Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура научного исследования. Уровень организации научного познания.






Понятие науки. Под наукой понимается:

особым образом организованная специализированная деятельность человека;

2) результат этой деятельности – особое знание о мире;

3) социальный институт, благодаря которому возможны 1) и 2).

Структурировать научное исследование можно по разным основаниям. Наиболее продуктивным является выделение эмпирического и теоретического уровня организации научного познания. В соответствии с этим подходом правомерна констатация различий эмпири­ческого и теоретического уровней научного исследования по ряду параметров, среди которых важнейшее место занимает специфика решаемых задач, целей исследования и методов их реализации, а также особенности полученных науч­ных знаний и языковых средств их выражения.

Эмпирическое исследование: выявляет и фиксирует относительно неглу­бокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существенные и необходимые параметры, на изучение которых нацелено теоретическое познание. Эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуе­мых явлений.

Решая поставленные задачи в эмпирическом и теоретическом познании, ученый обращается к различным методам исследования. К числу методов эм­пирического уровня научного познания относятся: сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, описание. К теоретическим: идеализации, знакового моделирования, формализации, метод мысленного эксперимента, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, методы математической гипотезы, вычислительного эксперимента, восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Существенным образом различаются и результаты, полученные в ходе эмпирического и теоретического исследования. К основным формам эмпири­ческого знания относятся научные факты, эмпирические обобщения и зако­номерности. Результатами теоретического исследования являются научные теории.

Промежуточные звенья между эмпирическими закономерностями и научными теориями: проблема, проблема распадается на вопросы, вопросы требуют ответа, ответ – гипотеза (система научнообоснованных предположений), процедура проверки на когерентность, на связанность, на полноту – переход от гипотезы к теории (теория – обоснованное и доказанное знание о глубинных характеристиках определенного класса исследуемых объектов). Еще одно отношение между эмпирическим и теоретическим исследованием – отношение тождественности. Эмпирические и теоретические уровни характеризуют науку и только науку.

Таким образом, эмпирический и теоретический уровни научного исследо­вания связаны между собой отношениями диалектического противоречия, что позволяет усмотреть в их взаимодействии один из самых продуктивных источ­ников развития научного познания.

Закономерности в постнеклассической науке по этому аспекту. Она начинает осваивать комплексные объекты, в которых вычленяются не просто структуры, а иерархия структур. И тогда жесткое противопоставление эмпирических и теоретических исследований постепенно начинает теснить свои позиции к объединению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.