Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Политико-правовая мысль Древней Греции традиционно разбивается на три периода: ранний период (IX - VI вв






Политико-правовая мысль Древней Греции традиционно разбивается на три периода: ранний период (IX - VI вв. до н.э.), связанный с политико-правовыми представлениями Гомера, Гесиода и «семи мудрецов» (Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула, Хилона); второй период (V - первая половина IV вв. до н.э.) – время наивысшего рассвета древнегреческой политико-правовой мысли, что нашло свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля; третий период (вторая половина IV - II вв. до н.э.) связан с эпохой эллинизма и учениями Эпикура, Полибия, стоиков. При этом происходил процесс эволюции политико-правовых идей от первоначальной формы мифологических представлений к рационалистическим подходам в отношении государства и права, а также зарождение логико-понятийного, эмпирического и историко-политического методов при изучении этих институтов.

Студентам необходимо выделить и охарактеризовать следующие особенности политико-правовой идеологии древнегреческого общества: формирование технико-юридических понятий, правовых категорий и принципов; наличие учения о справедливости как формальном равенстве свободных лиц; признание и защита индивидуальных интересов; божественное начало общественно-социальных порядков; идеи предопределенности историко-политических событий; значимая роль государя-законодателя, как мудреца и философа.

При изучении первого этапа студентам следует особое внимание уделить этическим, политико-правовым интерпретациям Гомера, Гесиода, их мифологической, божественной картине мироустройства. Сверхъестественные, божественные силы выступают у них не только источниками самого государства и права, они обеспечивают нерушимость законов и политической власти, справедливость.

Представления об этическом, нравственном правовом порядке получили дальнейшее развитие в учениях семи мудрецов Древней Греции – Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула и Хилона. Необходимо раскрыть их понимание полисного устройства государств и значение справедливых законов. Что вкладывал в призыв «Повинуйся законам!» спартанец Хилон? Чем обусловлено мнение Солона, что порядок и закон – самое большое добро для полиса? В чем они видели преимущества умеренной демократии?

Изучение второго этапа целесообразно начать с политико-правовых взглядов Демокрита, который один из первых стал рассматривать развитие человеческого общества как части общемирового, естественного прогресса. Постепенно в ходе этой эволюции человек стал осознавать значимость государственных и правовых институтов. Фактически он выступал сторонником не естественно-природного, а искусственного создания государства и права.

О преобразованиях политико-правовых основ на философских началах высказывались Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.) и Гераклит (530 – 470 гг. до н.э.), дав первое теоретическое обоснование понятий «равенство» и «справедливость». Студентам необходимо уяснить сущность данных понятий в правоотношениях. Почему, по мнению пифагорейцев, справедливость есть мера воздаяния равным за равное? Какова роль «логоса» в учение о праве Гераклита?

Следует учитывать, что их объединяет общий подход в отношении моделей государств. Они критически относились к демократическому устройству, где правит толпа и не выделяются наилучшие, явно отдавая предпочтение аристократии с преобладанием умственной и нравственной элиты.

Зарождение логико-понятийного анализа политико-правовых процессов связано с имением античного мыслителя Платона (427 - 347гг. до н.э.), основателя политической философии. Студентам рекомендуется ознакомиться с его крупнейшими произведениями: «Государство», «Законы» для понимания моделей идеального государственного и правового устройства. Каждому человеку в таком обществе отведено определенное место в зависимости от его умственных и физических способностей, что находит выражение в существовании трех сословий-правителей, мыслителей, воинов и ремесленников, землевладельцев. Только первые наделены правами управления государством. А потому идеальное общество не может быть реализовано без двух условий: правления философов и наличия справедливых законов.

Студентам необходимо подробно проанализировать формы государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания). Какие из них, по мнению Платона, являлись идеальными и почему? Как происходит смена форм политической жизни, какие факторы оказываются решающими в этом процессе?

В этой связи заслуживает внимание характеристика и второй формы идеального государства, данной Платоном в «Законах»: правовой статус граждан, положение правителя, социально-политическая жизнь. Следует выделить и такой важный принцип платоновской схемы идеального государства как законность. В каких формах государства он наиболее реализуем? Как оценивает Платон роль правителя в законотворчестве? Что есть в его понимании «справедливые законы» и какие условия необходимы для их соблюдения?

Дальнейшее научно-эмпирическое развитие политико-правовой мысли античности связано с именем Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), что нашло отражение в его работах «Политика», «Афинская полития», «Этика». Студентам необходимо раскрыть, в чем состоял смысл этической концепции политики Аристотеля, какие способы и методы управления, по его мнению, наиболее рационально использовать в государстве, что означает понятие «политическая справедливость».

Аристотель дал глубокий анализ происхождению и стадиям развития государства. Государство у него выступает продуктом естественного развития, результатом эволюции таких форм общения, как семья, род, община. Так как сам человек изначально по природе является существом политическим, то именно в государстве завершается эволюция политической природы человека в новом его статусе гражданина.

Особое внимание студенты должны уделить классификации форм государства, предложенной Аристотелем. По каким критериям он подразделяет формы государства на правильные и неправильные? Какая из форм являлась, по его мнению, идеальной?

В своем правопонимании Аристотель продолжал развивать идею о взаимопонимании двух понятий: справедливости и законности. Право у него выступало политической справедливостью, и в первую очередь, служило нормой, регулирующей политические отношения между людьми. Аристотель четко разграничивал понимание права и закона, отстаивал их взаимообусловленную роль. Студентам следует проанализировать его правовую концепцию «политического права», его взгляды на право естественное и условное (волеустановленное).

В противовес общественно значимой роли человека в учение Аристотеля Эпикур отстаивал идею аполитичности личности в обществе. По его мнению, политические и общественные обязанности только поглощают гражданина, который одновременно теряет свободу. Государство же нацелено только на обеспечение безопасности граждан и общественной пользы. Студенты должны уяснить его трактовку общественного соглашения граждан о всеобщей пользе. Что он вкладывал в понятие справедливости? Что влияет на её объем и содержание?

Среди представителей стоицизма студенты должны изучить взгляды Зенона, Клеанфа и Хрисиппа. Особое значение для познания данного течения имеют такие понятия, как судьба, разум, естественный закон, природная справедливость. Необходимо раскрыть их космополитические представления о государстве и человеке, как гражданине вселенной. Почему, в отличие от Эпикура, они не придерживались договорной теории происхождения государства?

Теория естественной эволюции государственных форм явилась базовой в учении Полибия (210 – 123 гг. до н.э.). При изучении его взглядов целесообразно провести сравнительный анализ классификаций форм правлений с Аристотелем и Платоном: царская власть, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. В чем сущность его концепции круговорота данных государственных форм? Почему каждой форме государства присуща неустойчивость и противоречивость? Возможно ли создание идеальной модели государства? Студенты должны прийти к пониманию его модели «смешанной формы правления» и способам её реализации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.