатурации», т.е. момент, ког­да она оказывается не в состоянии ассимилировать все возрастающий поток эмпирической информации.

Научная революция - период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Предпосылки научной революции:

ü исчерпание эвристического потенциала систем теоретического знания, т.е. невозможность на их основе осуществлять успешное описание, объяснение и предвидение исследуемых явлений;

ü возрастающая сложность концептуального, логического и математиче­ского аппарата теоретической системы знаний за счет все более интенсивно­го использования гипотез и искусственных модификаций структуры и языка теории;

ü накопление эмпирических и теоретических аномалий, парадоксов и противоречий, которые не позволяют использовать традиционные для данной теории алгоритмы постановки и решения возникающих задач и проблем.

Но революция начинается лишь тогда, когда формируется новая кре­ативная идея, выполняющая функции концептуального ядра будущей теории, парадигмы или научной картины мира. В современной философии науки активно развивается идея (Степин), согласно кото­рой период научной революции наступает тогда, когда происходит перестрой­ка исследовательских стратегий, задаваемых метатеоретическими основания­ми науки. Эти основания обеспечивают эволюционный рост знания до тех пор, пока базовые характеристики системной организации изучаемых объектов успешно ассимилируются в рамках существующей картины мира, а методы теоретического освоения объектов соответствуют тем методологическим нор­мативам, которые входят в структуру стиля научного мышления, доминирую­щего в данную эпоху. В зависимости от того, какие конкретно основания науки подвергаются транс­формации и изменениям, выделяют различные типы научных революций.

В.В. Казютинским: мини-революции, которые относятся к отдельным разделам или отрас­лям знаний в рамках конкретной научной дисциплины; локальные революции имеют место тогда, когда концептуальные изме­нения происходят в рамках научной дисциплины в целом; глобальные революции радикально трансформируют существующие представления о предметных и методологических основах науки и приводят к становлению нового видения мира.

В.С. Степин: внутридисциплинарные; основанные на междисциплинарных взаимодействиях; глобальные.

Особый интерес представляют именно глобальные революции, поскольку они ведут к изменению сложившихся типов научной рациональности и форми­рованию новых исследовательских стратегий в научном познании. В истории науки выделяют четыре таких революции, сопровождавшихся сменой типа научной рациональности.

1) 17 в. – ста­новление классического естествознания.

2) конец 18 – п.п. 18 в. – формирование дисциплинарно-орга­низованной науки.

В результате этих революций сформировалась и получила свое развитие классическая наука с характерным для нее стилем мышления.

3) Конец 19 в. – сер. 20 в. – формированию неклассической науки.

4) Посл. Треть 20 в. –становление постнеклассической науки.

Кунн: Основным понятием является: парадигма - совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени; одна или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение какого-то времени направляющих научное исследование.Развитие науки у Куна выглядит следующим образом: нормальная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы; следовательно, рост числа аномалий, приводящий в конечном итоге к кризису; следовательно, научная революция, означающая смену парадигм. Накопление знания, совершенствование методов и инструментов, расширение сферы практических приложений, т.е. все то, что можно назвать прогрессом, совершается только в период нормальной науки. Однако научная революция приводит к отбрасыванию всего того, что было получено на предыдущем этапе, работа науки начинается как бы заново, на пустом месте. Таким образом, в целом развитие науки получается дискретным: периоды прогресса и накопления знания разделяются революционными провалами, разрывами ткани науки. Революция – смена парадигм!

Лакатос: Он ввёл понятие исследовательской программы, которое позволило более реалистично описать историю науки. Только последовательность теорий, а не отдельную теорию можно классифицировать как научную/ненаучную. Ряд теорий представляет собой исследовательскую программу. Принадлежность к данной «исследовательской программе» определяется сохранением в каждой новой теории метафизических предложений, образующих твердое ядро программы. Твердое ядро неизменно, оно не приходит в сопоставление с опытом непосредственно, это обеспечивает защитный пояс вспомогательных гипотез. При появлении фальсифицирующего факта ядро сохраняется, а защитный пояс меняется. По Попперу, при появлении фальсифицирующего примера теория должна быть отвергнута. Согласно Лакатосу,: теория держится до тех пор пока проблематичные факты могут быть объяснены путем изменения защитного пояса, то есть добавлением вспомогательных гипотез. Смена теории Тk на Tk+1 называется сдвигом программы. Если смена теории приводит к открытию новых фактов, то сдвиг программы прогрессивный. Если сдвиг не добавляет эмпирического содержания, он называется регрессивный. Подлинно научным является прогрессивный. Революция – смена исследовательских программ!







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.