Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирические уровни научного исследования. Эмпирический базис в науке.






Понятие науки. Под наукой понимается:

особым образом организованная специализированная деятельность человека;

2) результат этой деятельности – особое знание о мире;

3) социальный институт, благодаря которому возможны 1) и 2).

Структурировать научное исследование можно по разным основаниям. Наиболее продуктивным является выделение эмпирического и теоретического уровня организации научного познания. В соответствии с этим подходом правомерна констатация различий эмпири­ческого и теоретического уровней научного исследования по ряду параметров, среди которых важнейшее место занимает специфика решаемых задач, целей исследования и методов их реализации, а также особенности полученных науч­ных знаний и языковых средств их выражения.

Эмпирическое исследование призвано выявить и зафиксировать относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существенные и необходимые параметры, на изучение которых нацелено теоретическое познание. (Задачи) Эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений. Решая поставленные задачи в эмпирическом и теоретическом познании, ученый обращается к различным методам исследования. К числу методов эмпирического уровня научного познания относятся такие исследовательские процедуры, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, описание.

Наблюдение - с-матическое и целенаправленное восприятие явлений дейст-сти, в результате к. достигается знание о внешних свойствах, связях и отношениях исследуемой реальности. Не созерцательный, а активный деятельный характер. Оно подчинено решению конкретной научной задачи => целенаправленностью, избирательностью и с-матичностью. + использование приборов(Средства)

Измерение - сравнение O.ов по каким-либо параметрам, выраженное численным значением. -> 1) введение эталонов, с-м и единиц измерения, 2) использовать матема-ие средства, представлять эмпирические зависимости в виде математических выражений.

Эксперимент - изучению O.а в искусственно созданных для этого условиях. Достоинства: 1) воспроизводимость; 2) нарастающую избирательность и активность Sа в иссл-и (+разл факторы - подбор); 3) применение сложных приборных комплексов, обеспечивающих выявление новых O.ов исследования и т.д. Виды науч. экс-тов (исследовательский, решающий, иллюстративный, модельный и др.).

Научное описание - фиксация разнообразных сведений, полученных в ходе наблюдения, измерения (сравнения) или эксперимента, с помощью искусственных языков науки. По мере развития науки она приобретает все большую строгость, все чаще выступает в виде колич-го описания при помощи таблиц, графиков, матриц, т.е. в виде т.н. протоколов наблюдения, представляющих собой результаты различных измерительных действий.

К результатам, полученным в ходе эмпирического исследования, относятся научные факты, эмпирические обобщения и закономерности.

Для эмпирического уровня элементами структурной организации выступают:

ü данные наблюдений,

ü научные факты – инварианты множества наблюдений,

ü эмпирические закономерности.

Это и есть эмпирический базис науки. Научный факт представляет собой результат сложного процесса, предполагающего выявление некоего инварианта множества наблюдений (непосредственных или в качестве данных, полученных в эксперименте) с учетом тех теоретических представлений концептуального характера, которые находятся в распоряжении исследователей. Установление связи между научными фактами, зачастую представленной в форме математического выражения, позволяет сформулировать эмпирическую закономерность, объяснение которой предстоит дать в теоретическом исследовании. Выявление научных фактов, требующих своего объяснения и не получающих такового в рамках наличного научного знания, предполагает постановку проблемы. Проблема -- это “знание о незнании”, влекущее за собой поиск новых нетривиальных концептуальных средств для объяснения имеющихся научных фактов.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.