Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неокантиантские концепции философии права(Р.Штаммлер, Г.Радбрух, В.Науке).






 

Заметный вклад в формирование и развитие неокантианской философии права внес немецкий юрист Р. Штаммлер (1856—1938). В русле кантовских положений о соотношении должного и сущего, формального и фактического Штаммлер отстаивал логический при­мат права по отношению к социальным реалиям и подчеркивал, что " закономерность социальной жизни людей есть закономерность юридической формы ее" 4.

С этих позиций он критиковал марксистское учение об опре­деляющей роли экономических отношений и вторичном (надстроечном) характере права и утверждал, что общественная жизнь обу­словливается правовым регулированием. " Право, — писал он, — может быть признано окончательной инстанцией, несущей ответст­венность за социальное хозяйство, потому что оно образует в каче­стве регулирующей формы социальной жизни обусловливающую основу всех возможных социальных явлений" 1.

Под правом (в его различении и соотношении с законом) Штаммлер имеет в виду " естественное право с меняющимся со­держанием". Поскольку речь идет об априорном понятии есте­ственного права, то и его " меняющееся содержание" — это фор­мальные характеристики права (априорные целеполагания ра­зума), а не некое фактическое (социальное) содержание. В кон­тексте штаммлеровского учения эта сформулированная им кон­цепция " естественного права с меняющимся содержанием" оз­начала, что именно право и его изменения определяют развитие общества, а не наоборот.

Видным представителем неокантианской философии права был и другой немецкий юрист Г. Радбрух. Право (в его различе­нии и соотношении с законом) у него представлено в понятиях " идея права", " надзаконное право", а не посредством понятия " естественное право", как у некоторых других кантианцев. Но его философско-правовая критика юридического позитивизма и настойчивые призывы к восстановлению в юриспруденции " идеи права" и концепций " надзаконного права" существенно содейст­вовали послевоенному " ренессансу" естественного права в За­падной Европе.

С этих позиций он критиковал марксистское учение об опре­деляющей роли экономических отношений и вторичном (надстро(надзаконодательного) права. " Юридическая наука, — писал он в работе " Обновление права", — должна вновь вспомнить о тысяче­летней мудрости античности, христианского средневековья и эпохи Просвещения, о том, что есть более высокое право, чем закон, — J естественное право, божественное право, разумное право, короче говоря, надзаконное право, согласно которому неправо остается неправом, даже если его отлить в форму закона" 1.

Эта идея " надзаконного права" как отрицание юридического позитивизма для многих была идентична признанию естественного права и существенно содействовала расширению круга сторонни­ков его " возрождения".

Однако сам Радбрух, как мы видели, трактовал " надзаконное право", хотя и антипозитивистски, но в русле неокантианской фи­лософии права, а не с позиций юснатурализма. Также и " природа вещей" трактовалась им (в отличие от юснатуралистов) не как бы­тие или содержательное выражение естественного права, а как чисто мыслительная юридическая форма.

Такой подход характерен и для многих других представите­лей неокантианской философии права (в их числе — К. Кюль, И. Лоб, А. Оллеро, О. Хёффе, Э. Цахер и др.)2. Все то, что для юсна­туралистов является объективно данным естественным правом (включая правовое значение естественного права, природы вещей, бытия человека и т. д.), для неокантианства — это лишь формаль­но-правовые конструкции в духе трансцендентальной и априорной идеи права, которая весьма далека от понятия естественного права. " Подлинная философия права, — замечает испанский неокантиа­нец А. Оллеро, — пребывает в вечном поиске формального право­вого принципа" 3.

В русле идей Канта и кантианцев (Штаммлера и др.) развива­ет свою философско-правовую концепцию профессор юридическо­го факультета Франкфуртского университета В. Науке. " Филосо­фия права, — подчеркивает он, — хочет развить учение о правиль­ном праве, учение о справедливости. Это сложное дело. От успеха этого дела зависит каждый в своей повседневной жизни" 1. Разли­чая " правильное право" и позитивное право, он под " правильным правом" имеет в виду " разумное право", " справедливое право" 2. " Проблема правильного права, — пишет он, — предмет философии права. Философия права — учение о правильном праве" 3.

В своей трактовке смысла " правильного права" Науке апелли­рует к истории философии права и опирается на предшествующие концепции различения права и закона (позитивного права), особен­но на метафизическое учение о праве Канта и философско-право-вые идеи неокантианцев (само философско-правовое понятие " пра­вильное право" он берет у Штаммлера).

Позитивное право, подчеркивает Науке, следует рассматривать юридико-догматическими средствами и методами, " правильное пра­во" — философско-правовыми. Философско-правовое изучение и обоснование права должно быть научным. Философия права должна опираться на знание истории философии права и действующего по­зитивного права. Не ограничиваясь лишь общими вопросами права, философско-правовое исследование должно быть ориентировано на рассмотрение актуальных проблем позитивного права.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.