Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и законы диалектики.






Диалектика-учение о развитии бытия, познания и мышления. Д- такое понимание мира и такой способ мышления, при кот различные явления рассматриваются в многообразии их связей.Диалектика- это и теория и метод. Как теория, она обосновывает динамич картину мира, представляя его как процесс. Как метод она ориентирует чела в его познавательной деят-ти.Принципы диал: всеобщая взаимосвязь всех явлений; всеобщность движения и развития; источник развития — становление и разрешение противоречий; взаимосвязь колич и кач изменений как проявление механизма развития; развитие через отрицание; отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития; противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности. Законы диалектики: Зак единства и борьбы противоположностей указывает наисточник развития (любой предмет обладает противоположностями, кот в процессе взаимодействия приводят к противоречию, а противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета); зак перехода количественных изменений в качественные и обратноуказывает на механизмы развития (проявляется в том, что колич изменения приводят к кач, а кач - к колич); зак отрицания отрицанияраскрывает направление движения и преемственность в развитии(показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя стороны старого).

 

30.Философские категории, их мировоззренческое и методологическое значение в анализе экономических процессов.

Категории – это осн. ср-во выраж фил.знания, отраж наиб общие св-ва и отнош реальн.В соотв с принц универс. связи выдел гр катег, без исп-ния кот-х нельзя раскрыть содерж катег. др групп, а также категориально-понятийное сод-ние научн систем: Отношение – фил.кат-рия, выраж. способ бытия объектов, как взаимообусл и взаимосв.Связь выраж отн-ние, при кот налич, отсутств одних объектов явл. услов налич, отс, измен др.Взаимосвязь-отнош, при кот не только нал, отс или изм. одних объектов явл. усл налич …др, но и наоборот, измен во 2 гр объектов вызыв из. в 1 гр. Действие-ф к, выраж. формы взатмосв объектов, при кот. измен одних объектов направл на изм. др. Взаимод– ф к, выраж. всеобщую форму взаимосв объектов, сост вих взаимообусл изм-нии. Группа ф к, образ на основе принц структ-ти: Единичное – ф к, выраж. св-ва и связи, присущ отд предм и остут. у др. предм. Общее – ф.к., выраж св-ва и связи, присущ опред. множ-ву предметов. Особенное – ф.к., обознач. связи и отн-ния, кот отлич отд предм или классы предм др от др. Часть-ф.к., обознач. предметы, образ. др, бол сложные. Целое – ф.к., обознач, предмет.вкл в себя в кач сост. частей др предм. Система–ф.к., обознач. сов-ть эл-тов, нах. в устойч. связях др с др и образ опред. целост. Элемент – ф.к, обозн сост часть системы. Структура – обозн сов-ть устойч связей эл-тов, обеспеч целост системы и сохр её осн. св-в при внеш и внутр. измен. Содерж – обозн. сов-ть эл-тов, образ.вещь, взаимод-ий эл-тов и рез-тов вз-вий. Форма – обозн. сов-ть относ.устойч отн-ний и связей эл-тов, образ. предмет.Гр кат-ий, выраж. особ-ти проц развития: Прич и следствие.Причина есть взаим-вие, следствие – рез-т взаим-вия.Необходим-это то, чего нельзя обойти. Случайн-то, что мож быть, а мож и не быть, мож произой так, но мож по-др.Возможн-ф кат, обозн сов-ть предмет, явл, кот ещё не стали наличным бытием, но предпос их возник уже им в действ.Развит-бесконеч процесс реал-ции одних возможн и возникн новых возмож.Вероятность - это колич. мера возможн, хар-ет те пределы, в кот сущ возможн.Сод-ние этих кат-рий опред-ет общие принципы прогнозных оценок реал проц, ориентир на взвеш подход в выборе напр-ний преобраз предметно-практич деят, в опред-нии хар-ра и пределов риска в эк-ке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.