Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю






Федеральным законом от 25 октября 2007 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации ¨ О защите прав потребителей¨ и часть вторую гражданского кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми действующая редакция Закона о защите прав потребителей была дополнена новой ст. 23¹ «Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю».[54]

Появление данной статьи в действующей редакции рассматриваемого Закона во многом связано с наличием многочисленных нарушений прав потребителей при покупке предварительно оплаченного товара. Это предопределило появление соответствующих изменений в Законе о защите прав потребителей. Новыми нормами определено существо правоотношений при покупке предварительно оплаченного товара; эти нормы направлены на предупреждение подобных нарушений.

Проиллюстрируем содержание текста новой ст. 23¹ Закона о защите прав потребителей примером.

Пример 9. Гражданка Петрова 22 октября 2007г. приобрела в магазине «Техника» холодильник «Стинол», стоимость которого составила 20 000 руб. При оформлении документов в день покупки Петрова предварительно оплатила приобретенную ею технику. Так же при оформлении документов при покупке товара был определен срок передачи оплаченного товара. В cсоответствии с этим сроком администрация магазина «Техника» должна была передать покупателю Петровой предварительно оплаченный ею товар до 27 октября 2007 г., т.е. организовать в течение пяти дней со дня покупки товара за свой счет установленный срок. Однако в оговоренный срок предварительно оплаченный Петровой товар передан ей не был. Более того, при обращении к администрации магазина 29 октября 2007 г. с вопросом о причинах не передачи (не поставки) предварительно оплаченного холодильника нужной модели на складе в настоящее время нет (той модели, которая оговаривалась при покупке товара), а потому организовать поставку в назначенный срок не представляется возможным. Извинившись за произошедший сбой в передачи товара, администрация магазина убедительно попросила покупателя Петрову подождать еще десять дней, на что Петровой в связи с безвыходностью сложившейся ситуации пришлось согласиться. Но по прошествии десяти дней ситуация не изменилась – предварительно оплаченная техника не была передана.

В этой ситуации гражданке Петровой необходимо руководствоваться статьей 23¹ Закона о защите прав потребителей.

Во первых, согласно п. 1 указанной статьи Закона договор купли – продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. Данное положение Закона представляется наиболее важным, поскольку от содержания в договоре купли- продажи условия о сроке передачи товара потребителю зависит выбор тактики защиты потребителем своих нарушенных прав.

В примере 9 это требование Закона было соблюдено: при оформлении покупателем Ивановой документов на покупаемый товар был определен срок передачи оплаченного товара, в соответствии с которым администрация магазина «Техника» должна была передать товар в срок до 27 октября 2007 г.[55]

Пунктом 2 ст. 23¹ Закона о защите прав потребителей установлено: если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

1) передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

2) возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.[56]

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинивших ему в следствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара, то с точки зрения Закона о защите прав потребителей, данные требования были бы в полнее правомерными.

Особое внимание хотелось бы уделить второму положению п. 2 ст. 23¹ Закона о защите прав потребителей, касающемуся полного возмещения убытков в связи с нарушением продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю.

Допустим, покупатель Петрова приобрела холодильник в качестве подарка на свадьбу дочери или на юбилей супруга, т.е. покупка (поставка предварительно оплаченного товара) была приурочена к празднованию очень важной для покупателя даты. Однако в связи с тем что купленный товар не был поставлен в срок, покупателю Петровой пришлось презентовать иной подарок, на который была потрачена другая значительная сумма денег.

Или, предположим, покупатель Петрова приобрела холодильник из- за поломки старого холодильника, т.е. покупка (поставка предварительно оплаченного товара) была связана с быстрым приобретением предмета первой необходимости. Но поскольку купленный товар не был поставлен во время, хранить продукты питания было негде (а хранить их без холодильника не представлялось возможным, так как она предназначались для грудных детей), покупателю Петровой пришлось приобрести в другом магазине за меньшую сумму холодильник меньших габаритов, который был доставлен ей в день покупки.

Таким образом, в обоих случаях покупатель понес определенные убытки, причиненные ему вследствие нарушения установленного договором купли – продажи срока передачи предварительно оплаченного товара. Именно возникновение подобных ситуаций обусловило закрепление на законодательном уровне положения о полном возмещении убытков, причиненных покупателю вследствие нарушения установленного договором купли- продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

В п. 4 ст. 23¹ Закона о защите прав потребителей отражено императивное положение (положение, не допускающее права выбора, а устанавливающее единственно возможный вариант поведения участников правоотношений), согласно которому требование потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и полном возмещении убытков подлежит удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

Следовательно, требования покупателя Петровой о возврате уплаченной за товар суммы и полном возмещении убытков, если бы они были предъявлены, подлежали бы обязательному удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

В п. 5 ст. 23¹ Закона о защите прав потребителей оговорены случаи, в которых требования потребителя, установленные п. 2 ст. 23¹, не подлежит удовлетворению, а именно случаи, когда продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло в следствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.

Понятие обстоятельств непреодолимой силы было дано в подразделе 1.5 «Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)».

Что касается вины потребителя в случае нарушения сроков передачи ему предварительно оплаченного товара, то таковыми могут быть случаи отсутствия (однократного или многократного) потребителя в оговоренное сторонами время и установленном месте, где должен быт передан предварительно оплаченный товар.

Кроме того, п. 3 ст. 23¹ Закона о защите прав потребителей установлено следующее: в случае нарушения установленного договором купли- продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 0, 5 % суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пеня) взыскивается со дня, когда по договору купли- продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Значит, в соответствии с указанными положениями Закона о защите прав потребителей покупатель Петрова имеет право требовать от продавца (магазина «Техника») уплаты неустойки в размере 0, 5% суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки срока передачи предварительно оплаченного товара. Так, срок передачи предварительно оплаченного товара в данном случае истек 27 октября 2007 г., новый срок передачи был продлен на 2 дня (29 октября 2007 г.), после назначения нового срока прошло еще 10 дней. Следовательно, в итоге задержка срока предварительно оплаченного товара составила 12 дней со дня, когда по договору купли- продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена.

Теперь проведем расчет неустойки исходя из суммы предварительной оплаты товара, которая составляет 20 000 руб. Размер неустойки за каждый день просрочки равен 0, 5% суммы предварительной оплаты товара, следовательно, 0, 5% от рассматриваемой нами суммы составляет 100 руб. Задержка срока передачи предварительно оплаченного товара составила 12 дней, значит, 100 руб. умножаем на 12 дней, поскольку неустойка (пеня) взыскивается со дня, когда по договору купли- продажи передача товара потребителю (или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы). В итоге совокупный размер неустойки, который должен будет заплатить покупателю Петровой «провинившийся» продавец (магазин «Техника»), если не докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло в следствие обстоятельств не преодолимой силы или по вине потребителя, равен 1200 руб.[57]

В заключение отмечу, что положения ст.23¹ Закона о защите прав потребителей, прокомментированные при рассмотрении примера 3, применяются и в иных случаях, в которых продавец нарушает сроки передачи предварительно оплаченного товара потребителю. Это касается также предварительной оплаты товара под заказ и выявления потребителем в день покупки неприемлемых свойств предварительно оплаченного им товара (отсутствие какой- либо важной функции товара, которая предположительно должна была существовать), когда продавец предлагает подождать поступления нужного потребителю, но отсутствующего в настоящее время товара.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.