Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные вопрос

1. Понятие о медицинской деонтологии.

2. Основные положения медицинской деонтологии.

3. Особенности профессиональной одежды сотрудников хирурги­
ческой клиники.

4. Деонтология ухода за хирургическими больными.

5. Особенности деонтологии в операционной.

 

 

Литература

1. Вагнер ЕЛ., Росновский А.А. О самовоспитании врача. Пермь, 1976. С. 63-75.

2. Деонтология в медицине / Под. общ. ред. Б.В. Петровского. М.: Медицина, 1988. Т. 1. С. 8-72. Т. 2. С.3-27

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России)

 

Кафедра общей хирургии с лучевой диагностикой и лучевой терапией

 

1 курс Лечебный факультет

 

Учебно-методическая разработка 4.

 

Тема: Клиническая гигиена питания медицинского персонала хирургического отделения

Цель практического занятия: ознакомить студентов с режи­мом питания и труда медицинского персонала хирургического отделения.

Студент должен знать: условия питания и труда медицинс­кого персонала (врачей, медсестер, санитарок), влияние этих факторов на их здоровье, меры профилактики пагубного влияния факторов питания и труда на здоровье медицинского персонала. Студент должен освоить следующие практические навыки и умения: контролировать режим питания и труда медперсонала, проводить мероприятия, направленные на повышение трудоспо­собности медицинского персонала.

Время занятия. Два часа.

План занятия.

1. Вводное слово 5 мин.

2. Проверка подготовленности студентов 20 мин.

3. Самостоятельная работа студентов 60 мин.

4. Подведение итогов занятия. 5 мин.

 

Содержание занятия. Гигиена питания

Гигиена питания является частью общей гигиены, изучаю­щей все проблемы, связанные непосредственно с питанием. Ос­новной задачей Гигиены питания является изучение и научное обоснование оптимальною питания, которое должно способство­вать физическому и умственному развитию, наибольшей трудо­способности и длительности жизни; Энерготраты лиц разных профессий колеблются в пределах 3000-5000 ккал в сутки. Лю­дей разных профессий условно можно разделить на 4 группы в зависимости от степени их трудовой нагрузки.

Нормы потребления пищевых продуктов, т.е. набор продук­тов, разрабатываются на основе физиологических потребностей человека в разнообразных пищевых веществах, химического состава и питательной ценности пищевых продуктов, влияния их на состав технологической и кулинарной обработки.

Следует отметить, что усвояемость продуктов растительного происхождения ниже, чем продуктов животного происхожде­ния. При этом лучше усваивается смешанная пища, чем отдель­ные пищевые продукты.

Большое значение имеет пищевой фактор в развитии заболева­ний. Известно, что длительное употребление малокалорийной, неполноценной по составу пищи приводит к истощению орга­низма, делает его более восприимчивым к инфекционным бо­лезням, более чувствительным к отрицательному воздействию внешней среды, к развитию ряда заболеваний, объединенных в группу болезней нарушенного питания (алиментарная недоста­точность).

Гигиена труда

Гигиена труда или профессиональная гигиена изучает трудо­вую деятельность человека и окружающую производственную среду с точки зрения их возможного воздействия на организм, разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия, имею­щие своей целью обеспечение наиболее благоприятных и здоро­вых условий труда. В частности, исследует влияние на организм химических и физических факторов производственной среды (веществ для наркоза, шума, стонов больных и т.д.), разрабаты­вает гигиенические нормативы производственной среды (допус­тимую бактериальную загрязненность операционных, перевя­зочных, палат и подсобных помещений, освещенность), изучает трудовые процессы и вызываемые ими физиологические и пато­логические сдвиги в организме медперсонала, разрабатывает рациональный режим труда и отдыха, мероприятия по предуп­реждению пагубного влияния производственных вредностей и улучшению условий труда, исследует состояние здоровья, об­щую и профессиональную заболеваемость.

Канализация — комплекс санитарно-технических сооружений, предназначенных для сбора, удаления и обезвреживания сточных вод. Канализация — один из способов охраны здоровья медицинс­кого персонала от вредного влияния отбросов и нечистот, загряз­няющих почву, воду и, отчасти, воздух. Сточные воды из жилья, больницы удаляются на сооружения по их очистке и обезврежива­нию непосредственно из мест образования. Если снижение заболе­ваемости кишечными инфекциями можно считать прямым след­ствием введения канализации, то уменьшение общей заболеваемо­сти и смертности после устройства канализации является резуль­татом общеоздоровительного влияния ее на благоустройство и са­нитарное состояние населенных пунктов и городов.

Контрольные вопросы

1. Определение понятия гигиена питания.

2. Определение понятия гигиена труда.

3. Энерготраты и пищевой рацион медицинского персонала.

4. Режим питания.

5. Режим труда.

6. Профилактические меры, направленные на улучшение работоспособности медицинского персонала.

 

 

Литература

Смолянский Б.Л. Руководство по лечебному питанию для диетсе­стер. Л.: Медицина, 1977. С. 11-70.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России)

 

Кафедра общей хирургии с лучевой диагностикой и лучевой терапией

 

1 курс Лечебный факультет

 

Учебно-методическая разработка 5.

 

Тема: Личная гигиена медицинского персонала

Цель практического занятия: ознакомить студентов с лич­ной гигиеной медицинского персонала.

Студент должен знать: основные требования личной гигие­ны медицинского персонала хирургического отделения, гигие­ну одежды, эпидемическое значение бациллоносительства среди медперсонала и больных.

Студент должен освоить следующие практические знания и умения: соблюдать правила личной гигиены медперсонала, пра­вильно пользоваться медицинской одеждой.

Время занятия. Два часа.

План занятия.

1. Вводное слово 5 мин.

2. Проверка подготовленности студентов 20 мин.

3. Самостоятельная работа студентов 60 мин.

4. Подведение итогов занятия. 5 мин.

 

Содержание занятия: Личная гигиена

Под личной гигиеной следует понимать гигиенические пра­вила человека на производстве и в быту. В более узком понима­нии к личной гигиене относится гигиеническое содержание тела, белья, одежды, обуви, постельных принадлежностей и других окружающих человека предметов. Строгое соблюдение правил личной гигиены является важным звеном в цепи профилакти­ческих мероприятий, направленных на предупреждение внутрибольничной инфекции. Основные требования к личной гигие­не сводятся к соблюдению чистоты кожных покровов и волос, полости рта и зубов, одежды и обуви, постельных принад­лежностей, посуды.

Чистота кожи является важной предпосылкой нормального отправления физиологических функций не только кожи, но и организма в целом. Чистые руки - обязательное условие пре­дупреждения ряда инфекционных заболеваний и глистных ин­вазий.

Гигиена одежды

Важную роль в уходе за телом играют белье, одежда и обувь, обеспечивающие чистоту кожных покровов и защиту тела от загрязнений и травматических повреждений. Уход за предмета­ми одежды и обуви является одним из элементов личной гигие­ны человека. Важным требованием к одежде и обуви надо счи­тать их свойство легко освобождаться от загрязнений при чист­ке и стирке.

Для работы в операционной на сменную обувь надевают бахилы, изготовленные из хлоп­чатобумажной ткани. Во время работы медицинский персонал операционных и перевязочных постоянно пользуется масками.

Медицинские халаты — специальная одежда медицинского персонала для защиты собственной одежды от загрязнения, инфекции и ограждения от них больного. Халаты медицинские делают обычно из легко очищаемой при стирке гладкой хлопча­тобумажной ткани белого цвета. Существуют два типа медицин­ских халатов - хирургические, которые завязываются сзади и терапевтические, которые застегиваются спереди.

Халаты для больных являются их верхней одеждой и в зависимо­сти от времени года могут быть из легкой льняной или теплой фланелевой ткани. Они должны содержаться в чистоте, поэтому надевать их больные должны только тогда, когда они ходят или сидят, лежать же в постели в халатах не следует. правила.

Одним из методов воспитания гигиенических навыков явля­ется санитарный минимум. Последний для медицинского пер­сонала включает: ношение медицинских халатов, шапочек, брюк, бахил, а также мытье рук, обработка их дезинфицирующими растворами (спирт, фурацилин, хлорамин и др.). После работы рекомендуется мытье всего тела под душем. Для этого в хирур­гическом отделении оборудуются специальные душевые.

Понятие о бациллоносительстве

Бациллоносительство — сохранение в организме человека и выделение в окружающую среду возбудителей заразной болезни без видимого клинического проявления заболевания. В хирурги­ческих отделениях бациллоносителями гноеродных микроорга­низмов (стафилококк, стрептококк, кишечная палочка и др.) могут быть врачи, медицинские сестры, санитарки, больные. Среди переболевших заразными болезнями, как холера, брюшной тиф и др., могут быть бациллоносители холеры и брюшного тифа. У носителей возбудители сохраняются и выделяются через те орга­ны и системы, что и при явно выраженных клинических формах заболевания, например, при кишечных инфекциях - с испраж­нениями, при капельных инфекциях — через дыхательные пути. Л.В. Громашевский различает три категории носителей: а) здо­ровые, т.е. не болевшие в прошлом; б) реконвалесцентные, т.е. переболевшие и оставшиеся после этого носителями; в) иммунные, т.е. приобретшие иммунитет после перенесенной болезни в про­шлом и ставшие носителями в результате нового заражения. Эпидемиологическое значение бациллоносителей связано с тем, что при многих инфекционных болезнях носители являются од­ним из источников заражения здоровых людей. Особенно велико значение носительства в отделениях больниц, где постель может стать причиной эпидемии. В качестве профилактики рекоменду­ются периодические обследования медицинского персонала и боль­ных на предмет носительства и выявления заболеваний и прове­дение оздоровительных мер и лечения.

 

Контрольные вопросы

1. Что входит в понятие личной гигиены?

2. Основные условия соблюдения личной гигиены.

3. Гигиена одежды.

4. Бациллоносительство и его значение.

5. Гигиенические условия работы в операционной и перевязочной.

 

Литература

1. Дехтярь Е.Г., Титова А.К. Что должна знать и уметь сестра
хирургического отделения. М.: Медицина, 1973. С. 3—17.

Тимофеев Н.С., Ханина А.Н., Тимофеев Н.Н. Руководство для
младшего медицинского персонала операционно-перевязочного
блока. М.: Медицина, 1993. С. 27—37.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России)

 

Кафедра общей хирургии с лучевой диагностикой и лучевой терапией

 

1 курс Лечебный факультет

 

Учебно-методическая разработка 6.

 

Тема: Клиническая гигиена окружающей среды в палатах, коридорах и подсобных помещениях хирургического отделения

Цель практического занятия: обучить студентов методам профилактики вредного воздействия факторов микроклимата хирургического отделения на организм больного.

Студент должен знать: оптимальные показатели температу­ры и влажности в хирургическом отделении, оборудование и площадь палат, источники загрязнения и инфицирования воз­духа, правила охранительного режима, способы и методы про­филактики загрязнения и инфицирования воздуха.

Студенты должны освоить следующие практические зна­ния и умения: выполнять влажную уборку в хирургическом от­делении, проветривать палаты, подсобные помещения, коридо­ры, уметь готовить и пользоваться дезинфекционными раство­рами (дезрастворами) и моющими средствами, измерять темпе­ратуру и влажность воздуха, проводить санитарно-просветительную работу о вреде курения и употребления алкоголя.

Время занятия. Два часа

План занятия.

1. Вводное слово 5 мин.

2. Проверка подготовленности студентов 20 мин.

3. Самостоятельная работа студентов 60 мин.

4. Подведение итогов занятия. 5 мин.

Содержание занятия

Основную часть времени больные хирургического отделения проводят в палатах. Норма площади на больничную койку в одноместной палате - 9 кв. м., в палатах на 2 койки и более -7 кв. м (СНиП-69-78). Не рекомендуется делать палаты более чем на 5—6 человек. В соответствии с гигиеническими установками каждому взрослому больному должно быть обеспе­чено 25 куб. м воздуха, что достигается площадью на 1 койку 7 кв. м при высоте помещения 3, 5 м. В настоящее время многие гигиенисты считают, что воздушный объем в палатах (вне зави­симости от числа коек) должен находиться в пределах 40— 50 куб. м на одного больного. Такой воздушный объем позво­ляет поддерживать чистоту и качественный состав воздуха (тем­пература, влажность, содержание углекислого газа т.д.) при плановом посещении больных (три раза в неделю) родствен­никами, друзьями. Наиболее удобны небольшие палаты на 2-4 койки. В отделении обязательно должны быть несколько па­лат по 1 койке. Среди постоянных составных частей воздуха основное значение имеет кислород, необходимый для дыхания всем живым существам за исключением немногих анаэробных микроорганизмов.

Температура воздуха

Теплообмен является одним из основных видов взаимодей­ствия организма человека с окружающей его средой. Человек выделяет тепло в окружающую среду: через кожу, при дыхании, через органы выделения. Тепло, отдаваемое орга­низмом больного, медперсоналом, посетителями в окружающее пространство при недостаточном воздухообмене может влиять на повышение температуры в закрытых помещениях (палатах). Для человека, одетого легко и находящегося в покое, наиболее благоприятной считается температура воздуха 18—20 °С. Для контроля за температурным режимом на внутренней стене па латы укрепляют термометр, который показывает температуру воздуха.

Влажность воздуха

В атмосферном воздухе и воздухе закрытых помещений все­гда находится некоторое количество паров воды. Влажность воз­духа влияет на организм человека следующим образом: а) высо­кая влажность воздуха, имеющего низкую температуру, повы­шает теплоотдачу; б) высокая влажность воздуха, имеющего высокую температуру, затрудняет теплоотдачу; в) низкая влаж­ность воздуха, имеющего относительно низкую температуру, не оказывает заметного влияния на самочувствие человека: г) низ­кая влажность воздуха, имеющего высокую температуру, отри­цательно сказывается на самочувствии человека, повышает по­терю влаги из организма, вызывает сухость слизистых оболочек верхних дыхательных путей, сухой кашель, осиплость голоса. Для определения влажности воздуха пользуются психрометром Августа или гигрометром.

Запыленность воздуха

В атмосферном воздухе и воздухе закрытых помещений все­гда содержится некоторое количество пыли. Содержание пыли в нижних слоях атмосферного воздуха колеблется в очень ши­роких пределах: от 0, 01 мг/куб. м до десятков миллиграммов на 1 куб. м воздуха.

Загрязнение легочной ткани снижает сопро­тивляемость легочной ткани к инфекции.

Микробное загрязнение воздуха

Наряду с прочими загрязнениями в воздухе содержатся и мик­роорганизмы (бактерии, споры, плесневые грибки). Чаще всего они находятся на поверхности пылинок, с которыми и перено­сятся потоком воздуха. Подавляющее большинство бактерий, находящихся в атмосферном воздухе, являются сапрофитами. Болезнетворные микроорганизмы в открытой атмосфере встре­чаются крайне редко, что связывают с губительным действием на них ультрафиолетовых лучей.

Запахи воздуха

Большое влияние на самочувствие и настроение больных могут оказывать запахи. Человек способен качественно различать до 10 тысяч различных запахов, животные — значительно больше.

Чувствительность к запахам может меняться в зависимости от физиологического состояния человека. Запах является силь­ным возбудителем отделения пищеварительных соков, повышает или угнетает аппетит. Запахи различного происхождения могут рефлекторно вызывать сокращение кровеносных сосудов, повышать уровень АД, усиливать деятельность сердца и т.д.

Особо следует остановиться на вредном влиянии сажи и смолистых веществ, входящих в состав дыма. Гигиенисты и онкологи относятся к вопросу о влиянии курения на рост забо­леваемости раком с величайшим вниманием, продолжая даль­нейшие исследования и наблюдения (при курении сигарет вы­деляется сильнодействующее канцерогенное вещество: 3, 4 - бензпирен). Доказано вредное влияние курения на легкие, сердце, желудок, сосуды нижних конечностей и др. органы. Курить в лечебном учреждении нельзя, а в хирургическом отделении тем более нельзя, и этот вопрос обсуждению не подлежит.

Бытовой шум в палатах

Важнейшим элементом лечебно-профилактических меропри­ятий, проводимых в больнице, является соблюдение тишины. Нужно помнить, что последствия жилищно-бытового шума на человека весьма многообразны: от раздражающего влияния до развития патологических изменений в органе слуха и других системах. Звуковые раздражения создают в коре головного моз­га человека очаги застойного возбуждения или торможения, что неблагоприятно отражается на функции сердечно-сосудистой системы. С шумом многие исследователи связывают отмечаю­щийся рост больных с нервными, сердечно-сосудистыми заболе­ваниями, язвенной болезнью и др.

Меры предупреждения микробного загрязнения палат

Для предупреждения и профилактики загрязнения и инфи­цирования окружающей среды в палатах, холлах и коридорах хирургического отделения существует ряд методов и правил, соблюдение которых обязательно для медперсонала, больных и родственников. Посещение больных родственниками должно быть строго по расписанию. Желательно, чтобы родственники встре­чались в палатах только с тяжелобольными. Основная масса посетителей должна встречаться со своими больными в холлах и приемном покое (зал для посетителей). Это позволяет значи­тельно уменьшить загрязненность помещений хирургического отделения.

Больничная мебель для всех помещений должна отвечать следующим требованиям: 1) быть удобной для больного; 2) об­легчить персоналу уход за больными; 3) легко передвигаться; 4) быть удобной для содержания ее в чистоте; 5) не портиться от мытья и влажной дезинфекции. Размеры мебели должны соот­ветствовать возрастным группам больных.

Еженедельно должна проводиться генеральная уборка палат с обработкой пола, потолка, стен дезинфицирующими раствора­ми, например, 3% раствором лизола или 2% раствором хлора­мина. Эффективным антисептиком является сочетание 5% пе­рекиси водорода с 0, 5% раствора моющего порошка. Эта смесь не портит деревянные и металлические вещи, которые, разуме­ется, надо после обработки вытирать насухо.

Особое внимание следует уделять чистоте санузлов, где, кро­ме унитазов, имеются закрытые шкафы для хранения суден, а также специальные машины для их мытья, дезинфицирующие растворы (осветленный раствор хлорной извести, хранящийся в темной стеклянной посуде с притертой пробкой, или 2% р-р хлорамина). Помещение туалета должно тщательно проветри­ваться, уборка его проводится по мере необходимости. Посетители не должны садиться на кровать к больному, громко разговаривать, сообщать неприятные новости, а также прино­сить запрещенные продукты.

На чистоту воздуха в хирургическом отделении большое вли­яние оказывают зеленые насаждения на территории больницы. Во многих больницах страны для создания микроклимата при­нято сажать хвойные деревья. Прогулки выздоравливающих больных на свежем воздухе по такой зеленой зоне оказывают свое благотворное воздействие.

Для борьбы и профилактики инфекции в палатах, особенно гнойного отделения, применяют бактерицидные лампы (круго­вые, потолочные). Для обеззараживания воздуха ультрафиоле­товые лампы надо располагать так, чтобы они не оказывали прямого воздействия на глаза людей, и включать на 30-40 ми­нут с перерывами на 2-3 часа. Включение одной лампы БУВ -30 на каждые 10-15 куб. м воздуха снижает через 10-15 минут численность бактерий в воздухе на 70—80%. Целесообразно вклю­чать бактерицидные лампы в период уборки, интенсивного дви­жения людей и т. п.

Вентиляция воздуха

В хирургических отделениях применяются две основные сис­темы вентиляции: естественная и искусственная. Наиболее эф­фективна искусственная вентиляция (приточно-вытяжная с по­будительной вентиляцией) и, в особенности, кондиционирова­ние. В настоящее время пока еще более рас­пространена естественная вентиляция при помощи форточек и фрамуг, но она менее совершенна (сквозняки, приток холодного воздуха в одних частях помещения и плохое проветривание в других).

 

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под окружающей средой в хирургическом отделении?

2. Назовите оптимальные показатели температуры и влажности воздуха для больного.

3. Как вы представляете себе механизм влияния пыли на организм больного?

4. Расскажите механизм теплообмена между организмом человека и окружающей средой.

5. В чем заключается вредное воздействие шума на организм человека?

6. Что такое охранительный режим в хирургическом отделении?

7. Правила уборки в палате.

8. Какие виды влажной уборки вы знаете?

9. Назовите источники загрязнения и инфицирования окружающей
среды в хирургическом отделении.

10. Расскажите о способах и методах борьбы с загрязнением и инфи­цированием окружающей среды в хирургическом отделении?

11. Что такое организованный и неорганизованный воздухообмен?

 

 

Литература

1. Заликина Л.С. Общий уход за больными. М.: Медицина, 1979.
С. 32-39, 45-46.

2. Кондратьев В.Г. Общая гигиена. М.: Медицина, 1972. С. 25-58.

3. Тапинский Л.С., Мурашко В.В. Учебник для подготовки младших
медицинских сестер по уходу за больными. М.: Медицина, 1979.
С. 145-149.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России)

 

Кафедра общей хирургии с лучевой диагностикой и лучевой терапией

 

1 курс Лечебный факультет

 

Учебно-методическая разработка 7.

 

Тема: Клиническая гигиена окружающей среды в операционно-перевязочном блоке.

Цель практического занятия: обучить студентов методам профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды в операционно-перевязочном блоке.

Студент должен знать: факторы загрязнения окружающей среды. Источники, пути распространения и виды инфекции, ме­тоды контроля за чистотой окружающей среды, способы и мето­ды профилактики и борьбы с загрязнением воздуха бактериями.

Студент должен освоить следующие практические знания и умения: выполнять уборку помещений операционного блока и перевязочных. Пользоваться проточно-вытяжной системой, кондиционерами, бактерицидными лампами, готовить дезраство ры и моющие растворы для влажной уборки, соблюдать меры, направленные на профилактику загрязнения воздуха.

Время занятия. Два часа

План занятия.

1. Вводное слово 5 мин.

2. Проверка подготовленности студентов 20 мин.

3. Самостоятельная работа студентов 60 мин.

4. Подведение итогов занятия. 5 мин.

 

Содержание занятия Источник инфицирования ран

Соблюдение санитарно-гигиенических норм окружающей сре­ды в операционно-перевязочном блоке является жизненно необ­ходимым.

Для борьбы с инфекцией в окружающей среде применяется такой метод хирургической работы, как асептика. В хирурги­ческой работе требуется соблюдение основного закона асептики, который формулируется так: все, что происходит в соприкосно­вение с раной, должно быть свободно от бактерий, т. е. стериль­но. Для проведения в жизнь этого закона необходимо хорошо знать источники, из которых бактерии могут попасть в рану. Этих источников два — гэкзогенный и эндогенный.

Экзогенной считается инфекция, попадающая в рану из внеш­ней среды, окружающей больного: из воздуха (воздушная ин­фекция) с брызгами слюны и другой жидкости (капельная), с предметов, соприкасающихся с раной (контактная), с предме­тов, оставляемых в ране (швы, дренажи и др. — так называемая Имплантационная инфекция).

Эндогенной считается инфекция, находящаяся внутри орга­низма или на его покровах (коже, желудочно-кишечном тракте, дыхательных путях и др.)

Установлено, что воздушная и капельная инфекции играют большую роль в развитии послеоперационных осложнений и что количество бактерий в воздухе операционной к концу рабочего дня резко увеличивается. В воздухе операционных и перевязоч­ных обнаруживаются патогенные формы микроорганизмов. Пре­дупреждение воздушной инфекций в хирургических отделе­ниях зависит от их устройства и оборудования, организации работы в них и проведения мероприятий, направленных на про­филактику и уничтожение имеющихся бактерий в окружающей среде.

Клиническая гигиена операционной

Операционный блок располагают, как правило, не ниже вто­рого этажа, что позволяет значительно уменьшить запыленность помещений (при отсутствии искусственного воздухообмена). Несмотря на то, что естественный свет не может полностью обес­печить проведение современных операций, часто требующих дополнительного освещения глубоких полостей и ран, он имеет большое значение. Наиболее важно проникновение прямых сол­нечных лучей. Од­нако прямые солнечные лучи, отражаясь от гладких окон, пола и инструментов, затрудняют работу хирурга и, кроме того, на­гревая воздух, в летние месяцы создают тяжелый микроклимат для персонала и больных. В связи с этим, в настоящее время считают правильным располагать операционную с ориентацией окон на север или северо-запад.

На территорию операционного блока допуск персонала ограни­чен, что играет немаловажную роль в поддержании чистоты.

На всех, кто входит в операционный блок, должны быть на­деты чистые халаты, завязанные сзади, шапочка, маска и бахи­лы.

Для уменьшения риска загрязнения в современных клини­ческих операционных присутствующие на операции студенты и врачи наблюдают за ходом ее через стеклянный потолок опера­ционной, находясь вне операционной, используется также теле­видение.

В операционной поддерживаются определенная температура, влажность и чистота воздуха.

По данным В.Д. Комарова (1986) при установке кондиционе­ров в операционном блоке необходимо исходить из следующих положений. Воздух сменяется не менее 12-15 раз в час при продолжительности операции 60-80 мин. В операционной со­здают положительное давление 20 мм. рт. ст., влажность 50-55% и рециркуляцию воздуха с эффективным фильтрованием до 80%. В операционную воздух поступает через потолочные панели шириной 3, 05 м, расположенные над операционным сто­лом. Температура в операционной должна быть 18, 5-23, 8°С. Операционные с вертикальным потоком воздуха имеют меньший риск микроб­ного обсеменения по сравнению с горизонтальным, но они слож­нее в эксплуатации и обслуживании.

В последние годы предложены специально сконструированные операционные кабины с ламинарным потоком стерильного кондиционированного воздуха. Для производства особо сложных (длительных) операций на органах кровообращения в настоящее время созданы специальные барооперационные, где производят операцию под повышенным атмосферным давлением.

Для содержания операционной в чистоте большое значение придается уборке. Существуют следующие виды уборки опера­ционной.

Предварительная уборка. Текущая уборка. Заключительная уборка. Генеральная уборка.

Уборка операционного блока и перевязочных производится влажным способом с применением раствора соды, зеленого мыла и лизола.

Для борьбы с инфекцией производят дезинфекцию операцион­ного блока. Различают плановую и внеплановую дезинфекцию. Плановая дезинфекция производится раз в месяц, а при надоб­ности и чаще. Внеплановая дезинфекция производится после некоторых операций (загрязнение операционной кишечным со­держимым, операции по поводу анаэробной инфекции).

Для обеззараживания воздуха пользуются распылителем аэрозолей.

Наиболее распространены в настоящее время бактерицидные лампы из увиолевого стекла, дающие коротковолновые ультра­фиолетовые излучения и позволяющие снизить микробное обсе­менение воздуха на 50—80% (в течение 1—1, 5 ч работы одной дежурной бригады).

Целесообразно комбинированное облучение воздуха бактери­цидными лампами с проветриванием, если окна операционной выходят в сад или зеленый массив.

Работа хирургического стационара определяется приказом МЗ СССР №720 от 31.07.78 г. «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усиле­нии мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией».

На основании приказа МЗ СССР № 1653 от 23.12.86 г. «О разрешении к применению новых дезинфицирующих средств» рекомендуем для проведения текущей дезинфекции применять следующие дез. средства: ДП-2. АМФОЛАН.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите виды уборки операционной.

2. Напишите рецепт 3% моющего раствора перекиси водорода с
синтетическим моющим средством.

3. Источники загрязнения операционной.

4. Какие вы знаете источники и пути распространения инфекции?

5. Методы борьбы с загрязнением и инфицированием воздуха.

6. Каким должен быть микроклимат в операционном блоке?
-7. Что такое барооперационная?

8. Какой основной метод контроля за стерильностью в операци­онных и перевязочных?

 

 

Литература

1. Брукман М.С. Руководство для операционных сестер. М.: Меди­
цина, 1981. С. 55-68.

Тимофеев Н.С., Ханина А.Н. Руководство для санитарок опера-
ционно-перевязочного блока. Л.: Медицина, 1972. С. 22-32.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России)

 

Кафедра общей хирургии с лучевой диагностикой и лучевой терапией

 

1 курс Лечебный факультет

 

Учебно-методическая разработка 8.

 

Тема: Техника безопасности работы младшего медперсонала в хирургическом отделении

Цель практического занятия: обучить студентов строгому выполнению правил техники безопасности при работе среднего и младшего медперсонала в хирургическом отделении. Обучить студентов методам техники безопасности ухода за хирургическими больными в пред- и послеоперационном периодах.

Студенты должны знать: методы предупреждения оставле­ния инородных тел при полостных операциях, вероятные при­чины электротравм, взрывов и пожаров в палатах и операцион­ных, меры их профилактики и пути их устранения. Технику безопасности санитарной обработки операционного поля, транспортировки больных, кор­мления, а также технику безопасности выполнения некоторых диагностических и лечебных манипуляций желудочно-кишеч­ном тракте.

 

Студенты должны освоить следующие практические зна­ния и умения: правильно считать инструменты, салфетки и дру­гой материал, используемый в процессе полостных операций, обращаться с электроаппаратурой и приборами, контролировать соблюдение техники безопасности больными. Правильно брить операционное поле, транспортиро­вать больных, кормить больных через зонд.

Время занятия. Два часа.

План занятия.

1. Вводное слово 5 мин.

2. Проверка подготовленности студентов 20 мин.

3. Самостоятельная работа студентов 60 мин.

4. Подведение итогов занятия. 5 мин.

 

Содержание занятия

Роль среднего и младшего медицинского персонала в предупреждении оставления инородных тел при полостных операциях

Напряженная работа операционного блока требует ее четкого планирования и высокой дисциплинированности всего медпер­сонала.

Операционная сестра и санитарка должны точно знать количе­ство инструментов, салфеток, тампонов, шариков, взятых на операцию.

Каждый студент, работающий в качестве младшего медицин­ского персонала в операционной, точно должен знать количе­ство отработанных инструментов во время операции. Операцию завершают тщательной ревизией операционной раны, которая гарантирует от оставления инородных тел.

Для предотвращения оставления инородных тел в брюшной и грудной полости применяют ряд приемов: во время операции фиксируют салфетки металлическими кольцами, зажимами или пришивают их. Какой бы способ не применялся хирургом, важ­ным остается строгий учет инструментов и всего материала, ис­пользуемого во время операции.

Вероятные причины электротравм в палатах, операционных и пути их устранения.

При уходе за больными в стационарах хирургического про­филя необходимо четкое соблюдение техники электробезопасно­сти. Профилактика электротравм в основном состоит в соблюде­нии правил техники безопасности при эксплуатации электроап­паратуры и приборов, поддержание их сантехнического поряд­ка на соответствующем уровне.

Для обеспечения электробезопасности энергослужба больни­цы проводит периодический контроль и освидетельствование технического состояния электромедицинской аппаратуры, про­веряют электромонтаж, электроизоляцию и средства защиты (цель­ность кожухов, защитных крышек, изоляцию сетевого шнура и провода, присоединенных к пациенту, крепление проводов и де­талей аппарата и др.), что создает условия соблюдения электробе­зопасности больных в отделениях хирургического профиля.

Техника безопасности ухода за хирургическими больными в пред- и послеоперационный периоды

Техника безопасности санитарной обработки операционного поля.

Бритье волос играет важную роль в исходе оперативного вмешательства. При бритье волос бритве надо придавать определенный (острый) угол наклона к поверхности кожи, чтобы не порезать последнюю. Волосы бреют намного шире предполагаемой зоны операции.

Техника безопасности транспортировки хирургических больных

Транспортировать больного или пострадавшего надо головой вперед, чтобы иметь воз­можность наблюдать за его состоянием. Во всех случаях при транспортировке по возможности стараться не причинять боли и не вызывать дополнительную травму, не сместить наложен­ную повязку, не выдернуть дренажную трубку, не сломать и деформировать гипсовую повязку.

Соблюдение техники безопасности питания хирургических больных

При наиболее часто встречающихся оперативных вмешатель­ствах врачами назначается та или иная диета с учетом характе­ра перенесенной операции и сопутствующих заболеваний. Сре­ди этих больных встречаются тяжелые, которых приходится кормить медсестре или санитарке. Перед приемом пищи следу­ет помочь тяжелобольному вымыть руки. Если больной сам не может сидеть в кровати, то следует придать ему полусидячее положение (приподнять подголовник или подложить под спину подушку). Шею и грудь больного покрывают клеенкой или фар­туком. Для лежачих больных во время кормления используют прикроватные столики, на которые ставят пищу.

Искусственное питание применяется при невозможности или недостаточности питания пероральным путем. Искусственное питание — введение в организм человека питательных веществ при помощи зондов, фистул или клизм, а также парентерально (внутривенно или подкожно).

Контрольные вопросы

1. В чем особенности техники безопасности ухода за хирургическими больными?

2. Роль младшего медицинского персонала в предупреждении о­ставления инородных тел при полостных операциях.

3. Значение знаний правил эксплуатации электрооборудования в предупреждении нарушений техники безопасности по уходу за хирургическими больными.

4. Вероятные причины возникновения электротравм и пути их ус­транения.

5. Какие основные предрасполагающие причины к взрывам в опе­рационных и как их предупредить?

6. Вероятные причины возникновения пожаров и пути их устранения.

7. В чем заключается техника безопасности бритья операционного
поля при различных патологических процессах?

8. Какую технику безопасности следует соблюдать при транспор­тировке хирургических больных?

 

 

Литература

1. Дехтярь Е.Г., Титова А.К. Что должна знать и уметь сестра
хирургического отделения. М.: Медицина, 1973. С. 67—68.

2. Смолянский Б.Л. Руководство по лечебному питанию для диет
сестер. М. -Л.: Медицина, 1977. С. 233-238.

Тимофеев Н.С., Ханина А.Н., Тимофеев Н.Н. Руководство для
младшего медицинского персонала операционно-перевязочного
блока. М.: Медицина, 1977. С. 117-119, 126-128.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России)

 

Кафедра общей хирургии с лучевой диагностикой и лучевой терапией

 

1 курс Лечебный факультет

 

Учебно-методическая разработка 9.

 

Тема: Клиническая гигиена тела хирургического больного.

Цель практического занятия: изучить методику ухода за кож­ными покровами, волосами, приемы смены постельного и на­тельного белья.

Студенты должны знать: режимы хирургических больных, приемы, используемые для гигиенического ухода за кожей, во­лосами, используемые для этих целей растворы, частоту гигие­нической обработки кожи и ее придатков.

Студенты должны освоить следующие практические знания и умения: гигиенический уход за кожей и волосами тяжело­больных, туалет ротовой полости, глаз, области паховых скла­док, наружных половых органов и анального отверстия, прово­дить профилактику пролежней, смену постельного белья, на­тельного белья у хирургических больных.

Время занятия. Два часа.

План занятия.

1. Вводное слово 5 мин.

2. Проверка подготовленности студентов 20 мин.

3. Самостоятельная работа студентов 60 мин.

4. Подведение итогов занятия. 5 мин.

 

Содержание занятия

Уход за кожей.

Кожа человека является сложным органом, выполняющим не только функцию защиты организма от неблагоприятных воз­действий внешней среды, но и функции регуляции дыхания, обмена веществ, терморегуляции. Площадь поверхности кожных покровов составляет около 17000 кв. см (при росте 170 см). В толще кожи находятся сальные и потовые железы, которые выделяют на поверхность кожи пот, жир.

Уход за кожей и ее придатками начинается с приемного отделения, где каждый больной должен пройти санитарную об­работку.

В обязательном порядке все поступившие больные обследу­ются на педикулез.

Больным, находящимся на постельном режиме, необходимо ежедневно протирать кожу дезинфицирующим раствором. С этой целью можно использовать растворы камфорного или борного спирта. Для смягчения сухую кожу желательно смазать ка­ким-либо питательным кремом для лица. Ушные раковины про­тирают при наличии выделения серы — очищают слуховой про­ход концом салфетки или шариком, смоченным спиртовым ра­створом борной кислоты.

Правильный уход за кожей больного позволяет избежать развития пролежней.

Ноги больному моют 1-2 раза в неделю, поставив тазик в постель (если больной не может сидеть). Ногти моют щеткой, подногтевые пространства очищают специальной ногтечисткой. По мере надобности ногти подрезают. Гигиенические ванны больные в удовлетворительном состоянии принимают полусидя, погружаясь в воду до верхней части груди. Температура воды 36-38 С, продолжительность не более 30 минут. Лежачим больным можно делать местные ванны для рук, ног.

Уход за носом.

В случаях, когда ослабленный больной не может самостоятельно освобождать носовые ходы, мед персонал должен удалять образовавшиеся корочки. Для этого запрокидывают голову больного, в носовые ходы вводят ватную турундочку, смоченную в вазелиновом масле или глицирине, и через 2—3 минуты вращательным движением удаляют корочки.

Уход за глазами

При появлении в уголках глаз гноевидных выделений уха­живающий персонал должен промывать их слабым раствором калия перманганата, борной кислоты или раствором фурацил-лина (1: 1000).

Уход за волосами

Волосы на голове моют один раз в 5 (жирные) или 10 (сухие) дней, с мылом или шампунем. При сухих волосах полезно за 2 дня до мытья втереть в кожу головы касторовое или репейное масло, а для мытья пользоваться водой с добавлением 0, 5 чай­ной ложки нашатырного спирта на 1 л воды, мыло можно заме­нить яичным желтком (два желтка на стакан горячей, но не кипящей воды, взбивают и процеживают через тонкое сито).

Расчесывание коротких волос необходимо осуществлять от корней к концам, а длинные волосы следует разделить на параллельные пряди и медленно расчесывать их от концов к кор­ням, стараясь не выдергивать. Гребенка должна быть с тупыми концами, не частая, пластмассовая, а щетка с полукруглым рас­положением ворса, в середине длиннее, а по бокам короче. Гре­бень, смоченный в растворе уксуса, хорошо вычесывает перхоть и грязь. Для мытья волос следует применять детское мыло, спе­циальные шампуни. Для профилактики и лечения педикулеза эффективным средством является 1% перметриновый крем.

Уход за ротовой полостью

Основным приспособлением для чистки зубов, удаления отложений с поверхности зубов и десен является зубная щетка. Именно с ее помощью и гигиеническими средствами (зубные пасты, порошки, гели, эликсиры) больные в удовлетворитель­ном состоянии могут самостоятельно очистить зубы от мелкого зубного налета, осуществить массаж десен.

Тяжелым больным, которые не могут сами себе чистить зубы, медсестра обрабатывает ротовую полость раствором соды (1 чай­ная ложка соды на стакан воды), 1-2% раствором борной кис­лоты, фурациллином (1: 5000

Физиологические отправления

Тяжелобольные все физиологические отправления соверша­ют не вставая с постели, поэтому помогать им необходимо так, чтобы не причинять лишнего беспокойства и не загрязнять по­стель.

Одним из необходимых предметов ухода за больным являет­ся судно, которое изготавливается из металла (пластмассы, ре­зины) и может иметь различную форму и конфигурацию. Чис­тое судно должно помещаться под кроватью на скамейке. Во время пользования судном больного надо отгородить ширмой от других больных. Использованное судно освобождается от содержимого, тща­тельно моется щеткой, дезинфицируется 3% раствором хлора­мина или хлорной извести и ополаскивается. После каждого акта дефекации (как и мочеиспускания) лежачего больного не­обходимо подмывать.

В случае необходимости больной может совершить и акт мо­чеиспускания, не вставая с постели. Для этого используются различные мочеприемники - специальные сосуды вытянутой формы, изготовляемые из стекла (металла или резины). После использования мочеприемник («утка») должен быть тщательно продезинфицирован.

Подмывание выполняют слабым раствором перманганата ка­лия или другим дезинфицирующим раствором. Раствор должен быть теплым (32-36°С). Температура воздуха в палате также должна быть комфортной.

Женщина при подмывании должна лежать на спине, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах и немного разве­дены, под ягодицы подкладывают судно.

Смена постельного белья

В стационаре производится 1 раз в 7 дней после гигиениче­ской ванны. В отдельных случаях меняют по мере необходимо­сти. Если пациенту разрешается сидеть, медсестра пересажива­ет его на стул и перестилает постель.

У лежачих пациентов грязную простыню складывают или скатывают валиком со стороны головы и ног и осторожно уда­ляют. Чистую простыню, скатанную, как бинт, с двух сторон валиком, осторожно подводят под крестец пациента и затем рас­правляют в направлении к голове и ногам. Можно менять про­стыни и другим способом. Пациента передвигают на край посте­ли, скатывают грязную простыню по длине в виде бинта, на ее месте расправляют чистую, на которую перекладывают пациен­та, а на другой стороне затем снимают грязную и расправляют чистую.

Смена нательного белья

При смене нательного белья тяжелобольным, медсестре следует подвести руки под крестец пациента, захватить края рубашки и осторожно отодвинуть ее к голове, затем поднять обе руки паци­ента и скатанную у шеи рубашку перевести через голову паци­ента. После этого освобождают его руки. Одевают пациента в обратном порядке: сначала надевают рукава рубашки, затем перекидывают ее через голову. Если у пациента повреждена рука.

Перекладывание пациента на носилки

Тяжелобольных, которым нельзя двигаться, перекладывать с носилок на постель нужно с большой осторожностью, соблюдая определенные правила: носилки следует ставить нижним кон­цом к головному концу кровати.

Если площадь палаты не позволяет, носилки ставят парал­лельно кровати, а медицинский персонал становится между но­силками и кроватью лицом к пациенту. Необходимо заранее продумать, как поместить носилки относительно -кровати во из­бежание неудобных и лишних движений.

Контрольные вопросы

1. Что такое режим хирургического больного и его значение для
медицинской сестры?

2. Перечислите основные приемы ухода за кожей?

3. Какие приемы используются для профилактики пролежней?

4. Как обрабатывать ротовую полость?

5. Способы смены постельного белья.

6. Особенности смены нательного белья у хирургических больных.

 

 

Литература

Дехтярь Е.Г., Титова А.К. Что должна знать и уметь сестра хирур­гического отделения. М.: Медицина, 1973. С. 28—29, 50—59.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России)

 

Кафедра общей хирургии с лучевой диагностикой и лучевой терапией

 

1 курс Лечебный факультет

 

Учебно-методическая разработка 10.

 

Тема: Гигиена подготовки хирургических больных к экстренным и плановым операциям

Цель практического занятия: изучить приемы гигиеничес­кой подготовки больных к плановым и экстренным хирургичес­ким вмешательствам, особенности гигиенического ухода за жен­щинами.

Студенты должны знать: принципы и объем предоперацион­ной гигиенической подготовки больных к плановым и экстрен­ным хирургическим операциям, элементы гигиенического ухо­да за женщинами в послеоперационном периоде, гигиенические основы искусственного питания больных.

Студенты должны освоить следующие практические знания и умения: гигиеническую подготовку больных к плановым и экстренным хирургическим вмешательствам, выполнять гигие­нические приемы при уходе за женщинами, уметь обеспечивать гигиенические условия при искусственном кормлении больных.

Время занятия. Два часа.

План занятия.

1. Вводное слово 5 мин.

2. Проверка подготовленности студентов 20 мин.

3. Самостоятельная работа студентов 60 мин.

4. Подведение итогов занятия. 5 мин.

Содержание занятия

Гигиеническая подготовка больных к плановым хирургическим вмешательствам

Гигиеническая подготовка больных к плановым хирургичес­ким вмешательствам проводится в течение всего предоперационного периода, т.е. с момента поступления больного до опера­ции. Медицинская сестра является главным помощником вра­ча, поэтому она должна внимательно осматривать больного и при обнаружении каких-либо высыпаний, гнойничковых пора­жений кожи обязательно поставить в известность хирурга.

Сущность гигиенической подготовки больных, которым на­значен обший режим, сводится к тому, что накануне операции больной принимает душ или ванну.

Накануне операции следует предложить больному помочить­ся лежа в постели в качестве тренировки, т.к. в послеопераци­онном периоде больные часто не могут мочиться в постели, что обусловливает необходимость катетеризации мочевого пузыря, что небезразлично для больного и, особенно для мужчин, т. к. у них процедура катетеризации мочевого пузыря значительно бо­лезненнее, чем у женщин, и обусловлена большей длиной моче­испускательного канала.

Гигиеническая подготовка больных к экстренным операциям

Гигиеническая подготовка больных к экстренным операциям осуществляется иначе. Это обусловлено тем, что экстренные опе­рации выполняются по жизненным показаниям. В таких случа­ях предоперационная гигиеническая подготовка сокращается до минимума: обрабатываются 0, 5% раствором хлорамина наибо­лее загрязненные места (ноги, промежность) и зона предстояще­го операционного поля.

Особенности гигиенического ухода за женщинами

Особенности гигиенического ухода за женщинами обусловле­ны конституциональными особенностями женского организма. У женщин чаще возникают дерматиты в паховых областях, у тучных женщин в кожных складках на животе, области про­межности, под молочными железами. Необходимо ежедневно промывать эти участки кожи слабыми дезинфицирующими ра­створами (0, 5% раствор хлорамина, 0, 05% раствор хлоргексидина, 3% раствор перекиси водорода), припудривать кожу в этих местах тальком или специальными смесями (тальк, оксид цин­ка, крахмал, пенициллин — в равных частях) или смазывать вазелином.

Гигиена естественного и искусственного питания хирургических больных

Нередко тяжесть общего состояния не позволяет больному самостоятельно принимать пищу. В таких случаях ему необхо­димо помочь. Лежащих и тяжелобольных кормят палатные ме­дицинские сестры. Перед этим необходимо перестелить постель, помочь больному совершить туалет (вымыть руки, прополоскать рот и др.), проветрить палату, приободрить больного и объяс­нить пользу питания.

У кровати больного помещается прикроватный столик или тумбочка, высота которых соответствует высоте кровати. Для тяжелобольных применяют специальные столики, располагаю­щиеся над кроватью, и благодаря этому создаются условия, бла­гоприятные для приема пищи.

В медицинских учреждениях России установлен в основном четырехразовый режим питания.

Завтрак - 8.00 - 9 час. 30 мин. Обед - 13.00 - 14.00 час. Ужин - 18.00 - 19.00 час. Второй ужин — 21—22 час. 30 мин.

В отдельных случаях режим питания больных может нару­шаться в связи с предстоящими различными инструментальны­ми (эндоскопия, уолециотография и др.) и лабораторными ис­следованиями (взятие желудочного сока и др.), а также в связи с предстоящей операцией.

Особую группу составляют больные, находящиеся на искус­ственном питании. Последнее применяется при невозможности или недостаточности питания естественным оральным путем. Искусственное питание бывает парентеральным и зондовым. Зондовое питание осуществляется в трех видах: через оро- или назогастральный зонд, через гастростому и еюностому или кишечные свищи. Искусственное энтеральное пита­ние через зонд (резиновый или силиконовый) применяется: пос­ле травм ротовой полости, травм (чаще ожогов) пищевода и пос­ле операций на пищеводе и желудке с восстановлением непре­рывности желудочно-кишечного тракта; при тонкокишечных свищах, при опухолях пищевода и кардиального отдела желуд­ка, коматозных состояниях и др.

Зондовое питание осуществляется специально подобранными смесями, содержащими достаточное количество белков, жиров, углеводов и витаминов. Для этого используют различные пище­вые продукты в жидком или полужидком состоянии (молоко, сливочное масло, сырые яйца, бульоны, соки и др.).

Диета О. Показания: первые дни (вслед за голодом) после операций на желудочно-кишечном тракте. Разрешаются: слизи­стые крупяные отвары со сливками, жидкие протертые каши, кисели, фруктовое желе, рыбное суфле, паровой омлет или яйцо всмятку, отвар шиповника и др. Прием пищи дробный, до 6 раз в сутки в течение 2—3 дней.

Диета 1а. Показания: язвенная болезнь желудка и 12-перст-тной кишки в стадии обострения, острый гастрит. Назначение диеты: снижение рефлекторной возбудимости желудка, умень­шение интероцептивных раздражений, исходящих из поражен­ного органа. Разрешаются: жидкие, полужидкие и кашицеоб­разные протертые, гомогенизированные и пюреобразные блюда (слизистые супы из овсяной, рисовой, манной круп с добавлени­ем молока, сливок, или яично-молочной смеси).

Диета 5. Показания: острые холециститы, гепатиты, холан-гиты, аНгиохолиты, обострение хронического гепатита и холе­цистита. Все блюда готовятся в вареном виде или на пару, а также запекаются в духовке (без грубой корочки). Холодные блюда исключаются. Разрешаются вегетарианские и молочные супы, нежирные сорта мяса и птицы (кроме гуся и утки) безкожи, рыба в отварном или паровом виде. При стихании остро­го процесса (после двух - трехдневного голодания) постепенно в рацион включают молоко, кисломолочные продукты, белок ку­риного яйца, протертые каши на молоке.

Диета 5Щ (щадящая). Показания: постхолецистэктомический синдром, сопровождающийся сопутствующим дуоденитом, обострением хронического гастрита, гепатита. Исключается все острое, жареное, соленое, жирное. Пища готовится в отварном (хорошо разваренном), паровом и запеченном виде.

Диета 5П (первый вариант). Показания: острый панкреатит в стадии резкого обострения. Общая характеристика: механи­чески и химически щадящая диета назначается после 1-2 го­лодных дней сроком на 5—7 дней. Пища готовится протертой, в вареном и паровом виде.

Диета 5П (второй вариант). Показания: острый панкреатит в стадии стихания, хронический панкреатит в стадии нерезкого обострения. Все блюда готовятся в вареном и жареном виде из­мельченные. Используются обезжиренные молочные продукты. Прием пищи — 5—6 раз в день.

Диета 7. Показания: хирургические заболевания на фоне патологии почек (острый нефрит, обострение хронического не­фрита с отечным синдромом). Пища готовится без соли, на руки соль не выдается. Исключаются острые, соленые блюда и закус­ки, экстрактивные вещества и консервированные продукты. Мясо и рыба разрешаются в отварном виде. Устанавливается 6-разо-вое питание.

Диета 9. Показана при наличии сахарного диабета: для коррекции нарушенного углеводного обмена, профилактики на­рушений жирового обмена, диабетических ангиопатий и орган­ных повреждений, сопутствующих этому заболеванию. В диете ограничены общее количество углеводов (за счет исключения рафинированных углеводов) и поваренная соль. Разрешаются супы на слабом обезжиренном мясном и рыбном бульоне (пре­имущественно овощные), нежирные сорта мяса, птицы, рыбы, молочные продукты пониженной жирности, куриные яйца (до 1 шт. в день); гречневая, овсяная крупы (пшено ограничено), бо­бовые, овощи, овощные соки, несладкие фрукты и ягоды, кондитерские изделия на ксилите, сорбите и других замените­лях сахара; отвар шиповника, минеральная вода, растительное масло; хлеб из муки грубого помола, отрубей, не сдобное печенье разрешаются с учетом содержания углеводов. Сливочное масло и нежирный сыр ограничиваются. Питание дробное — 5—6-разо-вое. Свободной жидкости — 1, 5 л.

Диета 10. Показана хирургическим больным при наличии сердечно-сосудистых заболеваний. Диета направлена на улуч­шение функции сердечно-сосудистой системы и коррекцию на­рушенных обменных процессов. Показания: пороки сердца, кар­диосклероз, гипертоническая болезнь, атеросклероз. В рационе ограничено содержание натрия, жидкости, уменьшена калорий­ность за счет ограничения жира, в меньшей степени снижено содержание углеводов и белка, исключены пищевые вещества, возбуждающие ЦНС (кофеиносодержащие и экстрактивные), ограничены химические и механические раздражители печени и желудочно-кишечного тракта, увеличено содержание калия и магния, а также продуктов, оказывающих ощелачивающее дей­ствие (молока, фруктов, овощей). Продукты применяются толь­ко в отварном и протертом виде.

Диета 15 (общий стол). Назначается в тех случаях, когда не требуется специальных лечебных диет. Исключаются тугоплав­кие жиры, блюда из гуся и утки, перец, горчица и другие ост­рые приправы. Прием пищи - 4 раза в день.

Важная роль в правильном и своевременном кормлении боль­ных отводится палатной медсестре и студентам. В соответствии с назначениями врача они объясняют родственникам, что боль­ным разрешается есть и что можно принести из дома. Они регу­лярно должны проверять тумбочки и холодильники; обнаружив недоброкачественные, несоответствующие срокам хранения или диете больного продукты, необходимо изъять их и вернуть род­ственникам. Медицинская сестра должна следить за свежестью используемой пищи и частотой кормления, определяемой леча­щим врачом

Контрольные вопросы

1. Сущность гигиенической подготовки к плановым операциям.

2. Особенности гигиенической подготовки к экстренным хирурги­
ческим вмешательствам.

3. Особенности личной гигиены женщин.

4. Гигиенические требования к кормлению больных

5. Диеты, применяемые у хирургических больных.

6. Роль среднего медперсонала в питании больных.

 

Литература

Дехтярь Е.Г., Титова А.К. Что должна знать и уметь сестра хирур­гического отделения. М.: Медицина, 1973. С. 28-29, 50-59

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России)

 

Кафедра общей хирургии с лучевой диагностикой и лучевой терапией

 

1 курс Лечебный факультет

 

Учебно-методическая разработка 11.

 

Тема: Уход за больными в предоперационном периоде.

Цель практического занятия: обучить студентов правилам ухода за больными в предоперационном периоде.

Студенты должны знать: объем мероприятий по уходу за больными, выполняемый в приемном отделении и в палатах в зависимости от сроков проведения операции и тяжести состоя­ния больного, объем предоперационной подготовки, выполняе­мый младшим медперсоналом (младшей медсестрой и санитар­кой) непосредственно перед операцией.

Студенты должны освоить следующие практические зна­ния и умения: оформлять бланки на лабораторные и биохимические исследования, заполнять паспортную часть истории бо­лезни, ставить очистительные клизмы, проводить санитарную обработку больных, транспортировать их в палаты и операцион­ную, подготавливать больных к рентгенологическим и эндоско­пическим исследованиям, подготавливать операционное поле (брить волосы).

Время занятия. Два часа.

План занятия.

1. Вводное слово 5 мин.

2. Проверка подготовленности студентов 20 мин.

3. Самостоятельная работа студентов 60 мин.

4. Подведение итогов занятия. 5 мин.

Содержание занятия

Объем и характер ухода за больными в приемном отделении зависит от вида заболевания, необходимости экстренной или плановой операции, от наличия тяжелых сопутствующих забо­леваний, возраста и др. факторов.

Наибольшего внимания и ухода требуют больные, нуждаю­щиеся в экстренных операциях. Это обусловлено тем, что экст­ренные операции выполняются по жизненным показаниям и санитарная обработка выполняется в минимально отведенные сроки. Пациенты в удовлетво­рительном состоянии купаются в ванной самостоятельно или под душем с мылом и губкой. Если больной не в состоянии мыться сам, то его моет санитарка (студент) под душем. Больной при этом может стоять или сидеть на скамейке. Больным в тяжелом состоянии санитарную обработку проводят путем обти­рания частей тела мыльной водой или другими моющими сред­ствами. Больным, нуждающимся в экстренных операциях, са­нитарная обработка может вообще не проводиться (если у них имеется непосредственная угроза жизни, например, при ране­нии сердца) или проводиться в сокращенном варианте: обмывание загрязненных участков тела, осмотр на педикулез, подго­товка места операции путем бритья волос. Волосяной покров в области планируемого операционного поля обычно удаляют бе­зопасной бритвой сухим способом далеко за пределами предпо­лагаемого разреза, так как по ходу операции разрез может быть расширен (продлен).

После одевания больного, нуждающегося в экстренной опера­ции, необходимо транспортировать в операционную или палату для интенсивной предоперационной подготовки (1-З часа), а в ряде случаев в реанимационное отделение. Плановые больные сопро­вождаются в палаты хирургического отделения с листом назначе­ний и температурным листом. Вид транспортировки больного в палату решает врач (на кресле-каталке или на носилках - каталке).

В процессе обследования, санобработки, предоперационной подготовки и транспортировки больного в операционную или палату медицинский персонал должен сделать все возможное, чтобы морально подготовить больного к операции.

За 20—30 минут до 'операции выполняется премедикация.

Роль среднего медперсонала, проводящего желудочное зон­дирование, чрезвычайно велика. При этом важны не только их медицинская квалификация, но и умение найти контакт с боль­ным, создать спокойную обстановку при проведении процеду­ры. Больной должен быть уверен в безопасности исследования, понимать его необходимость.

Сам процесс промывания состоит из двух этапов. На первом этапе в наружный конец зонда вставляют воронку и, держа ле­вую руку на месте соединения зонда с воронкой, правой рукой опускают воронку до уровня колен больного.

На втором этапе воронку, уровень воды в которой спустился до места перехода в трубку, плавным движением вновь опуска­ют до уровня колен больного или ниже (в положении сидя) и смывают промывные воды в таз или ведро. Затем воронку опять поднимают, наполняют промывающим раствором и повторяют процедуру до появления чистой воды. Для лечебного промыва­ния желудка обычно используют 8-10 л воды или промываю­щего раствора (марганцовокислый калий, бикарбонат натрия).

Если больной перед операцией не может самостоятельно помо­читься — мочу выводят катетером. В отдельных случаях больно­го берут на операцию с оставленным в мочевом пузыре постоян­ным катетером. В операционную больной подается без одежды, на каталке.

Уход за больными в палате

Уход за больными в палате зависит от особенности заболева­ния и необходимости экстренного или планового вмешательства. Если больному будет выполняться экстренная операция под ме­стным обезболиванием, то согласно назначений врача младшая медсестра (студент) делает больному премедикацию в присут­с

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аттестация по итогам практики | Общие требования к оформлению письменных отчетов




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.