Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г л а в а IX






ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА

 

1. Основные сферы жизни общества.

2. Движущие силы развития общества.

 

1. Общество как объект познания представляет собой сложную систему. Ее основными элементами или подсистемами являются сферы общественной жизни. Их изучение предполагает, во-первых, определение сущности этих сфер, во-вторых, характеристику их типологии, а в-третьих, выяснение принципов их взаимосвязи. В качестве основных сфер общественной жизни чаще всего выделяют 1) материально-производственную, 2) социальную, 3) политическую и 4) духовную сферы. Эти сферы не являются совершенно определенными областями с четкими границами. Каждая из сфер не является и реальностью в “вещном” смысле слова. Понятие “сфера общественной жизни — абстракция, позволяющая мысленно вычленять и изучать отдельные стороны жизнедеятельности социального целого. Оно как категория социальной философии выступает удобным методологическим инструментом познания.

Материально-производственная сфера. Когда мы говорим “материально-производственная сфера”, имеется ввиду обширнейшая область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, созданию материальных условий жизни людей. Компонентами этой сферы являются 1) труд как комплексное социальное явление, 2) способ производства материальных благ, 3) механизм функционирования материально-производственной сферы в целом.

Труд — это всякая деятельность человека, его физиологическое и духовное усилие, направленное на получение определенного результата. До недавнего времени в социальной философии труд понимался как деятельность по производству вещей. “Непроизводственной” сферы, “непроизводительных” видов труда будто бы не существовало. Потребление рассматривалось как органическая часть производства, без которой последнее не может совершаться. Ряд современных теоретиков переосмысливают понятие потребление изменяя даже само слово потребление (consuming) на “протребление” (prosuming). Известный социальный теоретик О.Тоффлер понимает под протреблением производство людьми благ и услуг (то, что люди делают, когда растят детей, строят своими руками дом, шьют себе одежду и т.д.). Они работают, но не за плату.

Способ производства материальных благ - тот общественный вид, способ, которым люди производят и присваивают материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей. С точки зрения марксизма вся история человечества есть в первую очередь, история способов производства. Различают технологический и общественный способы производства. Технологический способ производства - определенное состояние производительных сил. А общественный способ производства - это историческое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы - это система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен веществ между обществом и природой в системе общественного производства.

Производственные отношения - это связи людей в процессе производства. Среди них можно выделить, как структурообразующие, производственно-технологические и производственно- экономические. К последним, а социальную философию интересуют именно они, принадлежат отношения к средствам производства, т.е. форма собственности на них, и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ.

Материально-производственная сфера имеет и другие грани, как-то региональные аспекты производственной деятельности, проблемы хозяйственного механизма, социальной, бытовой инфраструктуры, которые ждут анализа философскими методами, поскольку до недавнего времени оставались за пределами внимания философов.

Социальная сфера. Общество представляет собой множество людей, но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются друг от друга и находятся в различных взаимосвязях и друг с другом и с обществом в целом.

Люди различаются по природным задаткам, свойствам, качествам. Это - расовые, половые, возрастные характеристики. Расы — ареальные группы людей, имеющих общие внешние признаки: форму частей тела, цвет кожи, размеры, форму и цвет волос. Они передаются посредством генофонда. К основным расам относятся: европеоидная, негроидная и монголоидная. И расовые, и половые, и возрастные признаки являются биологическими. Социальная же структура предполагает деление людей по общественным признакам. При этом в ней выделяют макросоциальную и микросоциальную структуру.

К макросоциальным общностям относятся народ, классы, нации, общество, цивилизация, да и все человечество в целом.

Элементы микросоциальной структуры — это трудовые ячейки, семья, учебные коллективы, воинские подразделения, различные неформальные объединения и т.д. Во всех микросоциальных общностях велик удельный вес субъективно-сознательных факторов интеграции данной группы. Это чувства любви и симпатии, определенное стремление людей друг к другу, моральная ответственность, взаимопомощь, чувства общего долга, общие целевые установки, общие интересы и т.д. Возьмем к примеру, семью. Это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или кровнородственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В макросоциальной структуре несущей конструкцией являются объективно складывающиеся в обществе отношения. Их удельный вес существенно превышает субъективные факторы. Охарактеризуем такие элементы макросоциальной структуры как народ, нация и классы.

Термин ”народ” многозначен. Нас интересует народ как социальная общность. В данном аспекте народ — исторически сложившееся единое целое, имеющее сходный образ жизни, общую культуру, в том числе, язык и самосознание.

Нация (от лат. natio - племя, народ) — также исторически сложившаяся социально-этническая общность, которая характеризуется рядом признаков. Во-первых, это единая территория, а точнее определенный природно-территориальный комплекс. Он включает не только пространственно-географические границы среды обитания общности, но и всю совокупность природных условий, включая климат, особенности пищи, одежды, весь образ повседневной жизни.

Вторым признаком нации является наличие экономических связей. Совместное проживание людей на определенном этапе — на заре капитализма — неизбежно привело к размыванию экономических границ натурального хозяйства феодальных образований и к установлению разнообразных хозяйственно-экономических связей между отдельными областями страны. Они стали базой для возникновения общего, позже общенационального рынка, единой системы валюты, транспортных коммуникаций, связи, налогов и т.д. Так возник сложный хозяйственный механизм. Он-то и стимулировал необходимость повседневного, постоянного общения людей друг с другом и их контактов по самым разным линиям. Как образно выразился известный отечественный теоретик социальной философии В.С.Барулин, это был как бы огромный материально-производственный мотор, который постоянно “перемешивал” все население определенного общества. Эти контакты повторялись из поколения в поколение, что и привело в конечном итоге к появлению данной общности людей. Кроме названных (объективных) признаков нации есть и другие — субъективные. Прежде всего это общий язык, который неизбежно вырабатывается у людей вследствие общности экономической жизни и общности территории. Характерным признаком языка как интегратора нации является преобладание литературного языка над диалектами. Существуя в устной и письменной разновидностях, он обслуживает все сферы общественной и культурной жизни нации.

Следующим фактором складывания нации и ее признаком является общность психологического склада, духовной культуры, определенных традиций, т.е. ее ментальность. Менталитет (от позднелатинского mentalis - умственный) — определенный образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных и социально-психологических установок, присущих отдельному человеку или — общественной группе. Менталитет нации очень устойчив. Можно говорить о психическом складе наций - чрезмерном практизме англичан, склонности к филистерству у немцев (от нем. philister - самодовольный, ограниченный, лицемер) и т.д. В фильме “Первый учитель”, имеющем первоосновой произведение Чингиза Айтматова, великолепно запечатлена сила национальных традиций (что называется, саблей не разрубишь). Один из героев фильма пытается подвести под это теоретическую базу. “Что держит людей вместе? ” - спрашивает он. И отвечает: “Обычай. Он как глиняный кувшин, хранящий воду. Разобьется кувшин, и воде не удержаться”. Идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия сохраняются и передаются от поколения к поколению. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, трудовых и других национальных традициях. Благодаря им развивается общество. Молодому поколению не приходится заново изобретать все это, оно усваивает сформированные, отшлифованные предшествующими поколениями и временем универсалии культуры. Система традиций отражает и цементирует целостность, устойчивость нации.

Еще одним существенным макроструктурным элементом общества являются классы то, что в обществе существуют различные по своему положению, интересам и стремлениям социальные группы или классы, было замечено давно. Представители идеалистических, метафизических, натуралистических и т.д. концепций объясняли их происхождение религиозными, биологическими, психологическими факторами или насилием. Наиболее полное, но отнюдь не бесспорное, учение о классах и их роли в жизни общества создано основоположниками марксизма. Марксизм связал существование классов лишь с определенными формами производства: развитием производительных сил, появлением прибавочного продукта, возникновением частной собственности и имущественного неравенства людей. Определяющее воздействие на формирование классов и их признаки согласно марксизму, оказывают производственные отношения. Это нашло отражение в известном определении классов, данном В.И.Лениным. Классы, по Ленину, различаются 1) по их месту в исторически определенной системе общественного производства (например, рабовладелец - раб), 2) по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства (один класс - собственник средств производства, другой отчужден от них), 3) по их роли в общественной организации труда (организатор-исполнитель), 4) по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают, т.е. специфическим признакам класса с марксистских позиций оказывается не трудовая деятельность как таковая, а его роль, своеобразная функция в совокупной трудовой деятельности.

Но классовую общность можно рассматривать и с учетом сознательно-духовных факторов, способствующих ее консолидации. Это такие социально-психологические характеристики как чувство сопричастности к представителям этого же класса, установки, выражающие отношения к другим классам, традиции, связанные с образом жизни данного класса и т.п. Эти черты также соединяют, цементируют группу людей в нечто целостное. Сегодня отечественные ученые разрабатывают проблему вторичных признаков классов, к которым, к примеру В.С.Семенов, относит 1) условия жизни и быта, 2) социально-политическую роль в обществе, 3) участие в управлении производственными и общественными делами, 4) образование, культуру, культурно-производственную подготовку, 5) уровень сознания, идейности, духовный облик, духовную деятельность, общественную психологию, 6) образ жизни, способы и формы развития личности, проведения свободного времени, досуга.

По мере формирования классов и их развития складываются и отношения между ними — начиная от непримиримой борьбы (на что всегда делал упор марксизм), кончая союзом, содружеством, консенсусом этих социальных общностей, что гораздо полезнее и оптимальнее для функционирования общества в целом. Об этом свидетельствует как прошлый, так и современный опыт истории человечества.

Альтернативной марксистской теорей классов в западной социологии является теория социальной стратификации (от лат. stratum - слой и facio - делаю). Ее авторы - М.Вебер, Г.Парсонс, Э.Шилз, Б.Барбер и др. В основу деления общества на классы и страты эти социологи кладут не отношения к средствам производства и место в разделении труда, а образование, психологию, бытовые условия, занятость, доходы и т.д. соответствующей социальной группы. При этом смежные слои мало отличаются друг от друга. Не признаются, в большинстве западных теорий и классовые антагонизмы. Лишь ряд западных ученых, включая и часть представителей теории социальной стратификации таких, как немецкий социолог Р. Дарендорф, сосредотачивают внимание на социальных конфликтах, определяя классы как конфликтующие социальные группы.

Политическая сфера. Под политикой (от греч. politika - “ искусство управления”) понимается наука и искусство управления людьми, а через них - управление государством или какими-то другими сложными социально-политическими системами. Политика предстает как процесс жизнедеятельности сложных политических систем.

Политика тесно связана с властью. Под последней понимается способность и возможность воздействовать на поведение людей с помощью различных средств: авторитета, права, насилия. Но при всей близости терминов “политика” и “власть” они не идентичны.

Политика шире власти, как и политические отношения не идентичны властным. Первые не обязательно носят властный характер. Так отношения между двумя суверенными государствами - политические, но не властные. Но если одно государство навязывает свою волю другому, политические отношения приобретают властный характер.

Совокупность общественных институтов управления, включающая в себя самые различные органы, отражается в категории “политическая сфера общества.”

Политическая сфера предстает формой бытия общественного субъекта, его деятельности (осознанной и неосознанной) и отношений, политического сознания. Политический субъект начинается с осознания своей принадлежности к какой-то социальной общности, целостности, а также отличия от других общностей (“мы” и “они”). Осознание ее может быть как на уровне политической психологии (совокупность несистематизированных политических взглядов, чувств, настроений, мнений, представлений, суждений, иллюзий людей о государстве, власти, об отношениях между государствами, нациями, партиями и т.д.). В качестве примера можно сослаться на негативное отношение коренного населения Татарстана в недалеком прошлом к сохранению за республикой статуса автономной республики, входящей в состав России. Это осознание может выступать также в виде теоретической системы идей и взглядов (политическая идеология), разработкой которой занимаются особые группы людей, формирующие их в лозунгах, декларациях, теоретической пропагандисткой литературе, программах, конституциях и т.д. Каждый лозунг несомненно имеет автора в лице какого-то политического деятеля или группы, словом, активистов, пропагандирующих соответствующие политические идеи и формирующих сознание политического субъекта — масс или электората, либо членов политических партий и провоцирующих на политические действия того или иного рода (электорат от лат. elector -избиратель-круг избирателей, голосующих за какую либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах). В политических действиях можно обнаружить все 4 типа социальной деятельности, обозначенных в типологии человеческой деятельности, предложенной М.Вебером: это и целерациональные и ценностно-рациональные действия, равно как и аффективные и традиционные. К последним относятся действия, совершенные человеком в толпе в результате неосознанного “подражания” или “заражения” общим настроением (скажем, намаз, совершаемый участниками политического митинга в регионе традиционного распространения ислама).

Что касается первых, то к ним можно отнести сами факты участия политического субъекта в политических акциях (демонстрации, митинги) избирательных компаниях, референдумах и т.д., базирующихся на сознательном выборе определенных ценностных ориентаций (суверенитет республики, билингвизм, правовое государство и т.п.). Последние также во многом формируются под воздействием политической пропаганды различных партий, организаций и их лидеров, нередко прибегающих к демагогической апелляции к народу. Это характерно, к примеру, для стиля политических действий, получившего название популизма (от лат. populus - народ). Характерной чертой популизма является стремление к прямым контактам с народом без посредничества каких-либо политических институтов. Это дает возможность политическим деятелям такого толка манипулировать избирателями. Популистские программы могут быть самого разного идейно-политического содержания в диапазоне от программ эволюционного улучшения общественной жизни до ультрареволюционных лозунгов с утопическими обещаниями всевозможных благ для народа в скором времени. Достаточно вспомнить избирательные платформы и методы их пропаганды кандидатами на пост президента России в ходе избирательной кампании 1996г. (В.Жириновского, В.Брынцалова и др.).

Политическая сфера представлена системой политических организаций — государство, политические партии, профессиональные союзы, которые выступают своеобразным интегратором дискретных политических образований (политических субъектов, политического сознания, политических действий и отношений).

Самым древним и развитым политическим институтом является государство. Это общественный институт, которому присущи властные функции, распространяющиеся на все общество. Главные средства осуществления политической власти в государстве:

1) особый аппарат политического управления, состоящий из людей, профессионально занимающихся управленческой деятельностью;

2) совокупность органов материального обеспечения политической власти (например, органы материального принуждения - армия, полиция, тюрьмы, а также налоговая система, государственные долги и т.д.)

3) правовая система, регулирующая самые разнообразные стороны жизни общества;

4) административно-территориальное деление общества. Оно обеспечивает возможность охвата своим влиянием всего населения данного государственного объединения;

5) духовно - идеологическое обеспечение государственной власти, имеющей целью легитимацию (от лат. legitimus - законный.) или признание, подтверждение законности данного политического порядка, правового установления, полномочий профессиональных управленцев и т.д. Сюда же входит и обоснование истинности определенных политических норм и ценностей. Достаточно вспомнить пропагандистскую деятельность ведомства Геббельса в фашистской Германии, занимавшегося апологетикой захватнической политики III Рейха и оправдывавшего геноцид “арийцев” по отношению к другим народам (к примеру, славянским), массовое истребление евреев. Критически нужно отнестись к деятельности идеологических учреждений в бывшем Советском Союзе. Последние, к примеру, долгие годы держали под контролем официальной политики сферу нравственности, оправдывая подмену общедемократического принципа свободы политического поведения социально-классовой целесообразностью. Это не лучшим образом воздействовало на общество в целом. Тирания страшна не столько физическим уничтожением непокорных, сколько моральным растлением покорившихся.

Государство решало, что есть добро и что есть зло. Государство, захватывающее в свои руки с помощью пропаганды и террора все области жизни, является тоталитарным (от лат. ­дана -целый, полный). В таком государстве индивид — ничто, государство — все, запрещены демократические институты, идут репрессии в отношении оппозиций и инакомыслящих, существует, как правило, однопартийная система, милитаризирована экономика и т.д. Иное дело — демократическое государство, которое находится под контролем граждан. Показателем развития демократического общества является положение с правами и свободами человека, как то, право на жизнь, свобода личности, слова, собственности, совести, а также право на труд и достойный образа жизни. Эти общечеловеческие права и свободы закреплены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой в рамках ООН в 1948 г. и признаваемой сообществом государств.

Неотъемлемым элементом демократии является правовое государство, признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни, связанность законом государства и его органов, судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Власть основанная не на законах, а на меняющихся прихотях невежественной толпы, нередко подпадающей под влияние дешевых демагогов, популистов носит название охлократии (от греч. ohlos - “толпа”, “чернь” и kratos - “власть”). Этот тип государства встречается редко, в основном в переходные и кризисные периоды. Некоторые черты охлократии прослеживаются в политических реалия, государств бывшего СССР после его распада.

Духовная сфера. Название этой сферы общественной жизни происходит от термина, означающего нематериальное начало в отличие от материального, природного. Исследователи духовной жизни общества выделяют в ней следующие элементы: 1) духовная деятельность, 2) духовные потребности, 3) духовное потребление, 4) духовные отношения. Примером может служить эстетическая деятельность, эстетические потребности, эстетическое потребление и т.д. Духовная сфера дифференцированна. Что лежит в основе этой дифференциации? В ее основе лежит не что иное, как сформированность общественного сознания, т.е. его бытие в различных формах. К формам общественного сознания относятся: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и научное сознание. Они отличаются друг от друга, во-первых, по предмету отражения. Например, в основе научного отражения лежит объективный закон, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, социальными слоями и т.д. Формы общественного сознания во-вторых, отличаются способом отражения. Наука отражает свой объект адекватно в форме логических понятий, законов и теорий, мораль — в нормах и принципах поведения, искусство — в художественных образах.

Формы общественного сознания отличаются, в третьих, по социальной основе своего появления. Наука появляется тогда, когда, развитие производства породило потребность в теоретических знаниях о закономерностях окружающего мира, когда эмпирические знания, почерпнутые из повседневного опыта людей, стали недостаточны для развития производства. Политическую идеологию вызвало к жизни появление частной собственности, классов и государства. Особенности общественных потребностей обусловили и разновременность появления форм общественного сознания. Мораль, религия и искусство появились в первобытном обществе. Политическое и правовое общественное сознание — продукт классового общества.

Наконец, формы общественного сознания различаются по социальным функциям или по той роли, которую они выполняют в обществе. Правовое, нравственное и религиозное сознание выполняют регулятивные функции (хотя и не только) - каждое в своей специфической форме и своим способом. Так, право апеллирует к авторитету государства, религия — к авторитету бога, мораль к общественному мнению. Помимо регулятивной, каждая из этих форм общественного сознания выполняет ряд собственных функций: религия - иллюзорно-компенсаторную или утешительную, мораль — ценностно-ориентационную функции. Различия форм общественного сознания нельзя абсолютизировать, они связаны друг с другом (не только общностью функций), отчасти взаимно проникают друг в друга, а подчас являются антагонистами. Так политическое и правовое сознание — союзники, наука же и религия — большей частью противостоят друг другу. Наука и философия взаимопроникают друг в друга. Так же много общего у морали и религии, морали и искусства, искусства и религии. В определенные периоды религия, философия, искусство были важнейшим орудием пропаганды политических идей, политической борьбы. Достаточно вспомнить политизацию литературы и литературного интереса широких масс в 70-80 -е гг. XX в. в бывшем СССР, что в известной мере подготовило сознание людей к развалу Союза и так называемой демократизации общества. А основательное проникновение религиозных мотивов в искусство привело в некоторой степени к клерикализации массового сознания (от позднелатинского clericalis - церковный) усилению влияния церкви и духовенства в политической и культурной жизни. Итак, общественное сознание — не что иное, как особая форма бытия духовного — надиндивидуальное духовное. Как и в индивидуальном (личном) духовном, в нем обнаруживается 3 вида (модуса): возможность, действительность и необходимость. Именно действительность как один из модусов общественного сознания как вида бытия и представляет собой объективацию взглядов, настроений, чувств, идей. Объективация происходит на двух уровнях: обыденном и теоретическом. Объективация происходит в духовной и материальной культуре (язык, вторая природа во всех ее проявлениях, произведения искусства, достижения науки и т.д.).

Другой формой бытия общественного сознания является общий, коллективный, объективный дух. Например, дух, душа народа в целом, макро и микросоциальных групп, их ментальность (устойчивый образ мышления, постоянная духовная настроенность).

Формы проявления сознания как индивидуального, так и общественного, есть совершаемая отдельными людьми психическая деятельность. Однако общественное сознание являет собой не простую количественную сумму индивидуальных сознаний, а их качественно новую ипостась. Во-первых, в отличие от индивидуального сознания, которое живет и умирает вместе с конечным и ограниченным индивидом, общественное сознание обретает своего рода бессмертие (в рамках жизни человечества). Во-вторых, оно обладает свойством — неаддитивности (неравное сумме); оно больше (выше) суммы частей, носит интегральный характер. В-третьих, будучи достоянием всего общества, оно обладает способностью свободно перемещаться в социальном пространстве и времени, что стало объективной основой информатизации общества, обеспечивающей в идеале прямой неограниченный доступ каждому члену общества ко всей необходимой для его деятельности информации (за известными исключениями). Это существенно ускоряет, катализирует трансформацию модуса возможности бытия духовного в модус действительного бытия. Вероятно, в ходе эволюции информационного общества могут развиться новые основания для реализации утопических с точки зрения сегодняшнего дня, мыслей, проектов, программ. Тенденция слияния западной и восточной ментальностей и культур вносит дополнительный фактор непредсказуемости в этот процесс.

Духовная сфера не исчерпывается идеальными формами. В ней, как упоминалось, проявляется деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей (духовное производством Например, религия — это не только совокупность религиозных представлений и чувств, но целая отрасль деятельности по разработке религиозной догматики и культа, апологетике (защита данного вероучения и критика иных), экзегетике (от греч. exegetikos - разъясняющий), представляющей собой толкование библейских текстов. К области духовной деятельности относится и хранение, тиражирование и распространение продуктов духовного производства, что обеспечивает их воспроизводство в обществе. Всем этим занимаются в соответствующих учреждениях профессионально подготовленные — также в специальных учебных заведениях — люди: богословы, научные работники, художники, писатели, скульпторы, кинематографисты, работники музеев, библиотек и т.д.

Можно сказать, что все элементы духовной сферы институализированы. Исключение составляет мораль. В обществе нет специальных учреждений по производству нравственных ценностей и антиценностей. В силу этого ряд философов не склонен считать ее элементом духовной сферы общества, что весьма спорно.

Все названные сферы общественной жизни функционально связаны между собой. Они взаимодействуют друг с другом, служат друг другу, взаимопроникают друг в друга. Вся история социологической мысли и является, по существу, попыткой выделить одну из них в качестве определяющей все другие. Сложилоиь, в основном, два подхода, которые стали традиционными. В одном роль детерминанты в жизни общества выполняет материальное производство (материалистическая модель общества). Не отрицая относительной самостоятельности общественного сознания и других компонентов духовной сферы, признавая ее детерминантную роль в некоторые исторические моменты, это направление в конечном счете заглавной силой в общественном развитии признает материально-производственную деятельность.

Согласно второму подходу приоритетной стороной является духовная сфера. С позиции этого направления люди организуют свои социальные отношения, свое производство под влиянием духовных факторов (идеалистическая модель общества). Не потому, например, возникло буржуазное общество, Новоевропейская цивилизация, что к этому моменту сформировались необходимые материальные предпосылки, развились производительные силы, позволившие перестроить и политику, и культуру, и быт людей. Напротив, сами эти предпосылки были созданы сознательными людьми под воздействием “духа капитализма”, в первую очередь “протестантской этики”, провозглашавшей, что высшая форма служения богу - в практической деятельности, в производительном, добросовестном труде, а не в молитве, постах и умерщвлении плоти.

Помимо традиционных существуют и нетрадиционные трактовки соотношения различных сфер общественной жизни К таковым, например, относится “теория факторов”, представители которой рассматривают сферы общественной жизни как равнозначные, однопорядковые, из которых ни одна не является приоритетной по отношению к другой. Не склонны выделять доминирующий фактор в сложнейшей взаимосвязи и взаимодействии различных сфер жизни общества и защитники синергетической модели.

Каждый человек ориентируется на тот или иной подход в зависимости от своих мировоззренческих установок: уровня образования, культуры, своего миропонимания и мироощущения, принадлежности к той или иной социальной группе, условий повседневной жизни.

 

2. Проблема движущих сил развития общества всегда была и продолжает оставаться в социальной философии дискуссионной. Как правило, в прошлом философы пытались искать какие-то постоянные силы, действующие одинаково на протяжении всей истории­. С позиции идеалистического понимания истории это либо сверхъестественные или иррациональные силы, либо идеальные побуждения, мотивы исторической деятельности, в основном, великих людей.

Среди постоянных, в свою очередь, нередко выделялась еще и основная причина, которая " определяла" ход всей истории и любого ее эпизода. К примеру, каждый представитель географического детерминизма вычленял как заглавную какую-то одну или несколько (в совокупности) сторон географической среды (космические факторы, почву, климат, ландшафт и т.д.). Французский философ Виктор Кузен писал: ”Дайте мне карту страны, ее очертания, климат, воды, ветры, всю ее физическую географию, дайте мне ее естественные плоды, флору, зоологию, — и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль будет играть эта страна в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, а во все эпохи.” В марксистской философии постоянной движущей силой развития общества считался способ производства материальных благ, а основной движущей силой — характер и уровень развития производительных сил.

При рассмотрении движущих сил развития общества, типичной тенденцией было, с одной стороны преувеличение роли случая в истории, (индетерминизм), а с другой — недооценка и даже игнорирование ее (механический детерминизм). Примером первого подхода могут служить рассуждения по поводу смысла истории французского писателя, религиозного философа, математика и физика ХУII в. Блеза Паскаля, который полагал, что Кромвель уничтожил бы королевское семейство и привел бы к власти свое собственное, если бы в его мочеточнике не оказалась крупица песка, сведшая его в могилу. Напротив, по мнению Л.Н.Толстого, история лишь на первый поверхностный взгляд, предстает как цепь случайностей. В действительности же она подчиняется каким-то внутренним закономерностям. История куда-то нацелена, к чему-то стремится.

Широкое распространение в социальной философии имела точка зрения, приобретшая в марксизме парадигмальный характер, которая связывала движущие силы развития общества с определенной направленностью, а именно с прогрессивным развитием общества. С позиций марксизма — народ есть творец истории, так как он создатель материальных благ, духовных ценностей и основная движущая сила социальных революций — “локомотивов истории”. Между тем прогрессивная линия — лишь один из векторов истории. Действительное движение истории включает в себя и регрессивные моменты, игнорирование которых приводит к искажению реальной картины. Далеко не всегда движущие силы вели к качественным улучшениям, гораздо чаще они приводили к деградации, упадку, разрушению. Кстати, вопрос о критерии прогресса тоже весьма сложен, спорен и слабо разработан. Бесспорным является лишь такие его характеристики, как гуманизм и общечеловеческая направленность. Отсюда логично вслед за волгоградским социологом Л.Е.Грининым называть движущими силами те силы, которые ведут или могут вести общество и его элементы к изменениям. Они выводят систему из равновесия, заставляют ее приспосабливаться и реагировать на внешние воздействия и внутренние коллизии.

Возникает вопрос, могут ли быть постоянно действующие в обществе факторы развития, можно ли говорить о единой или нескольких главных движущих силах, определяющих развитие всего общества в целом или его подсистем? Развитие всегда конкретно и связано с определенными материальными и духовными образованиями. Вне конкретных систем развития не существует. И движущие силы развития общества также конкретны. Они зависят от многих факторов: от условий, скажем географических, в которых живет данное общество, от его специфических особенностей, от основных и главных противоречий и т.д. Сами противоречия, без разрешения которых нет развития, тоже требуют конкретного подхода. Традиционное деление их на внутренние и внешние весьма относительно. Внешние становятся внутренними, как только мы переходим к анализу высшего уровня системы К примеру, вряд ли можно безоговорочно считать внешними противоречия между обществом и природой. При всех формах социальности человек остается частицей природы и Космоса, специфическим проявлением феномена жизни.

В этом свете вновь уместно вспомнить синергетическую модель общества, с позиции которой не может быть ни постоянно действующих факторов развитий, ни единой или нескольких заглавных движущих сил, ни абсолютной предопределенности. И подчас именно случайности приводят к новому состоянию общества — аттрактору, после чего дальнейшая эволюция системы происходит уже в соответствии с детерминистскими законами. Говоря о законах развития общества, Ф.Энгельс справедливо отмечал их отличие от законов развития природы, где действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. В истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Но это нисколько не изменяет того факта, что ход историй подчиняется внутренним общим законам. При некотором преувеличении роли объективной закономерности марксизм отметил и обосновал тот важный факт, что главное действующее лицо в истории — человек, что объективные законы проявляются через деятельность людей. Именно в анализе условий, причин, целей, задач, реэультатов этой деятельности и надо искать подходы к разрешению проблемы движущих сил развития общества. “Пусковыми механизмами” человеческой деятельности и их составными элементами Барулин называет потребности, интересы, мотивы, стимулы, цели. При этом приоритетной стороной жизнедеятельности общества всегда было удовлетворение витальных жизненных потребностей, последнее в обществе осуществляется в процессе трудовой деятельности. Отсюда особую важность приобретает анализ человеческих мотивов и стимулов к труду. В отечественной учебной и научной литературе до недавнего времени не оттенялся вопрос о роли экономических отношений собственности как детерминанты, движущей силы человеческой деятельности. Между тем западные ученые отмечали этот момент. Выдающийся экономист XX в. Ф.Н.Хайек в работе “Пагубная самонадеянность. Ошибка социализма” подчеркивал, что появление частной собственности было историческим завоеванием западной цивилизации, важнейшим условием ее прогресса. Без нее не было бы не только античной Греции и Рима, но и эпохи Возрождения, промышленного переворота ХVII-ХIХ в. в Европе, распространившегося затем на другие страны и континенты, наконец, научно-технической революции. Напротив, экономическая система социализма, основанная на монополии государственной общенародной собственности, показала свою полную несостоятельность. Объективной причиной этого была ее искусственность, навязанность обществу волюнтаристически мыслящими политиками и их идеологами. Достаточно вспомнить имевшие место в нашей стране различные формы экспроприации, например раскулачивание, принудительную коллективизацию и т.д.

Командно-административное воздействие сверху, насилующее реальность, заводило функционирование социальных систем в тупик. К деформации естественного направления развития общества приводит и ущемление разнообразия практических действий и теоретических позиций отдельных личностей и групп. Примером может быть опять же политика тоталитаризма бывшего советского государства и других государств социалистического лагеря. Английские социологи ХХ в. Л.Т.Хобхаус и М.Гинсберг связывали исторический прогресс с возникновением и развитием способностей человечества контролировать направление своих собственных социальных изменений. По терминологии американского социолога Л.Ф.Уорда социальная жизнь от природных процессов отличается телическим, то есть целенаправленным и творческим характером. Происходящая в природе на основе естественного отбора слепая стихийная эволюция — “генезис” в обществе сменяется “телезисом”, формирующимся на основе осознанного стремления к прогрессу.

Вмешательство человека в ход общественного развития вполне может идти и в направлении вывода социальных систем на апробированные человеческим опытом и согласованные с научными прогнозами жизнеспособные стратегии, и в направлении, позволяющем нейтрализовать негативные векторы их развития.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите основные сферы жизнедеятельности общества.

2. Что понимается под производственными отношениями?

3. Сопоставьте макро и микросоциальные структуры общества и охарактеризуйте их основные элементы.

4. Охарактеризуйте государство как элемент политической сферы.

5. Перечислите формы общественного сознания и приведите их отличительные признаки.

6. Каков характер связи между сферами общественной жизни?

7. Каковы на ваш взгляд движущие силы развития общества?

8. Какая из теоретических моделей общества наиболее адекватно отражает движущие силы его развития?

 

 

Л и т е р а т у р а

 

1.Б а р у л и н Б.С. Социальная филсофия. М., 1993. ч.1, ч.2.

2. Б е р д я е в Н.А. Смысл истории М., 1991.

3. В е б е р М. Политика как призвание и профессия.// Вебер М. Избр. Произв. М., 1991.

4. Г е г е л ь Г.В.Ф. Философия истории. — СПб., 1993.

5. Г р и н и н Л.Е. Философия и социология истории.: некоторые закономерности истории человечества. ч.1. Волгоград, 1995.

6. И л ь и н И.А. Путь духовного обновления. Гл.1. О вере.//'Путь к очевидности. М., 1993.

7. Л а в р и н е н к о В.Н. Социальная философия. М. 1995.

8. М а к и а в е л л и Н. Государь. — М., 1990.

9. П о п п е р К. Открытое общество и его враги. Т.2, М. 1990.

10. Свобода совести, религя и право//Вопросы философии.- 1994. №12.

11. С о л о в ь е в Э.Ю. Личность и право.// Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. — М., 1991.

12. Философия. Учебник. Под редакцией Губина В.Д., Сидориной Т.Ю, Филатова В.П. М. 1996.

13. У о р д Л. Психические факторы цивилизации. СПб. 1897.

14. Э н г е л ь с Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл. 4. // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т 21.

15. Я с п е р с К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.