Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.36. Деятельность негосударственных и добровольческих служб, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку






Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Основные виды негосударственных служб. Круг вопросов и специфика их деятельности. Виды помощи, предоставляемой негосударственными и добровольческими службами.

2. Социальное служение Белорусской Православной Церкви.

3. Организация волонтерского движения.

 

Задание: Подготовьте реферат по одному из вышеперечисленных вопросов.

Литература:

1.Косточкина, О.В. Основы социального управления общественным объединением волонтеров / О.В. Косточкина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2004. – №4. – С. 53 – 69.

Основная литература

1.О социальном обслуживании: Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. N 395-З: принят Палатой представителей 19 апреля 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 мая 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – 2/ 170.

2.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

3.Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 5 мая 2007 г. №30 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – 8/ 16452.

4.Об утверждении положения о социально-педагогическом учреждении: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 18 мар. 2004 г., № 14: с изм. и доп. от 31 авг. 2009 // Сац.-пед. работа. – 2009 г., №12. – С. 3-8.

5.Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 27 апр. 2006 г., № 42 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 76. – 8/ 14406.

6.Примерное положение о территориальном центре социального обслуживания населения: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 17 сентября 2007 г., № 114 // Copyright © [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь – 2009.

7.Примерное положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.12.2000 N 58 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000 г. – 8/4637.

8.Мартынова, В.В. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи: учеб.-метод. пособие / В.В. Мартынова, Н.С. Поспелова, В.А. Маглыш [и др.]. – Минск: ОДО «Тонпик», 2004. – 240с.

9.Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования / А.С. Никончук [и др.] // Сац.-пед. работа. – 2007. – № 12. – С. 6–32.

10. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений; сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова, Г.А. Фоменок. – Минск: УП «Изд. Беларусь», 2004. – 244 с.

Дополнительная литература

2. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. № 48-З: принят Палатой представителей 24 июня 2009 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 173. – 2/ 1600.

3. Косточкина, О.В. Основы социального управления общественным объединением волонтеров / О.В. Косточкина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2004. – №4. – С. 53 – 69.

4. Мартынова, В.В. Мониторинг положения детей в замещающих семьях / В.В.Мартынова, В.А.Маглыш. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 152 с.

5. Положение детей в Республике Беларусь в 2008 году: национальный доклад / Национальная комиссия по правам ребенка, М-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО, 2008. – 108с.

6. Смагина, Л.И. Беженцы и мы: пособие для педагогов / Л.И. Смагина, В.Р. Саматыня, А.В. Селиванов. – Минск: Асобны Дах, 2003. – 60 с.

7. Социально-психологическая работа с ЛЖВ в территориальном центре социального обслуживания населения: организация, содержание, мониторинг: метод. пособие / О.В.Бланк [и др.]; под ред. Ж.И. Мицкевич. – Минск: «АЛЬТИОРА – ЖИВЫЕ КРАСКИ», 2009. – 80 с.

8. Холстова, Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие: 2-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 340 с.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ»

1. Правовая и нормативная основа социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в Республике Беларусь.

2. Система и структура социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в Республике Беларусь.

3. Основные цели и принципы социально-педагогической и психологической помощи и поддержки.

4. Виды, основания и порядок предоставления социальных услуг.

5. Службы помощи и поддержки в системе Министерства труда и социальной защиты: сеть и виды учреждений, специфика деятельности.

6. Службы помощи и поддержки в системе Министерства образования: сеть и виды учреждений, специфика деятельности.

7. Основные права и обязанности лиц, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку.

8. Категории лиц, обращающихся и получающих помощь и поддержку в социально-педагогических и психологических службах

9. Цель, основные задачи и принципы деятельности СППС учреждения образования.

10. Основные направления деятельности СППС учреждения образования.

11. Руководство, состав и организация деятельности СППС учреждения образования.

12. Содержаниеработы и взаимодействие специалистов в составе СППС.

13. Особенности работы СППС учреждения образования с различными категориями обучающихся и воспитанников.

14. Особенности функционирования СППС в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования.

15. Особенности функционирования СППС в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования.

16. Особенности функционирования СППС в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

17. Цели, задачи и основные направления деятельности социально - педагогических центров и детских социальных приютов.

18. Структура социально-педагогического центра и организация деятельности.

19. Организация и проведение реабилитационной работы с детьми в условиях детского социального приюта. Патронат над семьей.

20. Принципы организации информационно-рекламных кампаний по поиску кандидатов на роль замещающих родителей.

21. Объективные и субъективные ограничения к созданию замещающей семьи.

22. Мотивация создания замещающей семьи.

23. Подготовка заключения о возможности создания замещающей семьи.

24. Программа подготовки замещающих семей: правовые, социальные, медицинские и психологические аспекты.

25. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение замещающей семьи.

26. Стандарты положения детей в замещающих семьях: удовлетворение потребностей; здоровье; обучение; воспитание; идентичность. Критерии и показатели, отражающие состояние положения детей в замещающих семьях.

27. Мониторинг положения детей в замещающих семьях. Основные этапы мониторинга.

28. Цель, основные задачи и направления деятельности ТЦСОН, категории обслуживаемых лиц.

29. Структура территориальных центров социального обслуживания населения. Основные направления деятельности структурных отделений.

30. Основные направления деятельности отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования ТЦСОН.

31. Оказание помощи гражданам в отделении срочного социального обслуживания ТЦСОН.

32. Деятельность ТЦСОН по оказанию помощи гражданам, подвергшимся психофизическому насилию.

33., Деятельность ТЦСОН по оказанию помощи гражданам, ставшим жертвами торговли людьми, пострадавшим от преступной деятельности.

34. Деятельность ТЦСОН по оказанию помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

35. Деятельность ТЦСОН по оказанию помощи лицам освободившимся из мест лишения свободы.

36. Алгоритм работы социально-педагогических и психологических служб по реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

37. Комплексная оценка положения детей в семье.

38. Выявление и подготовка информации для признания детей находящимися в социально опасном положении.

39. Межведомственное взаимодействие социально-педагогических и психологических служб в реализации планов защиты прав и законных интересов детей.

40. Взыскание средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, как мера повышения ответственности родителей за воспитание детей.

41. Ресоциализация лиц, обязанных возмещать расходы по содержание детей.

42. Оказание социальных услуг пожилым людей, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн.

43. Социально-педагогическая и психологическая помощь и поддержка инвалидов.

44. Цели, задачи и основные направления деятельности ЦКРОиР. Контингент детей.

45. Интеграция детей с особенностями психофизического развития в общество.

46. Обеспечение преемственности перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в отделения дневного пребывания для инвалидов территориальных центров социального обслуживания населения.

47. Помощь детям и молодежи, инфицированных ВИЧ/СПИДом.

48. Защита прав, физическое, психологическое восстановление и социальная реинтеграция подростков, вступивших в конфликт с законом.

49. Социализация и адаптация беженцев в Беларуси.

50. Социальная защита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

51. Социальная защита и реабилитация жертв торговли людьми.

52. Принцип «одного окна» в работе с гражданами. Сроки и механизмы рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан.

53. Основные виды негосударственных и добровольческих служб по оказанию социально-педагогической и психологической помощи и поддержки. Круг вопросов и специфика их деятельности.

54. Социальное служение Белорусской Православной Церкви.

55. Специфика волонтерской деятельности с различными категориями людей.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Министерства образования Республики Беларусь

27.04.2006 № 42

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о социально–педагогической и психологической службе
учреждения образования

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (далее – Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991г. «Об образовании» в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844), Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001г. № 1554 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г., № 103, 5/9279).

2. Настоящее Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности социально–педагогической и психологической службы (далее – СППС) учреждений образования, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального, профессионально–технического, среднего специального и высшего, социально-педагогических учреждений (далее – учреждение образования) и служит правовой и организационно–методической основой ее работы.

3. СППС учреждения образования представляет собой систему практического использования достижений психологии и социальной педагогики для оптимизации образовательного процесса и развития личности обучающихся и воспитанников.

4. Общее руководство деятельностью СППС осуществляет руководитель учреждения образования. Координирует и направляет деятельность СППС заместитель руководителя по воспитательной (идеологической и воспитательной) работе.

5. В своей деятельности СППС руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением и разработанным на его основе положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утверждаемым руководителем учреждения образования.

ГЛАВА 2

ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

6. Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении.

7. Основные задачи СППС учреждения образования:

организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении;

содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах учреждения образования, семьях обучающихся, воспитанников и их социальном окружении;

предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников, пропаганда здорового образа жизни;

повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.

8. Принципы деятельности СППС учреждений образования:

приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников;

личностно–ориентированный подход;

гуманистический характер деятельности;

доступность;

конфиденциальность.

9. СППС учреждения образования в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:

содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников;

изучение уровня развития обучающихся, воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального положения, склонностей и потенциальных возможностей в процессе воспитания, обучения, профессионального самоопределения, профилактика и выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении, социальной адаптации;

социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых обучающихся и воспитанников;

разработка и реализация комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обучающимся и воспитанникам; осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении, социально-эмоциональное развитие детей с особенностями психофизического развития, формирование их жизненной компетенции;

организация работы по оказанию комплексной помощи обучающимся, воспитанникам, находящимся в социально опасном положении и признанным нуждающимися в государственной защите, согласно межведомственным планам индивидуальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (по их реабилитации и коррекции отклонений в психическом, личностном и социальном развитии);

психолого-педагогическое сопровождение процесса интегрированного (совместного) обучения;

участие в подготовке обучающихся и воспитанников к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина, профессионала;

осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни;

формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования;

участие в мониторинге положения и качества обучения и воспитания обучающихся, воспитанников в учреждении образования;

участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, воспитанников, содействие в развитии детских и молодёжных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;

оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников;

изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработка методических материалов для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты и охраны детства.

 

 

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

10. Специалистами СППС учреждения образования являются прежде всего педагог социальный и педагог-психолог. Конкретные наименования и численность должностей педагогических работников СППС определяются руководителем учреждения в пределах общей штатной численности, определенной в установленном порядке на основе типовых штатов и нормативов численности работников, или согласованной с вышестоящей организацией и финансовым органом штатной численности соответствующего учреждения образования.

11. СППС учреждения образования организует выявление и учет обучающихся и воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите:

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях, детей с особенностями психофизического развития;

оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

ставших жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия;

с асоциальным и делинквентным поведением;

употребляющих алкоголь, наркотические и токсичные вещества;

с нарушением эмоционально-волевой сферы;

имеющих конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками, оставившими семью либо учреждение образования;

родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем;

из семей беженцев либо из семей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, катастроф;

из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо освободившихся из мест лишения свободы;

других категорий обучающихся и воспитанников, имеющих проблемы.

12. СППС учреждения образования оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней обучающимся, воспитанникам, родителям, иным участникам образовательного процесса, а также обратившимся лично (коллективно) или по рекомендации органов опеки и попечительства, органов охраны детства, педагогов, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и других заинтересованных.

13. СППС учреждения образования обеспечивает сопровождение обучающихся, воспитанников, семей, которые нуждаются в помощи, в течение срока и в объемах, определяемых индивидуальным планом помощи обучающимся, воспитанникам, который разрабатывается специалистами СППС, или межведомственным индивидуальным планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Объем, формы, продолжительность первичной социально-педагогической и психологической помощи и последующего сопровождения определяются специалистами СППС с учетом возраста обучающихся и воспитанников, характера проблемы, ее анализа и перспектив разрешения. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться в индивидуальной или групповой форме.

14. Специалисты СППС учреждения образования в случае необходимости направляют обучающихся, воспитанников, имеющих трудности в обучении и социализации или особенности психофизического развития, в учреждения, предназначенные для оказания углубленной помощи: социально-педагогический центр, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, наркологический диспансер и другие, для оказания им комплексной помощи.

СППС устанавливает и поддерживает контакты с учреждениями, предназначенными для оказания углубленной помощи, патронирует продвижение направленных в них участников образовательного процесса и отслеживает его результаты, мотивирует обучающихся и воспитанников, их семьи на посещение названных учреждений.

15. СППС учреждения образования оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним c ведома и во взаимодействии с родителями или лицами, их заменяющими, с учетом мнения самого несовершеннолетнего.

16. СППС учреждения образования участвует в рассмотрении случаев, связанных с непосещением обучающимися, воспитанниками учреждения образования, принятием решений об их дисциплинарной ответственности, постановке на учет в учреждении образования, комиссии по делам несовершеннолетних и инспекции по делам несовершеннолетних; оказанием материальной помощи, соблюдением социальных гарантий и льгот, а также других случаев, которые могут привести к ущемлению прав и интересов обучающихся, воспитанников.

17. СППС учреждения образования проводит социально-педагогический и психологический анализ всех случаев суицидального поведения обучающихся, воспитанников, совершения уголовно-наказуемых деяний и насилия в отношении их, а также случаев торговли людьми.

18. СППС учреждения образования осуществляет патронат детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития на протяжении двух лет после окончания учреждения образования и оказание им индивидуально ориентированной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в социальной адаптации на начальном этапе самостоятельной жизни.

19. СППС учреждения образования информирует администрацию учреждения образования, органы управления образования и органы охраны детства о нарушении прав и интересов обучающихся, воспитанников и лицах, их допустивших.

20. Режим работы специалистов СППС определяется с учетом особенностей учреждения образования, обеспечения доступности для обучающихся, воспитанников, других участников образовательного процесса и возможности выполнения функций, предусмотренных настоящим Положением.

21. Документация СППС учреждения образования включает:

план работы СППС на год, утвержденный руководителем учреждения образования;

план работы СППС на месяц;

планы работы специалистов СППС на месяц, на день (неделю);

материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, воспитанникам, родителям (межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего; индивидуальный план помощи воспитанникам, обучающимся; индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся, воспитанников из учреждения образования; акты обследования жилищных условий; другие необходимые материалы);

график работы специалистов СППС;

аналитические отчеты о работе за год;

отчеты и аналитические материалы о реализации программ социально-педагогической и психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;

журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;

социально–педагогическая характеристика учреждения образования;

социально–педагогические характеристики учебных групп и классов;

учет воспитанников, обучающихся, их семей, указанных в п. 11 настоящего Положения;

информация об учреждениях и организациях, с которыми взаимодействует СППС;

перечень социально-педагогических и психологических методик, используемых в работе специалистами СППС.

 

ГЛАВА 4

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СПЕЦИАЛИСТОВ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

22. СППС учреждения образования в пределах своей компетенции имеет право:

определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;

представлять и отстаивать интересы обучающихся, воспитанников, прежде всего оказавшихся в социально опасном положении, в учреждениях образования, государственных и общественных организациях, в судебных, правоохранительных и следственных инстанциях в пределах законодательства Республики Беларусь;

получать от других структурных подразделений и работников учреждения образования необходимую информацию и документы по вопросам, входящим в компетенцию СППС;

участвовать в работе органов и комиссий, осуществляющих социальное воспитание обучающихся, воспитанников;

направлять в установленном порядке запросы в организации для получения необходимой информации в целях защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи;

посещать учебные занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, проводимые в учреждении образования, семьи обучающихся, воспитанников с целью предупреждения и решения их социально–педагогических и психологических проблем;

вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, в установленном порядке органов управления образованием, здравоохранения, внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, социального воспитания, защиты и охраны детства;

обращаться в установленном порядке в соответствующие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи обучающимся, воспитанникам в преодолении социального неблагополучия.

23. Специалисты СППС учреждения образования обязаны:

руководствоваться в своей деятельности законодательством Республики Беларусь и документами Министерства образования Республики Беларусь;

соблюдать этические нормы, хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате консультативной работы (кроме случаев, когда данные сведения представляют угрозу для воспитанника, других людей, государства);

рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;

совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;

вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности;

соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся, воспитанников;

нести ответственность за правильность выводов, адекватность используемых в работе средств и методов, обоснованность даваемых заключений и рекомендаций, сохранение конфиденциальной информации, полученной в ходе профессиональной деятельности.

 

ГЛАВА 5

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

24. СППС учреждения образования сотрудничает с педагогами и преподавательским составом, структурными подразделениями учреждения образования, общественными объединениями, органами ученического самоуправления и родителями по социально–педагогическому и психологическому сопровождению участников образовательного процесса.

25. СППС учреждения образования взаимодействует в пределах своей компетенции с органами опеки и попечительства, органами охраны детства, комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних, органами и организациями здравоохранения, культуры, по труду и социальной защите, спорта и туризма, внутренних дел, прокуратурой и судами, а также общественными объединениями, другими организациями и заинтересованными.

26. СППС учреждения образования работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции социально–педагогической и психологической работы.

27. Деятельность специалистов СППС учреждения образования координируется социально–педагогическими центрами (районными, городскими, областными), которые оказывают организационную и методическую помощь.

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2 УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2006 № 1728

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 198, 1/8110) и определяет порядок признания детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите.

2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и их определения:

ребенок, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия;

социальный патронат над семьей – форма попечения семьи государственными органами, иными организациями, уполномоченными законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка и защите прав и законных интересов ребенка.

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

3. Решение о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении (далее – ребенок), нуждающимся в государственной защите принимается местным исполнительным и распорядительным органом (далее – орган опеки и попечительства) или комиссией по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних).

4. Решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается комиссией по делам несовершеннолетних в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении и дальнейшее пребывание ребенка у родителей может повлечь угрозу его жизни и здоровью.

В других случаях безнадзорности и беспризорности ребенка (если ребенок является беженцем, жертвой торговли людьми, иных случаях, когда жизнедеятельность ребенка нарушена в результате сложившихся обстоятельств) решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается органом опеки и попечительства.

5. Для принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, обращаются в орган опеки и попечительства или комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства (нахождения) ребенка с ходатайством о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите.

6. Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите должно содержать:

информацию о социальном положении ребенка;

информацию о причинах попадания ребенка в число детей, находящихся в социально опасном положении;

информацию о принятых мерах, направленных на нормализацию ситуации, устранение причин неблагополучия;

обоснование необходимости принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите подписывается руководителем государственного органа, иной организации, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

7. К ходатайству о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите прилагаются:

акт обследования условий жизни и воспитания ребенка;

проект плана защиты прав и законных интересов ребенка;

иная информация, подтверждающая социально опасное положение ребенка, которое представляет угрозу жизни и здоровью ребенка или может повлечь неминуемую для него опасность.

8. Проект плана защиты прав и законных интересов ребенка содержит:

перечень мероприятий по созданию необходимых условий жизни и воспитания ребенка, предусматривающих социально-педагогическую реабилитацию ребенка и социальный патронат над семьей;

сроки выполнения мероприятий;

ответственных должностных лиц за выполнение мероприятий и всего плана в целом;

периодичность проверки реализации плана.

9. План защиты прав и законных интересов ребенка, согласованный комиссией по делам несовершеннолетних, утверждается руководителем районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации не позднее двух недель со дня вынесения решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

10. Решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается комиссией по делам несовершеннолетних в трехдневный срок со дня поступления ходатайства о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите со всеми необходимыми документами, органом опеки и попечительства - в двухнедельный срок.

ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕТЕЙ, ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

11. Комиссии по делам несовершеннолетних обеспечивают учет данных о детях, признанных комиссиями по делам несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите, путем составления карт учета детей, признанных нуждающимися в государственной защите, на бумажном и машинном носителях по форме согласно приложению.

Управления (отделы) образования районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций обеспечивают учет данных о детях, признанных органами опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите, путем составления карт учета детей, признанных нуждающимися в государственной защите, на бумажном и машинном носителях по форме, указанной в части первой настоящего пункта.

12. Комиссии по делам несовершеннолетних, управления (отделы) образования районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций ежемесячно до 10-го числа представляют в областные, Минскую городскую комиссии по делам несовершеннолетних и управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома соответственно информацию о количестве детей, состоящих на учете, снятых с учета и поставленных на учет в течение предыдущего месяца.

13. Государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, имеют право на получение необходимой информации о детях, признанных нуждающимися в государственной защите.

14. Отмена решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается органом опеки и попечительства или комиссией по делам несовершеннолетних в случае устранения причин, повлекших признание ребенка нуждающимся в государственной защите.

15. Ходатайство о необходимости отмены решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите готовят и направляют в орган опеки и попечительства или комиссию по делам несовершеннолетних государственный орган, иная организация, должностное лицо которых является ответственным за выполнение плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите.

Приложение к Положению о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите

Форма

КАРТА
учета ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите

Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Место рождения _______________________________________________________________

Гражданство __________________________________________________________________

Место жительства _____________________________________________________________

Место учебы (работы) __________________________________________________________

Фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, место пребывания, работы родителей (опекунов, попечителей) ______________________________________________

Дата признания ребенка нуждающимся в государственной защите, номер решения ______________________________________________________________________________

Причины и условия социально опасного положения ребенка ______________________________________________________________________________

Выявлен (указать кем) __________________________________________________________

Дата отмены решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, номер решения ________________________________________________________________

 

Заполнил _____________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия)

 

______________

(дата)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министерства

образования

Республики Беларусь

31.08.1999 N 559

 

 

[Изменения и дополнения:

Приказ Министерства образования от 9 ноября 1999 г. N

677 (зарегистрирован в Национальном реестре - N 8/1529 от

22.11.99 г.);

Постановление Министерства образования от 12 декабря

2000 г. N 58 (зарегистрировано в Национальном реестре - N

8/4637 от 20.12.2000 г.).

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - Центр) является специальным учебно-воспитательным учреждением системы образования и предназначен для создания комплексной системы социально-педагогической, психологической, медицинской реабилитации детей с особенностями психофизического развития с целью интеграции их в общество.

 

1.2. Центр создается местными исполнительными и распорядительными органами (в соответствии с территориальным статусом) по представлению соответствующих органов образования.

Центр является юридическим лицом, имеет штамп со своим наименованием, печать, текущий, валютный и другие счета в банке.

 

1.3. Центр организует свою работу в соответствии с Законами Республики Беларусь " Об образовании в Республике Беларусь", принятым Верховным Советом Республики Беларусь 29 октября 1991 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., N 33, ст.598), " О правах ребенка", принятым Верховным Советом Республики Беларусь 19 ноября 1993 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., N 33, ст.430), " О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь", принятым Верховным Советом Республики Беларусь 14 ноября 1991 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., N 34, ст.611), данным Примерным положением и другими нормативными актами.

 

1.4. Центр действует на основании устава, разрабатываемого в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь, настоящим Примерным положением и утверждаемого учредителем.

Государственная регистрация Центра как юридического лица, изменения и дополнения в его устав осуществляются в порядке, определяемом законодательными актами.

1.5. Центр имеет право в соответствии с уставом принимать участие в международной деятельности по вопросам коррекционно-реабилитационной и иной помощи, взаимодействовать с государственными, общественными, производственными организациями и учреждениями, в том числе зарубежными, по оказанию помощи детям и подросткам с особенностями психофизического развития, заниматься внешнеэкономической деятельностью.

 

1.6. Исключен.

 

2. Цели, задачи и направления деятельности Центра

 

2.1. Основными целями Центра являются: реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение своевременной планомерной квалифицированной коррекционно-реабилитационной помощи со стороны государства по месту жительства; улучшение психологического статуса и социального положения

детей с особенностями развития в семье, коллективе, обществе; информационное обслуживание в области дефектологии, психологии.

 

2.2. На Центр возлагаются следующие задачи:

своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития, их ранняя диагностика;

уточнение или изменение ранее установленного диагноза;

направление детей при необходимости в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного, динамичного их изучения;

выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, в соответствии со структурой дефекта и их познавательными возможностями;

создание банка данных детей с особенностями психофизического развития;

внесение в местные исполнительные и распорядительные органы предложений по созданию рациональной сети специальных классов, классов интегрированного обучения, пунктов коррекционно-педагогической помощи, специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания;

осуществление коррекционной и реабилитационной работы;

организация учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития;

прослеживание динамики развития ребенка с особыми потребностями на протяжении дошкольного и школьного возраста;

координация и методическое руководство деятельностью учителей-дефектологов, учителей, ведущих обучение на дому, психологов и других специалистов системы образования по осуществлению мер, содействующих полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей с особенностями психофизического развития, на каждом возрастном этапе;

проведение консультативной работы среди педагогов, родителей (лиц, которые их заменяют) *) по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка.

 

2.3. Основные направления деятельности Центра:

диагностическое;

коррекционно-педагогическое;

реабилитационное;

учебно-воспитательной работы;

консультативное;

методическое;

социально-психологическое;

информационно-аналитическое.

 

3. Контингент детей

 

3.1. Центр проводит работу с детьми, имеющими особенности психофизического развития. В Центре могут быть организованы коррекционно-реабилитационные занятия для детей:

с нарушениями устной и письменной речи;

с нарушением слуха;

с нарушением зрения;

с задержкой психического развития;

с нарушением умственного развития;

с нарушением опорно-двигательного аппарата;

с нарушением эмоционально-волевой сферы;

с тяжелыми, множественными нарушениями развития.

Возможно создание групп для детей и с другими нарушениями психофизического развития.

 

3.2. Зачисление на занятия осуществляется приказом по Центру на основании заявления родителей, заключения Центра.

 

4. Диагностическая работа

 

4.1. Специалистами Центра осуществляется углубленное комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью построения личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса, проектирования коррекционно-реабилитационных программ развития, определения образовательного маршрута.

Специалисты Центра разъясняют родителям (лицам, их заменяющим) права, которыми они обладают, в том числе права относительно доступа к информации, касающейся обучения ребенка, и права на проведение психолого-медико-педагогического обследования ребенка. Согласие родителей (лиц, их заменяющих) с выбором формы специального образования (образовательной среды) ребенка оформляется согласно приложению 2.

 

4.2. Обследование ребенка проводится в присутствии родителей (лиц, их заменяющих). Результаты обследования регистрируются в протоколе психолого-медико-педагогического обследования по форме согласно приложению 3. В протоколе отмечаются нарушения центральной нервной системы органического и функционально-динамического порядка; фиксируются данные диагностических методик психологического, педагогического, медицинского обследования; описывается уровень

актуального развития ребенка и его потенциальные возможности; дается заключение о характере нарушения развития; рекомендуется среда и программа обучения.

 

4.3. Направление детей в Центр осуществляется по инициативе учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей при представлении следующих документов:

истории развития ребенка (медицинской карты),

психолого-педагогической характеристики детей, которые воспитываются в детских учреждениях;

тетради с работами по родному языку, математике, рисунков детей (для детей дошкольного возраста - рисунков).

4.4. Специалистам учреждений образования, родителям (лицам, их заменяющим) выдается выписка из протокола психолого-медико-педагогического обследования, в которой дается заключение с описанием индивидуальных психологических особенностей ребенка, характера нарушения развития, рекомендуются среда обучения и программа обучения и воспитания по форме согласно приложению 4.

Выписка из протокола психолого-медико-педагогического обследования служит основанием для организации обучения на дому по программе специальной школы или для направления ребенка с особенностями психофизического развития в учреждение специального образования структуры интегрированного профиля.

 

4.5. Специалистами Центра может осуществляться оперативная психолого-педагогическая помощь учреждениям образования и социальной защиты в решении задач массовой комплексной диагностики посредством выездов на место бригад специалистов соответствующего профиля. Центр может оказывать платные психологические услуги (консультации, лекции и др.) по запросам предприятий, организаций и учреждений в порядке, предусмотренном законодательством.

 

4.6. Специалисты Центра должны сохранять профессиональную тайну, не имеют права распространять сведения, которые были получены в результате диагностической работы, во избежание нанесения вреда ребенку.

 

5. Коррекционно-педагогическая работа

 

5.1. Основной формой организации коррекционно-педагогической работы являются индивидуальные и групповые занятия. В группы объединяются дети со сходными дефектами и по возможности одного возраста. Из детей дошкольного возраста могут комплектоваться отдельные группы. Наполняемость коррекционных групп от 2 до 5 человек. Продолжительность индивидуальных занятий не менее 15-30 минут, с группой - 25-45 минут. Периодичность занятий 2-5 раз в неделю. Для детей-инвалидов с детским церебральным параличом возможно проведение ежедневных индивидуальных занятий продолжительностью 30-45 минут. Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором Центра.

 

5.2. Содержание коррекционных занятий определяется перспективным планом, который разрабатывается учителем-дефектологом, педагогом-психологом и врачом в соответствии со структурой нарушения.

 

5.3. Психологическая коррекция направлена на оказание помощи по профилактике и преодолению отклонений в психическом развитии.

 

5.4. Занятия проводятся на том языке, на котором проводится обучение и воспитание ребенка в учебно-воспитательном учреждении.

 

5.5. Выпуск детей может осуществляться в течение года после коррекции нарушения на основании заключения Центра.

 

6. Реабилитационная работа

 

6.1. Реабилитационную работу с детьми-инвалидами и детьми, имеющими особенности психофизического развития, проводят педагогические и медицинские работники Центра с целью облегчения их состояния, восстановления нарушенных функций и коррекции личности ребенка.

6.2. При наличии соответствующей материально-технической базы, необходимой для устройства мастерских, творческих ателье, подсобных хозяйств (теплиц, оранжерей и др.), в Центре может осуществляться трудовая реабилитация детей с тяжелыми, множественными нарушениями развития с целью формирования трудовых навыков и умений и подготовки их к самостоятельной жизни.

 

7. Учебно-воспитательная работа

 

7.1. На базе Центра при наличии необходимой материально-технической базы, обеспечивающей условия дневного пребывания детей (питание, сон и др.), может организовываться учебно-воспитательная работа с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития.

 

7.2. Учебно-воспитательный процесс обеспечивает приобретение жизненно необходимых знаний, формирует социально-бытовую компетенцию, максимально исправляет недостатки, подготавливает к самостоятельной жизни в обществе на основе социальной и трудовой реабилитации.

 

7.3. Учебно-воспитательный процесс организуется по программам и учебному плану для детей с тяжелой формой умственной отсталости или по учебным планам для специальной школы-интерната (школы, класса) для детей с последствиями полиомиелита и церебрального паралича, программам специальной или общеобразовательной школы. Для детей, которые не могут усвоить данную программу, специалистами Центра разрабатываются индивидуальные программы и учебные планы обучения и развития. Индивидуальные планы и программы утверждает директор Центра.

 

7.4. В тех случаях, когда заключительный диагноз может быть установлен только в процессе учебно-воспитательной работы, в Центре могут организовываться диагностические классы для детей школьного возраста и диагностические группы для детей дошкольного возраста с наполняемостью до 12 детей. С целью осуществления психолого-педагогической диагностики, определения варианта обучения, индивидуальных форм и методов коррекционной работы специалистами Центра разрабатываются программы обучения, воспитания и развития для данной категории детей, которые утверждаются директором Центра. Обучение проводится в соответствии с учебным планом для диагностических классов. Срок пребывания в диагностическом классе (группе) - 1 год.

 

7.5. Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется в соответствии с действующими примерными положениями о специальных учебно-воспитательных учреждениях.

 

7.6. При условии максимального использования своих помещений в пределах выделенных финансовых средств учебно-воспитательная и коррекционно-реабилитационная работа с указанной категорией детей (кроме детей, обучающихся в диагностических классах или группах) может проводиться на базе учреждений образования общего типа.

 

8. Консультативная работа

 

Специалистами Центра осуществляется консультирование детей, их родителей, педагогических работников учреждений образования.

 

8.1. Консультативная помощь предоставляется родителям, имеющим детей с нарушениями психофизического развития, по вопросам обучения и воспитания ребенка (в том числе и на ранних этапах развития) в семье.

 

8.2. Консультирование педагогов проводится по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка.

 

8.3. Консультирование руководителей учреждений образования проводится по вопросам правильной организации учебно-воспитательного процесса и обеспечения адекватных условий обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

 

9. Методическая работа

 

9.1. Специалистами Центра осуществляется методическая работа с целью координации усилий специалистов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов и других педагогических и медицинских работников), работающих в системе образования; использования единой диагностической и научно-методической базы; применения стандартизированных технологий в решении проблем развития, обучения, воспитания и социальной адаптации детей.

 

9.2. Центры координируют работу структур, оказывающих коррекционно-реабилитационные услуги на всех этапах обучения и воспитания, в учреждениях образования.

 

9.3. Специалисты Центра:

- оказывают содействие педагогам и родителям в проектировании индивидуальных программ коррекции, моделировании процесса сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в образовательных учреждениях общего типа;

- пропагандируют дефектологические и психологические знания через средства массовой информации;

- могут принимать участие в экспертизе педагогических инноваций, апробации учебников, обучающих программ и текстовых методик;

- изучают и распространяют передовой опыт коррекционно-педагогической работы через участие в проведении семинаров, конференций, методических объединений.

 

10. Социально-психологическая работа

 

10.1. Социально-психологическая и педагогическая работа с семьей обеспечивает непрерывность коррекционно-реабилитационного воздействия на ребенка с особенностями психофизического развития и направлена на образование родителей по вопросам развития, воспитания и социализации их детей.

 

10.2. Социально-психологическая работа способствует гармонизации отношений ребенка с особенностями психофизического развития в семье, содействует профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений, помогает жизненному самоопределению детей.

 

10.3. Социально-психологическая работа содействует предотвращению и преодолению конфликтов между участниками образовательного процесса, оказывает положительное влияние на изменение внутришкольных отношений.

 

10.4. Основной формой организации социально-психологической работы являются:

индивидуальное и групповое консультирование детей;

семейное консультирование;

индивидуальные и групповые развивающие и психокоррекционные занятия с детьми;

деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, родителями, учащимися.

 

10.5. Организация и содержание социально-психологической работы определяется соответствующими действующими нормативными документами о работе педагогов-психологов и педагогов социальных.

 

11. Информационно-аналитическая работа

 

11.1. Информационно-аналитическая работа обеспечивает анализ и систематизацию статистических данных по детям с особенностями психофизического развития, информирует педагогов и родителей по актуальным проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии, прогнозирует потребность детей с особенностями психофизического развития в коррекционно-педагогической помощи.

 

11.2. Информационно-аналитическая работа решает следующие задачи:

создание действенного банка данных детей с особенностями психофизического развития;

перспективное планирование сети специальных учреждений, структур интегрированного обучения в системе общего образования;

постоянное наблюдение за динамикой развития ребенка с особенностями психофизического развития и анализ эффективности коррекционного воздействия в условиях специально организованного обучения и воспитания;

создание информационно-методического банка по вопросам дефектологии и психологии; отбор и применение новых адаптированных педагогических и психологических технологий, направленных на осуществление коррекционно-реабилитационной работы;

координация деятельности Центра с учреждениями образования, здравоохранения и социальной защиты.

 

12. Областные центры

 

Областные центры осуществляют работу по всем указанным направлениям, а также выполняют дополнительные функции:

- формируют областной банк данных детей с особенностями психофизического развития;

- проводят научно-методическую работу с руководителями районных (городских) методических объединений учителей-дефектологов, педагогов-психологов, директоров районных (городских) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

- планируют и вносят в местные исполнительные и распорядительные органы предложения по созданию рациональной сети районных, городских центров;

- координируют и осуществляют методическое руководство деятельностью районных, городских центров, решают спорные вопросы определения образовательного маршрута ребенка с особенностями психофизического развития;

- анализируют эффективность и качество деятельности районных, городских центров.

 

13. Кадры. Руководство Центром

 

Непосредственное руководство работой Центра осуществляет директор.

 

13.1. Работу по всем направлениям деятельности Центра могут организовывать и проводить следующие специалисты:

диагностическая и консультативная работа - врачи (психотерапевт, офтальмолог, отоларинголог, невропатолог), учителя-дефектологи (учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог), педагоги-психологи и др.;

коррекционная работа - учителя-дефектологи, педагоги-психологи, психотерапевт, медсестра по массажу и др.;

реабилитационная работа - медицинские сестры (медсестра физиопроцедурного кабинета, медсестра кабинета водолечения, медсестра кабинета теплолечения; медсестра функциональной диагностики, медсестра-диетолог и др.), врачи-специалисты (травматолог, ортопед, физиотерапевт, врач функциональной диагностики и др.), учителя-дефектологи, инструкторы по лечебной физкультуре (ЛФК), врач-реабилитолог и др.;

учебно-воспитательная работа - учителя всех специальностей, воспитатели, помощники воспитателя, музыкальные работники и другие педагогические работники;

социально-психологическая работа - педагоги-психологи, психотерапевт, педагог социальный, сексолог, нарколог и др.;

методическая работа - заместитель директора по учебно-воспитательной, методической работе, специалисты Центра;

информационно-аналитическая работа - инженер-программист, педагог социальный, библиотекарь и др.

Для проведения диагностической, консультативной, социально-психологической, коррекционно-педагогической и реабилитационной работы в Центр при необходимости могут приглашаться специалисты с почасовой оплатой труда (сексопатолог, отоларинголог, ортопед, фонопед, офтальмолог, юрист и др.).

 

14. Документация

 

14.1. В Центре ведется следующая документация:

годовой план;

журнал учета детей, которые прошли обследование в Центре;

журнал учета проведенных консультаций;

журнал учета проведенных занятий и посещаемости их детьми;

расписание занятий;

перспективные планы коррекционных занятий (индивидуальных, групповых);

книга приказов;

картотека оборудования и наглядных материалов или паспорта кабинетов;

статистическая отчетность установленной формы.

Директор Центра имеет право дополнить этот перечень другими

необходимыми для деятельности Центра документами.

 

15. Финансирование

 

15.1. Основное финансирование деятельности Центра проводится за счет средств бюджета и имеет следующие дополнительные источники: целевые вклады организаций, предприятий, физических лиц;

доходы, полученные от реализации продукции, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом и не противоречащей целям и задачам Центра.

 

15.2. Структура и штаты утверждаются директором Центра исходя из выбранного направления работы, контингента детей и условий для проведения учебно-воспитательного и коррекционно-реабилитационного процесса в пределах средств, выделенных на оплату труда.

 

15.3. Директор Центра ежегодно составляет смету расходов, которая утверждается соответствующими органами образования.

 

15.4. Оплата труда сотрудников устанавливается в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

 

15.4. Центр оснащается современной аппаратурой, оборудованием коррекционно-реабилитационного назначения, мягким и твердым инвентарем, учебно-методическими пособиями и т.п. (приложение 1).

 

16. Порядок реорганизации и ликвидации

 

16.1. Реорганизация и ликвидация Центра осуществляется по решению органов исполнительной власти или по решению суда.

 

Приложение 1

к Примерному положению

о центре коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации

31.08.1999 N 559

 

Примерный перечень оборудования для организации работы центра

коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

 

1. Компьютеры, принтеры (цветной и черно-белой печати), сканер, модем, факс-модем, программное обеспечение.

 

2. Видеотехника:

видеокамера;

видеодвойка (телевизор и видеомагнитофон);

 

3. Аудиотехника:

магнитофоны;

диктофоны;

СD-проигрыватель;

аудио-кассеты и СD-диски.

 

4. Диапроекторы.

 

5. Оборудование для массажного кабинета:

массажный стол;

валики;

массажеры.

 

6. Оборудование для зала ЛФК:

тренажеры для опорно-двигательного аппарата;

велотренажеры;

маты и коврики;

мячи массажные и игровые;

стационарные стенки, кольца, турники;

зеркальная стенка и хореографический станок;

переносное оборудование (обручи, кегли, клюшки, пластиковые палки, диски здоровья, степы и т.д.

 

7. Оборудование для игровой:

конструкторы (большой напольный, средние и малые);

круглые столики для групповой работы;

стимулирующий материал для тренинговых занятий (бумажный и кукольный театры, наборы " Семья", " Школа", " Детский сад", " Магазин" и т.п.).

 

8. Оборудование для медицинского кабинета (в соответствии с требованиями к оборудованию данного помещения):

аппаратура для физиопро






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.