Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановка звука [р] в два этапа






На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным на­пором воздуха.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда ши­пящие звуки у ребенка не нарушены.

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приво­дят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают ме­ханическое колебание языка. Вместо зонда можно успешно ис­пользовать чистый палец самого ребенка, медицинский шпа­тель, черенок чайной ложки.

Аналогично можно получить вибрацию с механической по­мощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движени­ями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр...».

Иногда при недостаточно пластичном языке длительное вре­мя звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в ком­плексе: «др» или «тр». В данном случае необходимо начать ра­боту над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинаю­щихся с сочетаний «тр», «др» {трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр».

В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный (неясный) гласный звук: «дыр-


pa», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п.

В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомен­дуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р] дол­жна быть начата, как только достигнуто приблизительное, не­полноценное звучание звука [р] (с механической помощью, од-ноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]).

Звук [р ' ] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произ­ношением только твердого [р], то одновременно с его закреп­лением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомен­дуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р']. В этих случаях сле­дует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев ока­зывается необходимым провести дифференциацию между зву­ками [р] и [р'].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.