Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационный раздел 1 страница






3.1. Базисный учебный план основного общего образования

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу основного общего образования (далее базисный учебный план), определяет общие рамки отбора содержания основного общего образования, разработки требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Базисный учебный план:

— фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;

— определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;

— распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.

Базисный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.

Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующ-их основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образо-вательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающ-его реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации).

Время, отводимое на данную часть базисного учебного плана, может быть использовано на:

— увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;

— введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;

— внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спор-тивно-оздоровительное и т. д.).

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образователь-ным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована в том числе с помощью дистанционного образования. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Для второй ступени общего образования представлены четыре варианта базисного учебного плана:

— варианты 1, 2 — для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке;

— вариант 3 — для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;

— вариант 4 — для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, где законодательно установлено государственное двуязычие.

При проведении занятий по родному (нерусскому) языку в школах, где наряду с русским языком изучается родной (нерусский) язык (5—9 кл.), по иностранному языку и второму иностранному языку (5—9 кл.), технологии (5—9 кл.), а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать определённую базисным учебным планом максимальную учебную нагрузку.

Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет 35 недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

Продолжительность урока в основной школе составляет 45 минут.

 

 


Базисный учебный план основного общего образования

Вариант № 1

Предметные области Учебные пред- меты Классы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего
  Обязательная часть  
Филология Русский язык            
Литература            
Иностранный язык            
Математика и информатика Математика            
Алгебра            
Геометрия            
Информатика            
Общественно-научные предметы История            
Обществознание            
География            
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно- нравственной культуры народов России 1/0         0, 5
Естественно-научные предметы Физика            
Химия            
Биология            
Искусство Музыка            
Изобразительное искусство            
Технология Технология            
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности            
Физическая культура            
Итого 28, 5         150, 5
Часть, формируемая участниками образовательного процесса 3, 5         21, 5
Максимально допустимая недельная нагрузка            
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*            

* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.

Базисный учебный план основного общего образования

Вариант № 2

Предметные области Учебные пред- меты Классы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего
  Обязательная часть  
Филология Русский язык            
Литература            
Иностранный язык            
Второй иностранный язык            
Математика и информатика Математика            
Алгебра            
Геометрия            
Информатика            
Общественно-научные предметы История            
Обществознание            
География            
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России 1/0         0, 5
Естественно-научные предметы Физика            
Химия            
Биология            
Искусство Музыка            
Изобразительное искусство            
Технология Технология            
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности            
Физическая культура            
Итого 30, 5         160, 5
Часть, формируемая участниками образовательного процесса 1, 5         11, 5
Максимально допустимая недельная нагрузка            
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*            

* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.

Базисный учебный план основного общего образования

Вариант № 3

Предметные области Учебные пред- меты Классы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего
  Обязательная часть  
Филология Русский язык            
Литература            
Родной язык и литература            
Иностранный язык            
Математика и информатика Математика            
Алгебра            
Геометрия            
Информатика            
Общественно-научные предметы История            
Обществознание            
География            
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России 1/0         0, 5
Естественно-научные предметы Физика            
Химия            
Биология            
Искусство Музыка            
Изобразительное искусство            
Технология Технология            
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности            
Физическая культура            
Итого 30, 5         162, 5
Часть, формируемая участниками образовательного процесса 1, 5         9, 5
Максимально допустимая недельная нагрузка            
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*            

* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.

 

 

Базисный учебный план основного общего образования

Вариант № 3

Предметные области Учебные пред- меты Классы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего
  Обязательная часть  
Филология Русский язык            
Родной язык литература            
Иностранный язык            
Математика и информатика Математика            
Алгебра            
Геометрия            
Информатика            
Общественно-научные предметы История            
Обществознание            
География            
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России 1/0         0, 5
Естественно-научные предметы Физика            
Химия            
Биология            
Искусство Музыка            
Изобразительное искусство            
Технология Технология            
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности            
Физическая культура            
Итого 30, 5         164, 5
Часть, формируемая участниками образовательного процесса 1, 5         7, 5
Максимально допустимая недельная нагрузка            
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*            

* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.

 


Базисный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели базисного учебного плана:

• состав учебных предметов;

• недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, а также внеурочную деятельность;

• максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;

• направления внеурочной деятельности.

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения должно быть создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Созданные в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу основного общего образования, условия должны:

• соответствовать требованиям Стандарта;

• обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

• учитывать особенности образовательного учреждения, его организа-ционную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;

• предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнё-рами, использования ресурсов социума.

В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующ-ий систему условий, должен содержать:

• описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, мате-риально-технических, информационно-методических условий и ресурсов;

• обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами основной образовательной програм-мы основного общего образования образовательного учреждения;

• механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

• сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

• систему оценки условий.

Система условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения базируется на результатах проведённой в ходе разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогности-ческой работы, включающей:

• анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов реализации основной образовательной программы основного общего образования;

• установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса;

• выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;

• разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных партнёров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;

• разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы условий;

• разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).

3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования включает:

• характеристику укомплектованности образовательного учреждения;

• описание уровня квалификации работников образовательного учреж-дения и их функциональные обязанности;

• описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников.

Кадровое обеспечение

Образовательное учреждение должно быть укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности.

Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреж-дения, служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих[24] (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Образовательное учреждение должно быть укомплектовано медицинс-кими работниками, работниками пищеблока, вспомогательным персоналом.

Описание кадровых условий образовательного учреждения может быть реализовано в таблице. В ней целесообразно соотнести должностные обязанности и уровень квалификации специалистов, предусмотренные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.10 № 761н, с имеющимся кадровым потенциалом образовательного учреждения. Это позволит определить состояние кадрового потенциала и наметить пути необходимой работы по его дальнейшему изменению.

Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования

Долж-ность Долж-ностные обязанности Количество работников в ОУ (требуется/имеется) Уровень квалификации работников ОУ
      Требования к уровню квалифика-ции Фактичес-кий
         

Должность: руководитель образовательного учреждения.

Должностные обязанности: обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу образовательного учреждения.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образова-ние по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Должность: заместитель руководителя.

Должностные обязанности: координирует работу преподавателей, воспитателей, разработку учебно-методической и иной документации. Обеспечивает совершенствование методов организации образовательного процесса. Осуществляет контроль за качеством образовательного процесса.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Должность: учитель.

Должностные обязанности: осуществляет обучение и воспитание обучающихся, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образо-вание или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Должность: педагог-организатор.

Должностные обязанности: содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании. Проводит воспитательные и иные мероприятия. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других объединений, разнообразную деятельность обучающихся и взрослых.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.