Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Основные положения инвестиционного проектирования






Цель лекции: Дать понятие проекта, основных положений проектного анализа; рассмотреть виды инвестиционных проектов; раскрыть сущность основных стадий разработки и анализа проекта.

Вопросы:

1. Понятие проекта и проектного цикла

2. Виды инвестиционных проектов

3. Предварительная стадия разработки и анализа проекта

4. Анализ коммерческой выполнимости проекта

5. Технический анализ

6. Финансовый анализ

7. Экономический анализ

8. Институциональный анализ

9. Анализ рисков

Глоссарий

Аспекты проектного анализа — разделы или направления, по которым проводятся проработка и последующая оценка проекта; обычно различают коммерче­ский, финансовый, экономический (народнохозяйственный), технический, экологический, социальный, институциональный анализ.

Взаимоисключающие проекты группа проектов, реализация одного из которых делает невоз­можной реализацию другого.

Жизнеспособность проекта — способность проекта I генерировать доход, обеспечивающий покрытие издержек и получение запланированной прибыли в течение всего расчетного срока службы после пуска в эксплуатацию.

Институциональный анализ — анализ институциональных аспектов. Аспект или раздел проектного анализа, имеющий целью оценку организационных, правовых, политических и управленческих условий, в рамках которых реализуется конкретный проект.

Коммерческие аспекты проектного анализа— раздел проектного анализа, имеющий целью подтвердить коммерческую жизнеспособность проекта, определить основные характеристики необходимой продукции, ожидаемые объемы продаж, уровень цен на нее, возможность продажи на местных и зарубежных рынках, а также выявить наиболее целе­сообразные каналы и методы сбыта и т. д.; результаты коммер­ческого анализа являются основой для последующей разработки технических аспектов проекта (в отношении размера производства, необходимого качества продукции и т. д.), а также для финансового анализа и разработки всех других разделов проекта.

Предельный (маржинальный) анализ — эко­номический анализ, инструментом которого является рассмотре­ние приростов одного из показателей (издержек, цен, дохода) в зависимости от положительных или отрицательных приростов других (объемов производства, продаж, вложений, ресурсов и т. д.)

Предынвестиционная фаза — иногда вы­деляемая стадия проектного цикла, включающая идентификацию, разработку и экспертную оценку проекта, т. е. этапы, предшест­вующие началу реального процесса капиталовложений.

Предынвестиционные расходы — расходы на выбор и разработку проекта, необходимые исследования, а также экспертизу проекта.

Проект — в отличие от понимания этого слова, принятого в русском языке (совокупность документации, чертежей и расчетов, необходимых для создания объекта), в английском языке — инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов (денежных, физических) с целью по­лучения запланированного результата (финансовой прибыли, ре­шения народнохозяйственной проблемы) в обусловленные сроки.

Проектный анализ — методологическая сис­тема анализа проектов как взаимосвязанных процессов вложе­ния ресурсов и получения результатов. Эта система (как и сам термин) разработана и наиболее широко применяется во Все­мирном банке. Наряду с использованием широко распростра­ненных методов анализа технических и финансовых аспектов включает весьма развитый набор методов для анализа проектов с народнохозяйственной и социальной точки зрения, что соот­ветствует целям Всемирного банка как организации, призван­ной способствовать экономическому развитию.

Проектный цикл — концепция, рассматривающая инвестиционный проект как последовательность фаз, или стадий, каждая из которых имеет свое назначение и временные грани­цы; обычно различают следующие фазы проектного цикла: идентификация, разработка, экспертная оценка, строи­тельство, эксплуатация, оценка результатов

Разработка проекта — фаза проектного цикла, на которой происходят анализ альтернатив и выбор проектных решений по всем аспектам, необходимым для обос­нования целесообразности и жизнеспособности проекта.

Финансовый анализ— имеет целью оценку инвестиций с точки зрения отдельно взятой компании, плани­рующей получение конкретных финансовых результатов от на­мечаемого вложения средств. Помимо определения прибыльно­сти проекта задачей финансового анализа является составление финансовых планов, определяющих потребности в капитале, выявление источников их покрытия, анализ денежных потоков, а также оценка проекта с точки зрения ликвидности, эффек­тивности, финансового риска.

 

Вопрос 1

Если проект связан с привлечением инвестиций, то это " инвестиционный проект".

В наиболее общем понимании проект это специальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определена цель.

Проекты принято подразделять на тактические и стратегические.

Тактические проекты обычно связаны с изменением объема выпускаемой продукции, повышением качества продукции и модернизацией оборудования.

К стратегическим относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т. д.) или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству)

Общая процедура упорядочения инвестиционной деятель­ности предприятия по отношению к конкретному проекту фор­мализуется в виде так называемого проектного цикла, который имеет следующие этапы.

1. Формулировка проекта (иногда используется термин " иден­тификация"). На данном этапе высший состав руководства пред­приятия анализирует текущее состояние предприятия и опре­деляет наиболее приоритетные направления его дальнейшего развития. Результат данного анализа оформляется в виде бизнес-идеи, которая направлена на решение наиболее важ­ных для предприятия задач. Уже на этом этапе необходимо иметь более или менее убедительную аргументацию в отношении выполнимости идеи. Возможно появление нескольких идей даль­нейшего развития предприятия. Если все они представляются в одинаковой степени полезными и осуществимыми, то парал­лельно разрабатывается несколько инвестиционных проектов с тем, чтобы решение о наиболее приемлемом из них принять на завершающей стадии разработки.

2. Разработка (подготовка) проекта. После того как бизнес-
идея проекта прошла первую проверку, необходимо развивать
ее до того момента, когда можно принять твердое решение —
положительное или отрицательное. На этом этапе требуется
постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во
всех его направлениях — коммерческом, техническом, финан­совом, экономическом, институциональном и т. д.

3. Экспертиза проекта. Желательный этап жизненного цикла проекта. Если финансирование проекта осу­ществляется в основном за счет стратегического инвестора (кре­дитного или прямого), то инвестор сам проводит экспертизу, например с помощью какой-либо авторитетной консалтинго­вой фирмы, предпочитая потратить некоторую сумму на данном этапе, нежели потерять большую часть своих денег в процессе выполнения проекта. Если предприятие планирует ocуществление инвестиционного проекта преимущественно за счет собственных средств, то экспертиза проекта также весьма желательна для проверки правильности основных положений проекта.

4. Осуществление проекта. Стадия охватывает реальное развитие бизнес-идеи до того момента, когда проект полностью
вводится в эксплуатацию. Сюда входят отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль cо стороны регулирующих органов внутри страны и/или иностранного или отечественного инвестора. Данная стадия включает в себя также основную часть реализации проекта, задача которой в итоге состоит в проверке достаточности денежных потоков, генерируемых проектом для покрытия исходной инвестиции и обеспечения желаемой инвесторами отдачи на вложенные деньги.

5. Оценка результатов. Проводится как по завершении проекта в целом, так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида деятельности заключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения.

 

Вопрос 2

Типы инвестиционных проектов.

1. Замена устаревшего оборудования как естественный про­цесс продолжения существующего бизнеса. Обычно подобного рода проекты не требуют длительных и многосложных процедур обоснования и принятия решений.

2. Замена оборудования с целью снижения текущих произ­водственных затрат. Цель подобных проектов — использование более совершенного оборудования вместо работающего, но срав­нительно менее эффективного, морально устаревшего. Этот тип проектов предполагает детальный анализ выгодности каждого отдельного проекта, так как более совершенное в техническом смысле оборудование еще не однозначно более выгодно с финансовой точки зрения.

3. Увеличение выпуска продукции и/или расширение рынка
услуг. Данный тип проектов требует ответственного решения,
которое обычно принимается верхним уровнем управления пред­приятия. Наиболее детально необходимо анализировать коммер­ческую выполнимость проекта с аккуратным обоснованием рас­ширения рыночной ниши, а также финансовую эффективность проекта, выясняя, приведет ли увеличение объема реализации к соответствующему росту прибыли.

4. Расширение предприятия с целью выпуска новых продуктов. Этот тип проектов является результатом новых стратегических решений и может затрагивать изменение сущности бизнеса. Все стадии анализа в одинаковой степени важны для проекта данного типа.

Проекты, имеющие экологическую нагрузку. В ходе инвестиционного проектирования экологический анализ является необходимым элементом. Проекты, имеющие экологическую нагрузку, по своей природе всегда связаны с загрязнением окружающей среды, и потому эта часть анализа является критичной.

6. Другие типы проектов, значимость которых в принятии
решений менее важна. Проекты подобного типа касаются стро­ительства нового офиса, покупки нового автомобиля и т. д

 

Вопрос 3

После формулировки бизнес-идеи проекта возникает вопрос, способно ли предприятие реализовать эту идею. Для ответа необходимо проанализировать состояние отрасли экономики, к которой принадлежит предприятие, и сравнительное положе­ние предприятия в рамках отрасли. Такой анализ и составляй содержание предварительной стадии разработки и анализа ин­вестиционного проекта. В практике западного проектного ана­лиза принято использовать следующие критерии:

• зрелость отрасли;

• конкурентоспособность предприятия (его положение на рынке).

Анализ зрелости отрасли принято проводить, относя ее одному из четырех состояний развития: эмбриональному, растущему, зрелому или стареющему.

Эмбриональная Растущая Зрелая Стареющая
Солнечная Энергетика Домашние компьютеры Производство видеокассет Производство часов Производство велосипедов Кораблестроение (Европа)

 

В соответствии со вторым критерием необходимо установить конкурентоспособность предприятия в рамках отрасли, к которой оно принадлежит. Принято использовать шесть основных состояний предприятия: доминирующее, сильное, благопри­ятное, неустойчивое, слабое, нежизнеспособное.

Стадия предварительного анализа не должна быть про­должительной по времени, она необходима:

- при дальнейшем общении со стратегическим инвесто­ром вопросы зрелости отрасли и конкурентного положения предприятия обязательно будут подниматься, и к этому необ­ходимо быть готовым заранее;

- если менеджеры предприятия не позаботятся об анализе, то стратегический инвестор сделает это сам и его выводы моги быть не столь благоприятными.

 

 

Общая последовательность анализа проекта

Предварительный анализ
нет

да

да

да

да

да

да

да

 

Вопрос 4

Принципиально суть маркетингового анализа заключается в ответе на два простых вопроса:

1.Сможем ли мы продать продукт, являющийся результа­том реализации проекта?

2.Сможем ли мы получить от этого достаточный объем при­были, оправдывающий инвестиционный проект?

По статистике последних лет степень разорения фирм в стра­нах третьего мира составляет около 80 %. Основная причина банкротств недостаточный маркетинг.

Базовые вопросы маркетингового анализа следующие:

1. На какой рынок сфокусирован проект? На международный или на внутренний?

2.Если проект нацелен на международный рынок, совпада­ет ли его цель с принципиальными политическими решениями государства?

3.Если проект сфокусирован на внутренний рынок, отве­чают ли его цели внутренней государственной политике?

4.Если проект несовместим с политикой государства, стоит
ли его рассматривать дальше?

Мар­кетинговый анализ включает:

1. анализ рынка;

Цель исследования рынка — выявление потребительских за­просов, определение сегментов рынка и процесса покупки для улучшения качества и ускорения процесса принятия решений по маркетингу. При анализе спроса и сбыта должны быть рас­смотрены ключевые вопросы:

• Кто является потенциальным покупателем?

• Каковы причины покупки продукта?

• Как будет производиться покупка?

• Какая информация нужна и как ее можно собрать?

2. анализ конкурентной среды;

Необходимо начать с выяв­ления конкурентов, государственных или частных предприятий, местных, национальных или международных компаний, тради­ционных или новых, маркированных или немаркированных про­дуктов. Оценивается возможность и значение вхожде­ния в рынок новых участников (будущих конкурентов), конку­ренцию со стороны товаров-заменителей (например синтетики для хлопка, безалкогольных напитков для фруктовых соков). Основные вопросы, требующие обязательного ответа сводятся к следующему:

• Какова существующая структура рынка данного продукта?

• Какова база конкуренции в данной отрасли?

• Как на конкурентную среду влияют институциональные ог­раничения?

3. разработка маркетингового плана продукта.

Основные вопросы:

• Насколько хорошо разработан продукт?

• Была ли определена правильная стратегия ценообразова­ния?

• Была ли определена правильная стратегия продвижения товара на рынок?

• Обеспечивает ли сбытовая система эффективную связь продавца и покупателя?

• Объединены ли элементы " маркетинговой смеси" в еди­ный работающий маркетинговый план?

Маркетинговый отдел имеет оп­ределяющее значение при анализе проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую для оценки жиз­неспособности проекта.

 

Вопрос 5

Задачи технического анализа:

• определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта;

• анализ местных условий, в том числе доступности и сто­имости сырья, энергии, рабочей силы;

• проверка наличия потенциальных возможностей плани­рования и осуществления проекта.

Технический анализ обычно проводится группой собствен­ных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов.

Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий.

При этом необходимо руководствоваться следующими крите­риями:

1) технология должна себя ранее хорошо зарекомендо­вать, т. е. быть стандартной;

2) технология не должна быть ори­ентирована на импортное оборудование и сырье.

Если оказывается невозможным использовать собственную технологию, то проводится анализ возможности привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной из приведен­ных схем:

• совместное предприятие с иностранной фирмой — час­тичное инвестирование и полное обеспечение всеми техноло­гиями;

• покупка оборудования, которое реализует технологичес­кое " ноу-хау";

• " turn-key" (поворот ключа) - покупка оборудования, постройка завода
наладка технологического процесса;

• " product-in-hand" (продукт в руки)— " turn-key" плюс обучение персонала до тех пор, пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;

• покупка лицензий на производство;

• техническая помощь со стороны зарубежного технолога.

Правило выбора технологии предусматривает комплексный анализ альтернативных технологий и выбор наилучшего варианта.

Ключевые факторы выбора:

1.Прежнее использование выбранных технологий в сход­ных масштабах (масштабы могут быть слишком велики для кон­кретного рынка).

2.Доступность сырья (сколько потенциальных поставщи­ков, какие их производственные мощности, качество сырья, каково количество других потребителей сырья, стоимость сы­рья, метод и стоимость доставки, риск в отношении окружаю­щей среды).

3.Коммунальные услуги и коммуникации.

4.Нужно быть уверенным, что организация, которая прода­ет технологию, имеет на нее патент или лицензию.

5.По крайней мере начальное сопровождение производства
продавцом технологии.

6.Приспособленность технологии к местным условиям (тем­пература, влажность и т. п.).

7.Загрузочный фактор (в процентах от номинальной мощности по условиям проекта) и время для выхода на устойчивое
состояние, соответствующее полной производительности.

8.Безопасность и экология.

9.Капитальные и производственные затраты.

 

Вопрос 6

Общая схема финан­сового раздела инвестиционного:

1. Анализ финансового состояния предприятия в течение
трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия.

2. Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.

3.Анализ безубыточности производства основных видов про­дукции.

4.Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.

5.Оценка эффективности инвестиционного проекта.

Финансовый анализ сводится к расчету и интерпрета­ции основных финансовых коэффициентов, отражающих лик­видность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эф­фективность его менеджмента. Если инвестиционный про­ект готовится для привлечения западного стратегического ин­вестора, то финансовую отчетность следует преобразовать в за­падные форматы той страны, из которой предполагается привлечь инвестора.

Наиболее ответственной частью финансового раздела про­екта является его собственно инвестиционная часть, которая включает:

• определение инвестиционных потребностей предприятия по проекту;

• установление (и последующий поиск) источников финан­сирования инвестиционных потребностей;

• оценку стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта;

• прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализа­ции проекта;

• оценку показателей эффективности проекта.

 

Вопрос 7

Экономический анализ со­стоит в оценке влияния вклада проекта в увеличение богатства государства (нации).

Процедура оценки экономической эффективно­сти имеет следующий вид.

1.Представить результаты финансового анализа.

2.Сделать новую классификацию затрат и доходов с точки
зрения экономического анализа.

3.Перевести финансовые значения в экономические (они не
совпадают по причине несоответствия цен и затрат для внешне­го и внутреннего рынков).

4.Оценить стоимость других возможностей для использова­ния ресурсов и получения такого же продукта.

5.Исключить все расчеты по внутренним платежам (так как
они не изменяют общего богатства страны).

6.Сопоставить ежегодные экономические потоки средств с
исходным объемом инвестиции (это будет итог).

Экономический анализ проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить ка­кую-либо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по собственной инициативе, самостоятельно привлекая инвестора, то оно в итоге фокуси­рует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоста­вили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лиц не входит государство, экономический анализ проекта можно не проводить.

 

Вопрос 8

Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организацион­ной, правовой, политической и административной обстановки. Главная задача — оценить совокуп­ность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.

Оценка внутренних факторов обычно проводится по такой схеме.

1. Анализ возможностей производственного менеджмента. Хорошо известно, что плохой менеджмент в состоянии завалить
любой, даже сверх хороший проект. Анализируя производствен­ный менеджмент предприятия, необходимо сосредоточить вни­мание на следующих вопросах:

• опыт и квалификация менеджеров предприятия;

• их мотивация в рамках проекта (например, в виде доли от прибыли);

• совместимость менеджеров с целями проекта и основны­ми этическими и культурными ценностями проекта.

2. Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, которые
планируется привлечь для реализации проекта, должны соот­ветствовать уровню используемых в нем технологий.

3.Анализ организационной структуры. Принятая на предприятии организационная структура не должна тормозить развитие проекта. Необходимо проанали­зировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение.

Основные приоритеты при анализе внешних факторов обус­ловлены главным образом следующими аспектами.

1. Политика государства, в которой для детального анализа
выделяются позиции:

• условия импорта и экспорта сырья и товаров;

• возможность для иностранных инвесторов вкладывать
средства и экспортировать товары;

• законы о труде;

• основные положения финансового и банковского регули­рования.

Эти позиции наиболее важны для тех проектов, которые предполагают привлечение западного стратегического инвес­тора.

2. Одобрение государства. Данный фактор следует рассмат­ривать главным образом для крупных инвестиционных проек­тов, направленных на решение крупной задачи в масштабах экономики страны в целом. Здесь наиболее важен фактор вре­мени для одобрения. Самой опасной выглядит ситуация, когда проект безупречен в техническом, финансовом и экономичес­ком отношениях, есть инвесторы, готовые сейчас вложить день­ги в проект, но решение государства задерживается или откла­дывается на 1-2 года. В результате инвестор вкладывает деньги в другой проект.

 

Вопрос 9

Суть анализа риска состоит в следующем. Вне зависимости от качества допущений будущее всегда несет в себе элемент не­определенности. Большая часть данных, необходимых, напри­мер, для финансового анализа (элементы затрат, цены, объем продаж продукции и т. п.), является неопределенной. В буду­щем возможны изменения прогноза как в худшую сторону (сни­жение прибыли), так и в лучшую. Анализ риска предлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улуч­шения.

В процессе реализации проекта подвержены изменению сле­дующие элементы: стоимость сырья и комплектующих, стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимость продаж, цены и т. д. В результате выходной параметр, напри­мер прибыль, будет случайным. Риск использует понятие вероятностного распределения и вероятности. Так риск равен вероятности получить отрицательную прибыль, т. е. убыток. Чем шире диапазон изменения факторов проекта, тем большему риску подвержен проект.

Схема анализа:

1.Выбирают параметры инвестиционного проекта, в наи­большей степени неопределенные.

2.Проводят анализ эффективности проекта для предельных
значений каждого параметра.

3.В инвестиционном проекте представляют три сценария:

• базовый;

• наиболее пессимистичный;

• наиболее оптимистичный (необязательно).

Стратегический инвестор обычно делает вывод на основе наиболее пессимистичного сценария.

Окончательно инвестицион­ный проект оформляется в виде бизнес-плана. В бизнес-пла­не, как правило, отражаются все перечисленные выше вопро­сы. Более того, следует однозначно уяснить, что нет строгих стандартов бизнес-пла­нирования, которым надлежит следовать " во всех случаях жиз­ни". Бизнес-план инвестиционного проекта в первую очередь должен удовлетворять требованиям того субъекта инвестици­онной деятельности, от решения которого зависит дальней­шая судьба проекта.

 

Рекомендуемая литература:

1. Екеева З.Ж. – Анализ проектов: учебное пособие для ВУЗов. - Алматы: Алматинская Академия Экономики и статистики. 2005г.

2. Абрамов А.Е Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1994г.

3. Кулекеев Ж., Зиябеков Б. Введение в проектный анализ. – А.. 1996г.

4. Липсиц И.В. Бизнес- план- основа успеха. – М.: Дело. 1994г.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.