Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Изучение студентами данной тематики следуют начать с выделения общих черт политико-правовой мысли эпохи Просвещения






Изучение студентами данной тематики следуют начать с выделения общих черт политико-правовой мысли эпохи Просвещения, поддерживающей буржуазные социальные интересы и направленной против феодальных устоев и идеологии. Период Просвещения – это время господства рационализма в политико-правовой сфере и полного отказа от теологических учений об обществе и государстве. Мыслители стремились познать закономерности развития государственно-правовых институтов и отделить их от общих законов развития природы. По-прежнему основополагающими являлись теории «общественного договора» и естественно-правовых идей. Для просветителей было характерно особо выделять роль просвещенных монархов в государственной жизни и значение реформаторских методов управления.

При этом студенты должны учитывать, что мыслители Просвещения придерживались различных точек зрений по ряду вопросов развития государства и права, нередко противоположных, что и следует рассмотреть при их изучении.

Одним из ярчайших представителей политической мысли Просвещения являлся Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755 гг.). Развернуто и последовательно его гуманистически-просветительская позиция представлена в его трудах «Рассуждения о причинах величия и упадка римлян» (1734 г.), «О духе законов» (1748 г.). Опираясь на рационалистические представления о разуме человека, природе вещей, он стремился познать законы изменчивости государств и позитивного права.

В его учении не давался анализ материально-экономических основ, но он пытался определить иные факторы эволюции политико-правовых институтов. Вслед за Боденом Монтескье искал причины их совершенствования в природной среде обитания общества, и, прежде всего, в климате, размерах государственных территорий материковой или островной зонах.

Далее следует раскрыть такие понятия, как «политическое состояние» и «гражданское состояние». Какую взаимосвязь между ними проводит Монтескье? Что предшествовало образованию государства? Какие причины и факторы подтолкнули людей к разработке законов и формированию политической власти?

Монтескье предложил и свою оригинальную классификацию форм государственного устройства и правления: республиканскую, монархическую и деспотическую. Необходимо охарактеризовать каждую из них. Что понимается под «природой каждого из правлений»? Какое место в своей классификации Монтескье отводит демократии и аристократии? Чем различаются природа правления и принципы правления?

Отдельно следует выделить и обосновать теорию разделения властей. Монтескье проводит разделение не по функциям властей, а по их общественной силе. В его трактовке все три власти: законодательная, исполнительная, судебная равны и независимы. Необходимо дать характеристику каждой из них: цели, полномочия, способы и методы деятельности. Как должно осуществляться взаимное сдерживание властей?

В учении Монтескье много внимания уделено проблеме соотношения закона и политической свободы. Последняя понималась как право делать все, что дозволено законами, а не вседозволенность. Политическую свободу он рассматривал в двух аспектах: институциональном и личностном. Необходимо охарактеризовать каждый из них. Что понималось под фактической и правовой свободой граждан?

Составной частью учения Монтескье о законах является его классификация различных типов законов: естественное право, божественное право, церковное, каноническое право, международное, общее государственное и частное государственное право. Студенты должны дать характеристику каждого из этих типов: их содержание, механизм правового регулирования, взаимовлияние и взаимосвязь.

Ведущим мыслителем эпохи Просвещения являлся Жан-Жак Руссо (1712 - 1778 гг.). Его социальные и политико-правовые идеи изложены в работах «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждения о происхождении неравенства среди людей», «Об общественном договоре, или Принципы политического права».

Студентам следует ознакомиться с взглядами Руссо на процесс складывания государств и правовых основ. Какую оценку он давал догосударственному, «естественному состоянию» человечества?

Почему он называл это время «золотым веком»? Какие факторы способствовали созданию государства и заключению общественного договора?

Ж.-Ж. Руссо отвергал идею исторического процесса человечества. Необходимо проанализировать эту точку зрения. В чем он видел недостатки цивилизации, и какие пути их преодоления он предлагал? Корень всех социальных бедствий и политических конфликтов он видел в существовании неравенства и частной собственности. Преодолеть эти негативные черты человеческого общества он предлагал путем введения «народного суверенитета» и мудрой деятельности «просвещенного государя». В этой связи студенты должны охарактеризовать его проект создания Политического организма или гражданской общины-республики, особо уделяя внимание таким понятиям, как «суверенитет народа», «государство», «граждане», «республика». На каких принципах должна была строиться государственно-политическая жизнь?

Теория общественного договора служит у Руссо для обоснования принципа равенства всех граждан, принципа законности. Соглашаясь на передачу естественных прав государству, люди взамен получают гражданский статус, равный естественному. Они не попадают в гегемонию от государства, а сохраняют общую волю, обязуясь ему подчиняться.

Следует охарактеризовать классификацию форм правления, предложенную Ж.-Ж. Руссо. В чем он видит преимущества республиканского политического строя? Правомочен ли народ по своему усмотрению изменять форму государственного устройства?

Политико-правовая идеология немецкого Просвещения представлена в учениях С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Подробнее следует остановиться на воззрениях Самуила Пуфендорфа (1632 – 1694 гг.), который сумел объединить идеи Ж. Бодена, Г. Гроция и Т. Гоббса, уступая им в радикализме. В его учении нашлось место и рационалистическим и теологическим концепциям.

Автор таких работ, как «Политическое рассуждение о согласии политики истинной с религией христианского», «О должности человека и гражданина», он выступал сторонником общественного договора. В его концепции божественная воля опосредовано воздействует на человеческий разум, внушая ему потребность и полезность формирования государства.

Особое внимание Пуфендорф уделял роли и методам политического управления. В чем состоит смысл предложенной им «политики конформизма»?

Среди представителей политико-правовой мысли периода Французской буржуазной революции студентам следует изучить концепции Максимилиана Робеспьера (1758 – 1794 гг.) и Жан Поль Марата (1743 – 1793 гг.). Их взгляды объединял общий тезис о необходимости революционных преобразований. Только таким способом возможно, с их точки зрения, преодолеть внутренние политические и социальные противоречия, связанные с системой феодализма и установить систему народовластия. При подготовке студенты должны рассмотреть сущность их идеи «о двух правительствах» - конституционном и революционном. Что они вкладывали в понятия «революция», «конституция»? Целесообразно провести сравнительный анализ их идей в отношении народного представительства, суверенитета.

Особо следует выделить их интерпретацию террора, как возможного политического средства борьбы за права трудящихся. Чем они обосновывали свой подход?

В основе воззрений европейских социалистов XVII – XVIII вв. лежала теория государственного и общинного коммунизма, наиболее ярко представленная в работах Морелли, Жана Мелье, Леже-Мари Дешана. Взгляды Морелли целесообразно сравнить с идеями Ж.Ж. Руссо, в частности, на догосударственное состояние, частную собственность, неравенство. Почему Морелли называл естественный период золотым веком человечества? Каковы, по его мнению, причины образования государства? Чем он апеллировал, критикуя теорию общественного договора?

Морелли, как и все социалисты, выступал за отмену частной собственности. Почему частный интерес он называл «всеобщей чумой»? Студентам необходимо ознакомиться с его характеристикой форм правлений в зависимости от видов собственности.

Теорию общинного социализма развивал Жан Мелье (1664 – 1729 гг.). Студенты должны изучить его классификацию естественных прав, как прав трудящегося народа. Чем была обусловлена его критика частной собственности? Почему единственным средством изменения политических и общественных отношений он называл революцию?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.