Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие науки. Хронологические рамки: рубеж 16-17 веков – рубеж 19-20 веков






Классическая наука

Хронологические рамки: рубеж 16-17 веков – рубеж 19-20 веков. 1895 год – открытие рентгеновского излучения

Характер объекта: Простые объекты, число элементов невелико, внутренние связи несущественны, можно пренебречь.

Применяется принцип суперпозиции и привязанные к нему аналитические подходы. Анализ – как доминирующий метод научного исследования. В чем суть принципа суперпозиции: свойства целого – сумма свойств составляющих.

Наиболее значимые отрасли: классическая механика, термодинамика, разделы оптики, изучение электромагнетизма. Физика – лидер, т.к. рассматривает глубинные основания мироздания, в ней есть математический формализм. Она дает математическую модель, количественное параметрирование мира. А это ключ к освоению глубинных качественных характеристик. Биология: ботаника, зоология, палеонтология, анатомия, процессы физиологии человека и животных, описание, аналитический подход. Науки о земле: картография (описательная физическая география). Химия: до середины 19 века нету, учение о строении вещества.

Тип научной рациональности: как понимается задача исследования. Исследование субъекта, но и влияние средств познания. Идеал объективного знания: знание о мире таким, какой он существует на самом деле.

Неклассическая наука.

Начало 20 века – 70-80е годы.

Тип объектов: начинает осваивать микро и мега мир. Как меняется характер объектов: большое число входящих элементов, структурными связями пренебречь не возможно. Идея элементарности уходит, принцип суперпозиции не срабатывает. Прежде всего, в квантовой механике. Появляется структурно-функциональный анализ: выявить структуру, ответственную за функционирование.

Работает следующая схема: структура – элемент – система – функция. О вещи никто не рассуждает. Речь идет об объекте через призму исследования. Движение – как смена состояния. Задача: отследить смену состояния.

Отрасли знания: квантовая физика, релятивистская физика. Задача теоретического исследования: реконструкция образа объекта по разным его проекциям – суть квантовомеханического описания. Биология: генетика, синтетическая теория эволюции. Науки о земле: геобиохимия, астрофизика, концепция нестационарной вселенной, теория систем (20е годы).

Тип научной рациональности: идея относительности к средствам наблюдения. Объект дан сквозь призму средств деятельности. Как меняется эталон объективности: наука конструирует образ этого мира.

 

Постнеклассическая наука.

Последние десятилетия.

Объекты: сложные, развивающиеся. Самоорганизация и переход в новое качество. Основная проблема классической и неклассической науки – проблема равновесных процессов, состояний. Неравновесные процессы осваивают космология, термодинамика неравновесных процессов, синергетика.

Химия: эволюционный катализ. Науки о земле: социальная экология. Биология: синтетическая теория эволюции.

Идеал освоения объектов в теоретическом мышлении: пропущен не только через средства познания, но и через ценностные ориентиры. Приоритеты, задающие использование и получение знания в контексте гуманистических ориентаций цивилизации. Ценностный аспект должен явно быть прописан в научной публикации. Вырождается в этический эксперимент, гуманитарная экспертиза (какими последствиями может обернуться эта исследовательская деятельность не только для науки, но и для общества в целом) обществу.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.