Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 28. Терапия ТА






Терапия — это процесс, направленный на то, чтобы помочь людям достичь изменения личности. В этой главе мы рассмотрим природу и терапевтические техники ТА на практике.

Самотерапия. Если вы прочитали эту книгу и проделали упражнения, то уже во многом осуществили самотерапию. Вы проанализировали паттерны собственного поведения, мыслей и чувств. Для их понимания обучились многим способам анализа, которые предлагает теория ТА. Вы также узнали о стратегиях Ребенка, которые сейчас не являются для вас, как взрослых людей, эффективными. Поэтому вы опробовали новые, более эффективные, стратегии поведения.

Некоторые авторы уделяют особое внимание развитию методов, с помощью которых ТА можно использовать в самотерапии. Особо отметим одного из них — Мириел Джеймс, которая была награждена Памятной научной наградой Эрика Берна за работу, связанную с самостоятельной заменой человеком устаревшей Родительской програм­мы на новую, более адаптивную. С помощью этой системы человек может создать «нового Родителя», заменив негативные и репрессивные послания родителей на новые позитивные. Система включает в себя ряд техник и методик, таких, как: опросник, заключение контракта, фантазирование и визуализация, выработка установки на изменение поведения.

Любая терапия в какой-то степени является самотерапией. В ТА считают, что каждый человек несет ответственность за свое поведение, мысли и чувства. Поскольку никто не может заставить вас чувствовать определенным образом, никто также не может заставить вас и измениться. Единственный человек, который может изменить вас, — это вы сами.

Зачем нужна терапия? Если люди несут ответственность за свое изменение, какой смысл в том, чтобы работать стерапевтом?

Ответить на этот вопрос можно, использовав термины игнориро­вание и мировосприятие. Мы все в какой-то степени не замечаем некоторые аспекты реальности, которые могут угрожать тон картинке мира, которую мы нарисовали в детстве. Каждый раз, когда я вхожу во взрослой жизни в сценарий, то начинаю что-либо игнорировать, чтобы защитить свое мировосприятие. Если я должен решить какие-то проблемы или если хочу измениться, то мне необходимо осознать те аспекты реальности, которые я до сих пор игнорировал.

Однако в этом-то и заключается вся загвоздка. Сам факт игнориро­вания отдельных аспектов реальности говорит о том, что они являются для меня «белыми пятнами». Возможно, я смогу самостоятельно обнару­жить и откорректировать свои игнорирования с помощью Взрослого, и в этом мне могут помочь эффективные методы анализа теории ТА.

Тем не менее в моем мировосприятии есть отдельные аспекты, которые я в своем Ребенке воспринимаю как особенно важные для моего существования, и их-то я и буду защищать с удвоенной силой. Делать это я буду неосознанно, сохраняя и защищая мироощущение своего Ребенка от любого восприятия реальности, которое противоречит важным для меня игнорированиям. Для того чтобы все-таки изменить себя, мне и необходим другой человек, мировосприятие которого отличается от моего. Друзья и члены семьи вряд ли являются наилучшими помощниками в этом деле, так как все члены семьи обычно придерживаются одних и тех же игнорирований, так же, как и друзья. Поэтому одна из целей работы с терапевтом или участия в терапев­тической группе заключается в том, чтобы предоставить мне новый источник обратной связи, не находящийся под влиянием моих «белых пятен».

Если я начинаю использовать ату обратную связь и изменяю свое мировосприятие, то я буду испытывать страх в Ребенке. Для того чтобы пройти процесс изменения, мне потребуется поддержка и защита. Поглаживания и поддержка со стороны других людей, будут способст­вовать моему изменению. Все эти преимущества я и получаю, работая с терапевтом или в терапевтической группе.

Польза от терапии. В ТА говорят: «Для того чтобы лучше себя чувствовать, не нужно обязательно болеть». Чтобы терапия принесла вам пользу, не обязательно быть немощным и больным. В общем-то у вас не обязательно должны быть проблемы. Вы можете быть вполне самодостаточным и цельным человеком и пройти терапию просто для того, чтобы получать от жизни еще больше. Никто не может быть на сто процентов свободным от сценария независимо от того, повезло ему с родителями или нет. Многие из нас, входя в сценарий в некоторых случаях жизни, сами создают себе проблемы. Разрешить эти сценарные вопросы и призвана терапия.

Кроме сказанного, терапия ТА может быть также рекомендована всем, кто испытывает личные проблемы, начиная от взаимоотношений на работе и кончая серьезными психическими нарушениями. Лечение более сложных психических заболеваний требует соответствующих условий и психиатрической помощи.

Характерные черты терапия ТА. Если вы решили участвовать в терапии ТА, прежде всего необходимо найти квалифицированного терапевта и заключить контракт на участие в нескольких сеансах, которые могут проходить в форме индивидуальных консультаций или групповых занятии. ТА был создан Берном как метод групповой терапии, и до сих пор большинство терапевтов ТА предпочитают именно групповое лечение.

В предыдущих главах вы уже познакомились с основными чертами терапии ТА, которые мы еще раз приводим ниже.

Практика терапии ТА базируется на последовательном теоретическом подходе, изложенном в этой книге, базой которого являются модель эго-состояний и концепция сценария жизни. Личное изменение рассматривается с точки зрения модели решений. В IV части вы познакомились с тем, как мы в детстве решаем, какие у нас должны быть сценарные паттерны поведения, мыслей и чувств. В основе всей терапии ТА лежит убеждение в том, что эти ранние решения могут быть изменены.

В главе 26 вы узнали, что лечение в ТА основано на контрактном методе, при котором клиент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Эти цели направлены на обеспечение выхода из сценария и достижение автономии, которая была описана в главе 27.

Взаимоотношения в терапии ТА базируются на посылке о том, что все люди ОК, при этом клиент и терапевт рассматриваются как равные и стоящие на одном уровне. В терапии ТА соблюдают принцип открытой коммуникации, который заключается в том, что терапевт и клиент говорят на простом языке и используют обычные слова. Кроме того, клиенту рекомендуют читать книги по ТА или пройти вводный курс. Если терапевт делает какие-то записи в процессе работы, то они всегда открыты для клиента. Благодаря всем этим подходам последний хорошо осведомлен обо всем происходящим и принимает активное участие в процессе терапии.

Главной целью терапии ТА является ее ориентировка на изменение личности. Понимание проблем личности не рассматривается как конечная цель. Напротив, осознание их представляет собой инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения на изменение, а затем активного процесса по его реализации. При таком подходе практики ТА никогда не считали, что терапия должна быть длительной. Для изменения личности клиента не обязательно нужно работать в течение многих месяцев и лет. Эту мысль Берн особенно подчеркивал в своем знаменитом совете клиентам: «Сначала почувст­вуйте себя лучше, а уж потом посмотрим, хотите ли вы по-прежнему измениться или нет». В то же время кратковременная терапия не является единственным подходом в ТА. Для решения целого ряда проблем клиент и терапевт могут иногда работать в течение длительного времени, что также возможно в рамках теории ТА.

Три школы ТА. В современном ТА существуют три школы, каждая из которых имеет свою теоретическую модель и набор терапевтических техник. Лишь немногие терапевты ТА принадлежат в настоящее время только к какой-то одной из этих трех школ. В целом, для того чтобы сдать экзамены и получить профессиональную аккредитацию, терапевт должен продемонстрировать понимание и владение техниками всех трех школ. В последующих параграфах мы отметим главные особенности этих трех школ.

Классическая школа называется так потому, что ближе всего придерживается подхода, который был разработан в первые годы существования ТА Э. Берном и его коллегами. Терапевты этого направления используют широкий диапазон аналитических моделей с целью усилить понимание Взрослого и в то же время возбудить интерес Ребенка. Об этих техниках вы узнали в предыдущих главах нашей книги: Драматический треугольник, эгограммы, профиль поглаживания, выбор и так далее.

Таким образом, в классическом подходе первый шаг клиента состоит в том, чтобы развить свою способность понимать, как он создает себе проблемы. Затем он заключает контракт на изменение своего поведения для избавления от старых сценарных паттернов и достижения автономии. Считается, что при изменении клиентом своего поведения он также начинает и чувствовать по-другому, хотя изменение его чувств не является главной задачей классической школы.

Особое внимание в классической школе уделяется групповому лечению, а групповой процесс рассматривается как главный метод. При этом предполагается, что при взаимодействии клиента с членами группы проигрывается та проблема, с которой клиент пришел в терапию, связанная, в свою очередь, с проигрыванием неразрешенных в детстве ситуаций. Роль терапевта заключается в том, что он способствует развитию группового процесса, а затем знакомит членов группы с приемами, которые помогают им осознать свои игры, рэкет и сценарные паттерны, проявляемые ими во время взаимодействия с другими членами группы и терапевтом.

С точки зрения классической школы, одна из важных задач для терапевта — дать клиенту новые Родительские послания. Пэт Кроссман предложила, «три пи» (три английских слова, начинающиеся на букву «пи»): разрешение, защиту и силу (власть), выполнение которых должен обеспечить терапевт для достижения эффективного результата.

Давая разрешение, терапевт тем самым дает клиенту послания, которые активно противоречат приказаниям или негативным контр-приказаниям сценария. Эти послания могут передаваться вербально, например: «Не работай так много!». Терапевт может также формулиро­вать и другие послания. Если клиент принимает разрешение терапевта, то в Ребенке он должен воспринимать терапевта как Родителя и как более могущественного и обладающего большей силой (властью), чем реальный родитель, от которого изначально и исходят негативные послания. Клиент также должен видеть, что терапевт способен обеспечить защиту от любых разрушительных последствий, которые, как он опасается, могут произойти из-за неподчинения негативным приказаниям родителя.

Школа повторного принятия решения. Боб и Мари Гулдинг выдвинули новый терапевтический метод, который сочетает в себе теорию ТА и технику гештальт-терапии, разработанную Фредериком (Фрицом) Перлсом. Гулдинги отмечают, что ранние решения прини­маются скорее под действием чувств, нежели мышления. Следовательно, для того чтобы выйти из сценария, человек должен повторно заключить контракт на чувства Ребенка, которые он испытывал во время принятия раннего решения, выразить эти чувства и изменить старое решение, приняв новое. Достичь этого можно с помощью фантазии или работы над сновидениями, или благодаря работе над ранней сценой сценария, в которой клиент вспоминает раннее травматическое событие и вновь проживает его.

Вслед за Перлсом Боб и Мэри Гулдинг считают, что если клиент озабочен какой-то проблемой, то это свидетельствует о том, что его личность с равной силой действует в противоположных направлениях. В результате человек тратит огромное количество энергии, но так ни к чему и не приходит. Такая ситуация называется тупиком. Гулдинги внесли свой вклад в теорию Перлса, они стали рассматривать тупик как борьбу между двумя различными эго-состояниями. В терапии разрешение или выход из тупика достигается с помощью гештальт-техники, известной как «работа с двумя стульями». В этом случае клиент представляет себе, что на стульях сидят две различные его части, борящиеся друг с другом. Он по очереди «становится» каждой из них, вступая в диалог для разрешения конфликта. При этом довольно часто в процессе работы на поверхность выходят подавленные чувства его Ребенка.

Терапевты, работающие в технике повторного принятия решения, чаще других практиков ТА делают акцент на личной ответственности. В этом плане терапевтический контракт рассматривается не как двухстороннее соглашение между клиентом и терапевтом, а как приверженность клиента самому себе. При этом терапевт выступает в роли наблюдателя и не «дает клиенту разрешения». Клиент сам «разрешает» себе чувствовать и вести себя по-новому. Аналогичным образом сила скорее рассматривается как качество, уже присущее клиенту, а не условие, обеспечивающееся терапевтом.

Терапевты этой школы часто работают с группами, но не фокуси­руют внимание на групповом процессе. Терапия в этом случае проходит один на один, а остальные члены группы являются свидетелями и дают позитивные поглаживания, которые усиливают процесс изменения.

Несмотря на то, что выражение чувств является самым главным, терапевты этой школы также считают, что клиенту необходимо пони­мать, что происходит. За работой над чувствами сразу же следует анализ Взрослого. Для клиента также важно заключение контракта на измене­ние своего поведения и укрепление своих новых решений.

Школа Катексиса. В части V мы познакомили вас с важным вкладом в теорию ТА, который был сделан школой Катексиса. В самом начале Шиффы создали свой Институт Катексиса как центр для лечения психических больных, используя метод, который они назвали воссоз­данием родителя или перевоспитанием. Суть его заключается в том, что сумасшествие является результатом действия разрушительных и непоследовательных посланий Родителя. Клиента приглашают вернуться в свое младенчество, при этом он подавляет эго-состояние «сумас­шедшего Родителя», лишая его всей энергии. Затем ему дается шанс изменить свое воспитание, в этом случае терапевт выступает в роли позитивного и последовательного Родителя. К счастью, на этот раз процесс воспитания и роста протекает гораздо быстрее, чем в жизни. Тем не менее, перевоспитание означает, что вполне повзрослевший «младенец» будет в течение некоторого времени в большой степени зависеть от своей новой «матери» и «отца». Таким образом, при подобном подходе терапевт должен обеспечить безопасность лечения и организовать психиатрическую поддержку. В начале школы Катексиса Шиффы официально усыновили своих «детей», некоторые из которых являются известными теоретиками, терапевтами и учителями в современном ТА.

Метод Шиффов оказался также эффективным и в терапии с психически здоровыми клиентами. При занятиях с ними особое внимание уделяется постоянной работе с искажениями и игнорированиями. Вместо того чтобы быть пассивными, людей призывают думать и действовать для разрешения своих проблем. Интенсивная терапия в процессе перевоспитания не подходит для работы со здоровыми клиентами, однако терапевт этой школы может заключить со своим клиентом контракт на «воспитание». В этом случае он указывает в контракте, что клиент всегда может с ним встретиться и он будет выступать в роли «замещаю­щего родителя», предоставляя клиенту новые позитивные определения вместо ограничивающих посланий, которые могут исходить от реальных родителей.

Когда терапия Шиффов проводится в группе, то группа должна представлять собой реактивное (отзывчивое) окружение. Это означает, что все ее члены, включая терапевта, живо реагируют на действия друг друга. Если вы делаете что-то, что мне не нравится, то я должен прямо сказать вам об этом. Если кто-то в группе ведет себя пассивно или игнорирует что-то, остальные должны бороться с этим и призывать к активному решению проблемы. В данном случае борьба не означает Преследование, а включает в себя прямое требование к другому человеку, основанное на позиции Я+Ты+. Человек, вступающий в борьбу, искренне заботится о себе и своем партнере. Для лучшего понимания этого процесса Шэа Шифф использует фразу «заботливая конфронтация».

За пределами трех школ. Некоторые важные достижения современного ТА получены за пределами трех школ. Примерами могут служить Система Рэкета Эрскина и Зальцман и концепция минисценария Кейлера. Каждая из этих теоретических моделей имеет свой четко определенный терапевтический подход.

Одной из важных позитивных черт ТА является его способность включать идеи и техники других направлений в терапии, которые доказали свою готовность соперничать с теоретическими основами ТА. В результате этого современный терапевт ТА обладает большим и гибким набором различных техник, которые можно использовать в зависимости от потребностей клиента. Большинство практиков ТА прошли также подготовку в других областях и привнесли накопленный опыт в терапию ТА. Мы упоминали об этом, говоря о комбинации ТА-гештальт. Терапевты ТА также используют концепции и техники, взятые из психоанализа, биоэнергетики, нейро-лингвистического программирования, теории систем и многих других областей в зависи­мости от образования и интересов терапевта. Однако модель эго-состояний и теория жизненного сценария всегда лежат в основе организа­ционных принципов, которыми руководствуются в ТА при использо­вании этих разнообразных техник и методик.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.