Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности ротацизма и параротацизма






1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или
вместо него появляется призвук гласного. В данном случае об­
наруживается полное отсутствие нужных артикуляционных
движений.

2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в
виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти­
куляции — велярный [р] (от velum — мягкое нёбо), при кото­
ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко­
го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха­
емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг­
кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме­
шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное
звучание. При втором типе — увулярном [р] (от uvula — язы­
чок) — вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате
слышится отчетливый рокот.

3. Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерс­
кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй
вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью об­
разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­
лийского «w».

4. При боковом произношении [р] вибрация присутствует,
но место ее передвигается. В основе бокового произношения
обычно лежат причины органического характера: парезы язы­
ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко­
торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра­
вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы
мешают формированию эластичности кончика языка и подня­
тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен­
сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле­
дующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву­
чание [рл];

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­
ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре­
зультат — «щечный» звук [р];

'Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. — С. 105-110.


в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает
звук [п];

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых
краев с нёбом происходит или правее, или левее средней ли­
нии — звучание [р] несколько смягченное.

5. Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английс­
кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­
вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­
ха из глотки в нос.

6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­
зываемым одноударным [р], при котором передний край язы­
ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­
ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео­
лярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий
звук не удаются.

7. Возможно и глухое произношение звука [р]. При одно-
ударном и глухом произношении звука [р] артикуляция ока­
зывается наиболее близкой к норме.

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] Þ [j], [р] Þ [в], [р] Þ [г] — изменя­ется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и спо­соб произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р'].

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.

Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции зву­ка [р] необходимы подготовительные упражнения, которые по­зволяют получить правильное положение органов артикуля­ции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не ис­пытанные им вибрационные движения языка, с одной сторо-


 




ны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнитель­ные упражнения (приемы).

1. Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих
губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом
(акустически — тип кучерского «тпррр...»). В случаях затруд­
нений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают
вверх — вниз, задевая губы — получается нужная вибрация губ.

2. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.*

Приемы постановки звука [р]

В легких случаях возможна постановка звука по подража­нию.

Первый вариант заключается в том, что язык всей своей мас­сой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхает­ся воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувает­ся на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удает­ся получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочета­ние, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».

Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повто­ряющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.

Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром тем­пе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних рез­цов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик язы­ка, и в этот момент возникает вибрация.

Иногда вибрация возникает в результате выполнения уп­ражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зу­бами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением пос-

" Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 106.


леднего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя долж­на быть сильной. После многократных повторений можно по­лучить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».

Однако эти приемы не всегда приводят к успеху. При зад­неязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) ар­тикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух ви­дов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае дости­жения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.