Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие требования к стилистике письменной работы






Студенческие письменные работы относятся к научным произведениям, и именно поэтому к их сти­листике предъявляются особые требования. Основными стилистическими требованиями к письменной ра­боте, изложенной научным стилем, являются:

Формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является до­казательство положений, выдвинутых в результате проведенного исследования.

Смысловая законченность, целостность, связность. Важнейшим средством выражения логиче­ских связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

последовательность развития мысли (сначала, прелсде всего, затем, во-первых, во-вторых, зна­чит, итак и т.д.);

противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);

переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к.,,, рассмотрим..., ос­тановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться па..., необходимо рассмотреть...);

итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать).

В некоторых случаях словосочетания рассмотренных выше типов не только помогают обозначить переходы авторской мысли, но и способствуют улучшению рубрикации текста.

Использование специальной профессиональной терминологии. Научный текст характеризует­ся тем, что в него включаются только точные, полученные в результате наблюдений, исследований и экспериментов сведения и факты. Это обуславливает и точность их словесного выражения, а следовательно, использование специальнойтерминологии. Благодаря специальным терминам достигается возможность вкраткой и экономичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Следует помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения.
Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, омня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей терминологическую систему,

Объективность изложения, подразумевающая наличие в тексте научной работы вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, очевидно), как предполагае­мый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализо­вать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведению, по мнению, по
данным и т.д.).
Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобразительность. В настоящее время в научной речи довольно четко сформировались определенные стандарты изложения ма­териала. Так, результаты проведенного исследования оформляются обычно с помощью кратких предложе­ний типа: " В ходе опроса получены следующие данные... ", " Было выделено 20 структур...".

Обезличенность изложения. Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. По­этому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения. Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками, Такой эффект от­страненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств - напри­мер, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страда­тельными причастиями типа " выявлено несколько новых принципов". Кроме того, особенностью современ­ного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения - " я". Там,
где автору нужно назвать себя от первого лица, используются обороты типа " по мнению автора" и т.д. В крайнем случае, может быть использовано местоимение " мы" и соответствующие глагольные формы; рас­смотрим, проведенное нами исследование и т.д., однако не стоит этим злоупотреблять.

Смысловая точность - одно из главных условий,

обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте научной работы Информации. Действительно, неправильно выбранное сло­во может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.Не допускается в научной, в том числе диплом­ ной, работе для обозначения новых понятий создавать новые слова от иностранных, использовать просто­речные и жаргонные слова цехового обихода, которые употребляютсявместо соответствующих терминов.

Ясность и краткость научной речи. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где автор вместо точных количественных значений употребляет слова и словосочетания с
неопределенным или слишком обобщенным значением. Например: " В ходе исследования была применена соответствующая методика..." или " В ходе исследования было опрошено надлежащее число респонден­
тов...". При написании дипломной работы следует избегать ненужного многословия, тавтологии, повторов, дублирования, избыточного и неуместного использования иностранных синонимов, двоякого толкования текста и т.д.

Строгая последовательность изложения (в соответствии с планом и содержанием).

Полная согласованность между собой смежных предложений, особенно располагающихся в разных абзацах,

Соответствие приводимых данных и статистических выкладок реальным событиям ифактам.

Это значит, что научныйтекст отличает прагматическое построение- В нем все направлено на реше­ние поставленной во введении цели. Используемые в научном тексте средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью.

• Для языково-стилистического оформления дипломной работы очень важно уметь организовывать накопленную информацию в связный текст. Для облегчения работы студентов в этом отношении ниже в форме таблицы приводятся речевые клише, которые в научных работах используются как средства связи между предложениями (см. Приложение 1. Табл. 1).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.