Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные революции.






Науч.рев- этапы развит науки, когда происходит смена исследоват. стратегий, задаваемых ее основаниями. Компоненты основания науки: идеалы и методы исследования (представления о целях науч. деят-ти и способах их достижения); науч.картина мира (целост-ная система представлений о мире, его общих св-ах и закономерностях, формирующаяся на основе науч.по-нятий и з-нов); фил.идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и идеалы науч.исследования. Можно выделить 4 науч.револ.1)револ XVIIв., -становление класс-кой науки; 2)в к.18-1ой пол.19вв.-переход от класс.науки к дисциплинарно организованной науке развитие биологии, химии, геологии; центр.проблемы ф-и в этот период:?? дифференциации и интеграции науч. зн-я, соотн-я разл.методов науч.исследования, классификация наук и поиск ее критериев; 3) револ с к.19до се­р.20в.рев произошла в физике (были разработаны релятивистская и квантовая теории), в биологии (гене- тика), в химии (квантовая химия)… Возникают кибернетика и т-я систем. Отрицолисьразумно-лог.содержания онтологии, допускалась возм-сть при­знавать истинность неск-ких теорий.Возникла картина мира, в кот появилось представление о природе как сложном динамическом ед-ве саморегулирующихся систем.Ф-я ввела идею истор.изменчивости науч.зн-я, призна-ла относительность истины, разработала представление об активности субъекта позн-я.Стало ясно, что целое и часть находятся в более сложных взаимоотн-ях в сложных системах; 4) в посл1/3 20в. Становление постнелкасс науки. Синергетика(греч.совместный)-направление междисциплинарных исследований, объектом к-ых явл процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах. Синергетика открыла механизм возникновения порядка из беспорядка.Науч.рев были одновременно сменой типов рациональности.Тип науч.рац-ти-состояние науч. деят-ти, направленной на получение объект. истины.Класс тип рациональнос-ти выделяет объект в качестве гл.компонента указанного отн-я.Некласс.тип науч.рациональности хар-ется осозн-ем влияния познават.ср-в на объект.отн-е«субъект-ср-ва-объект». Постнекласс тип рац-ти полагает, что зн-я об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодей-я со ср-ами, но и с ценностно-целевыми структурами дея-сти субъекта. Субъект влияет на содержание зн-й об объекте не только в силу применения особых исследователь­ских ср-в и процедур, но и в силу своих ценностно-целевых установок.Прогнозируя будущее науки, можно сказать, что статус доминирующего и опред.принадлежит постнекласс типу рациональности. В эпоху техногенной цивилизации определение стратегии науч. поиска должно вкл.??, связанные с челом и его жизнью на планете Земля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.