Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценочные средства контроля сформированности компетенции






№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции Оценочные средства контроля сформированности компетенции
  ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся знать: - общие и специфические закономерности психического развития, особенности компенсаторного развития ребенка с ОВЗ; 1 3 - общие методические аспекты специальной психологии: цели, задачи, методологические основы, принципы, методы; уметь: - реализовывать личностно-ориентированный подход к развитию детей с ОВЗ с учетом их психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей; владеть: - методами анализа причин и механизмов формирования системных отклонений в развитии. Модуль 1 1. Выступление на семинаре. 2. Тезисы «Теоретическое и практическое значение специальной психологии», «Факторы, влияющие на изменение целей и задач специальной психологии на разных этапах развития общества». 3. Таблица «Содержание принципов специальной психологии и их реализация на практике». 4. Схемы: «Отрасли специальной психологии», «Межпредметные связи специальной психологии». 5. Таблица «Концептуальные методологические основы специальной психологии». 6. Конспект статьиЛ.С. Выготского «Основные проблемы дефектологии». 7. Участие в деловой игре«Этапы становления и развития специальной психологии: положительное и отрицательное». Модуль 2 1. Выступление на семинаре. 2. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии». 3. Участие в коллоквиуме. 4. Конспект «Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии». 5. Конспект параграфа учебника «Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии (различные значения понятия «норма»)»; «Сущность феномена нарушенного развития» (Основные подходы к пониманию проблемы «норма-патология»). 6. Определения «развитие», «отклоняющееся (нарушенное) развитие» (по В.М. Сорокину). 7. Тезисы «Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития». 8. Конспект «Фазы компенсации. Уровни компенсации». Модуль 3 1. Выступление на семинаре. 2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития». 3. Характеристика типов отклоняющегося развития. 4. Конспект параграфа учебника «Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии». 5. Характеристики проявления специфических закономерностей психического развития при различных вариантах дизонтогенеза: нарушениях речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержке психического развития. 6. Схема «Соотношение онтогенеза, микрогенеза и функционального генеза в условиях нарушенного развития». 7. Участие в дискуссии по теме модуля.
  ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ знать: - классификации нарушений развития, характеристику различных вариантов дизонтогенеза; общие и специфические закономерности развития лиц с ОВЗ на разных возрастных этапах; уметь: - анализировать структуру дефекта при различных нарушениях развития; владеть: - навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения. Модуль 2 1. Выступление на семинаре. 2. Схемы «Структура дефекта при различных вариантах дизонтогенеза». 3. Конспект «Фазы компенсации. Уровни компенсации». 4. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии». 5. Тезисы «Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития». 6. Участие в коллоквиуме. Модуль 3 1. Выступление на семинаре. 2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития». 3. Характеристика типов отклоняющегося развития. 4. Конспект параграфа учебника «Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии». 5. Характеристики проявления специфических закономерностей психического развития при различных вариантах дизонтогенеза: нарушениях речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержке психического развития. 6. Участие в дискуссии по теме модуля. Модуль 4 1. Выступление на семинаре. 2. Тезаурус «Категориальный аппарат специальной психологии». 3. Конспект параграфа учебника «Компенсация, коррекция, и реабилитация как категории специальной психологии». 4. Конспект параграфа учебника«Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация». 5. Определение понятия «интеграция», «интеграция в общество», «социализация», «социальная адаптация», «сегрегация». 6. Участие в деловой ролевой игре: пути и средства интеграции человека с нарушениями психического развития в общество (командное представление).
  ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития знать: - современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ; - специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ; уметь: - осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений; - определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития; владеть: - приемами адаптации диагностических методик и стимульного материала с учетом структуры нарушений. Модуль 2 1. Выступление на семинаре. 2. Тезисы «Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития». 3. Участие в деловой игре «Дискуссия между сторонниками различных подходов к пониманию нормы и патологии». 4. Участие в коллоквиуме. Модуль 3 1. Выступление на семинаре. 2. Деловая игра «Передача знаний»; контрольная работа: тема «Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития». 3. Характеристики проявления специфических закономерностей психического развития при различных вариантах дизонтогенеза: нарушениях речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержке психического развития. 4. Характеристика типов отклоняющегося развития. 5. Участие в дискуссии по теме модуля. Модуль 4 1. Выступление на семинаре. 2. Практическое задание: таблица «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии».

Вопросы к экзамену

1. Специальная психология как наука: определение понятия, объект, предмет.

2. Специфика психологического обследования детей с отклонениями в развитии.

3. Цель и задачи специальной психологии. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.

4. Тотальное недоразвитие: характеристика.

5. Характеристика отраслей специальной психологии.

6. Интеграция человека с нарушениями психического развития в общество.

7. Связь специальной психологии с другими науками.

8. Проявление общих и специфических закономерностей психического развития при интеллектуальных нарушениях.

9. Характеристика общеметодологических (объяснительных) принципов специальной психологии. Своеобразие использования общеметодологических принципов в специальной психологии.

10. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика метода беседы.

11. Характеристика конкретно-методических принципов специальной психологии.

12. Дефицитарное развитие: характеристика.

13. Характеристика конкретно-методологических принципов специальной психологии.

14. Дисгармоническое развитие. Характеристика.

15. Предпосылки зарождения специальной психологии.

16. Общие закономерности аномального развития.

17. Формирование первых научных представлений о природе отклонений в психическом развитии.

18. Характеристика понятий «коррекция», «компенсация», «декомпенсация», «реабилитация», «абилитация».

19. Развитие специальной психологии в начале ХХ века.

20. Характеристика общих закономерностей психического развития в норме и патологии.

21. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики (60-е гг. XX сто­летия).

22. Проявление общих и специфических закономерностей психического развития при сенсорных нарушениях.

23. Социокультурная обусловленность целей, задач, технологий, терминологии специальной психологии.

24. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика метода анализа продуктов деятельности.

25. Роль Л.С. Выготского в развитии специальной психологии, в изучении особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии.

26. Поврежденное развитие: характеристика.

27. Характеристика условий нормального психического развития.

28. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика и специфика применения метода наблюдения.

29. Роль медико-биологических факторов в психическом развитии.

30. Проявление общих и специфических закономерностей психического развития при физических нарушениях.

31. Роль социально-психологических факторов в психическом развитии.

32. Виды психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского.

33. Характеристика понятий «норма» и «патология» в современной науке о человеке: основные подходы, практическое значение выделения различных понятий «норма развития».

34. Структура деятельности человека. Роль деятельности в психическом развитии ребенка.

35. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза.

36. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика метода организации и проведения экспериментального исследования в специальной психологии.

37. Положения Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте. Структура дефекта, взаимосвязи между первичным дефектом и вторичными отклонениями.

38. Методы психологического изучения отклоняющегося развития. Характеристика анамнестического метода.

39. Методологические основы специальной психологии.

40. Механизмы формирования вторичных отклонений.

41. Понятие компенсации. Фазы и уровни компенсации.

42. Искаженное развитие: характеристика.

43. Категориальный аппарат специальной психологии. Общепсихологические и специально-психологические понятия.

44. Задержанное развитие: характеристика.

45. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Значение теории П.Я. Гальперина как средства анализа познавательной деятельности.

46. Общие закономерности аномального развития.

47. Учение А.Р. Лурия о системной организации высших корковых функций как основа нейропсихологического подхода к анализу нарушений развития.

48. Категории «развитие» и «отклоняющееся развитие» в специальной психологии. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.