Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.






Понятие науки. Под наукой понимается:

особым образом организованная специализированная деятельность человека;

2) результат этой деятельности – особое знание о мире;

3) социальный институт, благодаря которому возможны 1) и 2).

Структурировать научное исследование можно по разным основаниям. Наиболее продуктивным является выделение эмпирического и теоретического уровня организации научного познания. В соответствии с этим подходом правомерна констатация различий эмпири­ческого и теоретического уровней научного исследования по ряду параметров, среди которых важнейшее место занимает специфика решаемых задач, целей исследования и методов их реализации, а также особенности полученных науч­ных знаний и языковых средств их выражения.

Теоретической уровень:

ü нацелен на выявление глубоких причинно-следственных связей изучаемых объектов,

ü основной задачей теоретического познания является объяснение исследуе­мых явлений.

Методы: идеализации, знакового моделирования, формализации, метод мысленного эксперимента, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, методы математической гипотезы, вычислительного эксперимента, восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Результат: теория.

Специфика теоретического исследования, ключевые особенности зафиксированы в языке науке. В эмпирическом исследовании мы пользуемся понятиями, за которыми скрываются реальные объекты природного окружения. Понятия теоретического исследования – идеальные конструкты, аналогов в действительности нет и быть не может. Идеальные конструкты создаются для того, чтобы зафиксировать в чистом виде отдельную сторону, отдельную связь между объектами. Все результаты теоретического исследования привязаны к системам, собранным из идеальных конструктов – моделям. В теоретическом исследовании речь никогда не идет о природе напрямую. Отсюда проблема интерпретации. Существовать для идеального конструкта – значит быть элементом логически непротиворечивой конструкции – модели. Соответственно, в теоретическом исследовании, непременным условием его развертывания является постоянный механизм интерпретации, интерпретации разного рода: например, рациональная интерпретация (поиск физического смысла).

Специфика теоретического знания заключается, прежде всего, в языке, где идеальные конструкты создаются для решения определенных задач и используются для развертки более сложных методов теоретического исследования, в первую очередь, знакового моделирования. Ценность теоретического знания – предвидение. И эту функцию обнаруживает, прежде всего, научная теория.

Научная теория – это целостная, непротиворечивая система идей в обобщённой форме раскрывающая сущностные свойства и закономерные связи некоторой предметной области. Система, на основе которой осуществляется объяснение и предвидение событий, относящихся к этой предметной области.

Требования к научной теории:

- непротиворечивость – не должны возникать следствия исключающие друг друга;

- внутренняя логика связей – т.е. это логически организованное множество высказываний;

- полнота – объяснение всех явлений, относящихся к этой области.

Структура научной теории:

а) математический формализм;

б) абстрактные или идеализированные объекты;

в) модели или теоретические схемы;

г) базовые принципы или аксиомы теории;

д) теоретические законы.

Структура по В.С. Степину. В теоретическом зна­нии он выделил два основных компонента: частные теоретические схемы (или модели) и фундаментальную теоретическую схему. Частная теоретическая схема, составленная из определенной совокупности идеализированных объ­ектов (или конструктов), описывает, как правило, достаточно ограниченную область исследуемых явлений. Фундаментальная теоретическая схема задает концептуальное пространство развитых научных теорий, в которых частные теоретические схемы (или законы) выводятся как следствия из фундаменталь­ных постулатов и принципов.

Функции научной теории:

- Объясняющая (проникновение в сущность изучаемого объекта путем подведения его в ту предметную область, для которой эта сущность зафиксирована)

- Предсказывающая (Примеры: расчет, предсказание научных фактов, которые в самой действительности нигде не проявляются; предсказание физического эффекта, процесса.)

Предсказания à тривиальные

à нетривиальныеà аналитические(предсказание некоторого научного факта,

 

вытекающего из уже известны закономерностей)

à синтетические(предсказание научного факта за которым

скрывается ещё неизвестный закон)

- Синтезирующая. Собирает вместе явления, далеко отстоящие друг от друга в области науки. Существует два механизма синтеза теорий: вертикальный (диахронный) – одна теория является частным случаем другой, горизонтальный.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.