Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания. Задание I. Начните составлять «Словарь обогащения языка».






Задание I. Начните составлять «Словарь обогащения языка».

Когда читаете книгу, журнал, газету, обращайте внимание на слова и каждое незнакомое слово или слово, о значении которого вы только догадываетесь, выписывайте на карточку. За­тем на обратной стороне, используя толковый словарь, пишите значение слова.

 

Карточки нумеруйте, чтобы знать количество слов, которые обогащают ваш сло­варный запас. Хранить карточки следует в картотеч­ном ящике. Когда наберется 10-20 слов, начинайте проверять свою память. Вытаскивайте карточку, чи­тайте слово и объясняйте его значение. По мере накоп­ления карточек делите их на две группы: 1) карточки с хорошо усвоенными словами; 2) карточки со слова­ми, которые требуют еще заучивания. Картотека по­стоянно должна пополняться новыми словами. Время от времени к ним следует возвращать­ся, устраивать контрольную проверку.

 

  авто- архе- библио- -грамма интер- моно- пост- супер-     аква- архи- био- граф- интра- морфо- прото- фил-     анти- ауди- гео- гуман- -лог мульти- псевдо- хрон-         макро- баро- гипер- демо- -мета- нео- -скоп экстра-         -тека -фоб гипо- -дром- михро- поли- суб-  

Задание II

Истолкуйте значения интернациональных словообразовательных элементов, подберите термины, в состав которых они входят

 

Задание III. Найдите соответствия в предложенных словарных тестах.

 

Тест №1

Слова Значение
Аккумулировать Запрет, налагаемый одним органом государственной власти на решение другим органом государственной власти.
Аннулировать Без изменений, шаблонный, воспроизводящий общественное.
Бартер Случай, происшествие (обычно неприятное).
Вето Небрежно относится к чему-либо.
Генезис Отменять, считать недействительным.
Де-факто Преувеличивать, искажать, подчеркивать какой-либо стороны.
Инцидент Противник в споре.
Коммуникабельность Принудительное отчуждение чего-либо.
Легальный Накапливать, собирать.
Манкировать Перевод денег с одного счёта на другой.
Оппонент Разрешенный законом.
Позитивный Расширение, наращивание (вооружений), обострение (положения)
Стереотипный Способ введения торговли при котором один товар обменивается на другой.
Тенденция Застой в производстве, торговле.
Утрировать Положительный, утвердительный.
Экспроприация Происхождение, возникновение.  
Трансфер Система служебного подчинения младших старшим, основанные на правилах служебной дисциплины.
Стагнация Направление развития какого-либо процесса, явления, мысли, идеи.
Эскалация Способности к общению.
Субординация Фактически на деле.

 

Свободное использование лексического запаса пред­полагает определенную частоту практического применения слов. Каждое слово в процессе закрепления его в личном словаре проходит три стадии.

Первая стадия может, быть названа стадией узна­вания и воспроизведения, т. е. человек узнает новое слово или выражение, его значение, может правиль­но реагировать на него и может воспроизвести контекстно. Обилие эквивалентов помогает усвоению изучаемых слов и выражений. Часто человек упот­ребляет слова свободно лишь в одном его стилисти­ческом варианте и испытывает затруднения, если сталкивается с необходимостью употребления друго­го синонимического выражения.

На этой стадии рекомендуется самостоятельно вы­полнить упражнения на перифраз, замену нового слова известным синонимом; вопросы, включающие новые слова, передачу содержания текста с опорой на новые слова. Новые слова и выражения заучива­ются как иностранные и служат своеобразными клю­чами для воспроизведения содержания текста.

Вторая стадия: говорящий самостоятельно выбирает новые слова или выражения, используя их в за­данной ситуации, подбирает синонимы к новым словам, употребляет их при устном изложении прочитанного или услышанного материала. Бывает так, что на этой стадии обучающийся по смыслу говорит правильно, но длинно, путано, неясно, без должной эстетической окраски.

Третья стадия: закрепление нового слова – является наиболее важной, ответственной, творческой. Говорящий самостоятельно составляет, ситуацию, используя новые слова и выражения в общении с собеседником. Эта методика способствует успешному ов­ладению устной речью.

Литература по разделу

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. 6-е издание, перераб. и доп. – М., 1984.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов - на –Дону: Феникс, 1995.

3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов - на -Дону, 2000.

4. Головин Б. Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. – М., 1988.

5. Данцев А. А., Нефедов Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов - на -Дону: Феникс, 2001.

6. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978.

7. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М., 1998.

8. Нефедова Н. В. Основы культуры речи: Учебн. пособие. – Новочеркасск, 2000.

9. Новейший философский словарь. – Минск, 1999.

10. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стереотипное. – М., 1989.

11. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология. – М., 1997.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.