Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув в трудах дореволюционных русских методистов 40-60-х годов






 

Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув в трудах дореволюционных русских методистов 40-60-х годов, оформилась лишь во второй половине ХХ века. Риторика в настоящее время – это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи.

В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики. Появились и рабочие программы по этому предмету.

Актуальность данной работы, таким образом, обусловлена реальной потребностью общества во внедрении риторики как учебного предмета в практику преподавания в средней школе.

Объектом исследования является содержание риторики как учебной дисциплины и школьного предмета.

В качестве предмета исследования рассматривается процесс преподавания риторики в школе.

Цель работы – на основе изучения теоретических работ по данной проблеме выявить специфику риторики как науки; дать анализ имеющихся рабочих программ и учебных пособий по предмету и разработать собственные методические рекомендации.

Исходя из цели, предмета и объекта исследования, мы ставим следующие задачи:

1) изучить и проанализировать теоретические основы преподавания риторики в школе;

2) проанализировать современные программы и учебники риторики в школе;

3) разработать методические рекомендации по данной теме: показать, как должна быть организована работа, составить рабочую программу, конспекты уроков.

Практическая значимость исследованиясостоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике школьного преподавания риторики.

Объем и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изучение риторики в школе основано на речемыслительной деятельности обучающихся, определяется конкретной, личностно-значимой для учащихся речевой ситуацией, побуждающей к совершению речевых действий. Коммуникативная направленность обучения риторике предполагает поиск таких форм работы на уроках, которые позволяли бы соединить теорию вопроса с практикой (использование в различных формах технологии сотрудничества).

2. В работе предложены методические рекомендации по преподаванию риторики в школе: рабочую программу, составленную по учебнику Т.А. Ладыженской «Школьная риторика» для 7 класса; конспекты уроков для 7 и 10-11 классов по темам: «Заголовок. Заголовок вокруг нас. Заголовок – сильная позиция. Заголовок-прогноз», «От души посоветовать», «Жесты вместе с мимикой», «Типология речевых жанров», «КВН по русскому языку», «Сказки и речевой этикет», «Жанр поздравления», «Жанр приглашения». Все представленные уроки имеют стандартную структуру. Но по своей сути уроки риторики не могут быть стандартными, т.к. в каждом из них участвуют все учащиеся, все реализуют свой творческий потенциал, и каждый урок открывает дорогу к новым интересным и крайне необходимым школьникам знаниям.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анисимова Т.В. Деловое общение: Речевой аспект. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института МВД России, 2000. – 176 с.

2. Анисимова Т.В., Гимпельсон, Е.Г. Современная деловая риторика. – М.: Изд-во: МПСИ, 2002. – 255 с.

3. Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. – М.: Высшая школа, 2003. – 397 с.

4. Аристотель. Риторика // Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. – М.: Изд. МГУ, 1978. – С. 19.

5. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М.: Наука, 1991. – 216 с.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика: учебник для вузов. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 573 с.

7. Волков А.А. Основы русской риторики. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 344 с.

8. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике: экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. – М.: Издат. центр «АЗ», 1995. – 207 с.

9. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. – 480 с.

10. Иванова С.Ф. Как начинать обучение риторике? // Русский язык в школе. – 1992. – № 1. – С. 25-28.

11. Киселева А.С. Обучение словесной вежливости на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1989. – № 3. – С. 27-31.

12. Кохтев Н.Н. Риторика. Программа для VII-IX классов гимназий и лицеев гуманитарного направления // Русский язык в школе. – 1993. – № 3. – С. 5-15.

13. Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб. пособие для учащихся 8-9-х кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1997. – 239 с.

14. Культура русской речи и эффективность общения: учебник для вузов / Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Наука, 1996. – 441 с.

15. Ладыженская Т.А. Новый комплекс «Детская риторика» // Начальная школа. – 1995. – № 5. – С.54-58.

16. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс. – М.: Баласс Ювента, 2006. – 68 с.

17. Львов М.Р. Риторика: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Академия, 1995. – 256 с.

18. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры: Учеб. пособие для вузов. – М.: Просвещение, 1994. – 191 с.

19. Милованова Н.Н. Интегрированный урок-игра «Сказка и речевой этикет» // Русский язык в школе. – 1995. – № 2. – С. 55-58.

20. Минеева С.А. Риторика диалога: теоретические основания и модели. – Пермь: ЗУУНЦ, 2007. – 223 c.

21. Михайличенко Н.А. Риторика: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев и шк. гуманит. профиля. – М.: Новая школа, 1994. – 95 с.

22. Михальская А.К. Основы риторики (От мысли к слову). Программа для 10-11 классов // Программы. Русский язык. Для классов гуманитарного профиля. М.: Просвещение, 1994. – С. 61-70.

23. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с.

24. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 281 с.

25. Общая риторика / Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж. - М. и др.; Общ. ред. и вступ. ст. Авеличева А.К. - М.: Прогресс, 1986. – 392 с.

26. Радченко В.Н. Изучение ораторского искусства в США. – М.: Знание, 1991. – 64 с.

27. Смелкова З.С. Азбука общения: книга для преподавателя риторики в школе. – Самара: Изд-во СИПКРО, 1994. – 203 с.

28. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – 252 с.

29. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура речи. – М.: Высшая школа, 1989. – 159 с.

30. Ханин М.И. Риторика для взрослых и детей: Как научиться красиво и правильно говорить. – СПб.: Корона-Принт; Лань, 1997. – 246 с.

31. Чудинов А.П. Умение убеждать: практическая риторика. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т рус. культуры при УрГУ, 1996. – 91 с.

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА СЛОВАРЕЙ И СПРАВОЧНИКОВ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.