Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы разработки и внедрения СМК в органах исполнительной власти






(на примере г. Новороссийск)

Этап 1 «Обучение руководителей высшего звена основным принципам системы менеджмента качества (обеспечение приверженности руководства СМК)».

Как правило, принятие решения о разработке и внедрении СМК принимает глава муниципального образования, но большинство муниципальных служащих не имеют представления о международной системе стандартизации и сертификации, следовательно, первым шагом обязательно проводить обучение. Общий обзорный семинар необходимо провести для всех сотрудников, а специализированное обучение проходят лишь ПРК и группа внутренних аудиторов.

Этап 2 «Выбор представителя руководства по качеству из числа руководителей высшего звена (обладающего правом принятия решений и авторитетом)».

Представитель руководства должен обладать достаточным уровнем власти для принятия самостоятельных управленческих решений. Заместитель главы муниципального образования, управляющий делами или отдельная структурная единица, занимающаяся стратегическим развитием администрации и в том числе качеством. Высшее руководство администрации обеспечивает принятие своих обязательств по разработке и внедрению СМК, а также непрерывному улучшению ее результативности посредством:

­ информирования всех муниципальных служащих администрации о важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и правовых требований к МУ и деятельности администрации;

­ определения Политики и установления Целей и задач в области качества;

­ проведения анализа СМК со стороны руководства (СТ СМК 08-2008);

Высшее руководство контролирует и оценивает результативность функционирования системы менеджмента качества, рассматривает мероприятия по ее совершенствованию, контролирует их выполнение, проводит корректирующие и предупреждающие действия, обеспечивает непрерывное совершенствование системы менеджмента качества.

Этап 3 «Обучение по 3 направлениям: Представитель руководства по качеству; Разработка и внедрение СМК; Внутренний аудит СМК».

Обучение проходят в консалтинговых центрах, имеющих соответствующие лицензии и право на обучение.

После обучения ПРК Администрация разрабатывает руководство по качеству, которое содержит:

1) область применения Системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование исключений;

2) ссылки на документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества;

3) описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества внутри администрации.

4 Этап «Самостоятельная разработка обязательных документированных процедур и основных организационных документов (Руководство по качеству, стандарты, инструкции, положения). Внедрение их в рабочий процесс (система планирования, отчетности)».

На данном этапе можно использовать услуги консалтинговых фирм по разработке СМК, но практика показывает, что после прохождения обучения и если нет временных ограничений, то муниципальные служащие могут самостоятельно разработать и апробировать необходимые документационные процедуры. На данном этапе разработки и внедрения системы менеджмента качества эффективность достигается за счет оптимизации организационных документов, уточняются функции и полномочия подразделений администрации, может быть проведена оптимизация организационной структуры управления администрации муниципального образования, уточнены и структурированы должностные обязанности муниципальных служащих и каналы взаимодействия между структурными подразделениями.

В администрации в рамках внедрения системы менеджмента качества разработана документация, которая включает:

1) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;

2) руководство по качеству;

3) документированные процедуры, требуемые международным стандартом;

4) документы, необходимые администрации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;

5) записи, требуемые международным стандартом.

Разработанная и применяемая документация обеспечивает единое понимание Политики и Целей администрации в области качества, содержит область применения, описание процедур по обеспечению, улучшению системы менеджмента качества, устанавливает порядок взаимодействия должностных лиц в работе, критерии оценки процессов и распределение ответственности исполнителей.

Процессы управления документацией системы менеджмента качества предусматривают обеспечение доступа заинтересованных лиц к документации, при этом порядок доступа соответствует требованиям законодательства о защите служебной тайны.

Документы системы менеджмента качества администрации управляются. Для определения необходимых средств управления разработаны следующие документированные процедуры (стандарты):

- внутренняя нормативная документация (СТ СМК 03-2008);

- организационная документация (СТ СМК 05-2008);

- внешняя нормативная и информационно-справочная документация (СТ СМК 02 -2008);

- документы общего делопроизводства (СТ СМК 04-2008);

- ведение архива (СТ СМК 06-2008).

Документация СМК разработана и совершенствуется исходя из политики и целей администрации в области качества, специфики деятельности, структуры администрации, сложности и взаимодействия административных, производственных и ресурсных процессов, действующих в организации, уровня подготовки и компетенции муниципальных служащих. Документация СМК администрации ведется преимущественно на бумажном носителе и отчасти – в электронном виде.

5 этап «Самостоятельная разработка программы внутренних аудитов СМК, проведение внутренних аудитов СМК и разработка корректирующих и предупреждающих действий (принятие управленческих решений обеспечивающих дальнейшее внедрение СМК)».

На данном этапе разработки и внедрения СМК в органах исполнительной власти эффективность заключается в том, что при самостоятельной разработке всех документированных процедур, а также длительный период апробации нововведений приводит к тому, что внутренний аудит не выявит серьезных (критических) несоответствий, кроме того, аудит не будет восприниматься как классическая проверка, а как проверка соответствия разработанной системы требованиям международного стандарта ИСО 9001: 2000. Для эффективного процесса разработки и внедрения СМК в органах исполнительной власти целесообразно поэтапное планирование всех действий по разработке и внедрению системы менеджмента качества после соответствующего обучения специалистов. Необходим длительный подготовительный этап, так как при так при этих условиях система лучше адаптируется к условиям и особенностям муниципальной службы. Тем самым повышается результативность системы и гарантируется не только внедрение для получения сертификата соответствия, а внедрение с целью систематизации всех процессов, обеспечение актуализации и идентификации любого процесса на любой стадии.

6 Этап «Обращение в Ассоциацию по сертификации, проведение предсертификационного и сертификационного аудитов». Завершающий этап. Стоимость предсертификационного и сертификационного аудитов зависит от масштаба системы менеджмента качества и срока проведения аудита на соответствие требованиям (от 280000 до 1000000 рублей).

 

                   
   
  Обучение представителя руководства по качеству (ПРК) ответственного за разработку СМК
   
  Создание структурного подразделения администрации – ответственного за разработку СМК
 
  Назначение представителя руководства по качеству (ПРК) ответственного за разработку СМК
 
 
 
  Обучение по направлению «Разработка и внедрение системы менеджмента качества в органах исполнительной власти»
   
  Разработка основных организационных документов администрации (консалтинг)
 
  Разработка основных внутренних нормативных документов по СМК (консалтинг)
 
 
 
  Обучение специалистов по направлению «Внутренний аудит СМК»
   
  Проведение внутреннего аудита СМК администрации
 
  Предварительный сертификационный аудит СМК
 
 
   
  Сертификационный аудит СМК

 


Таким образом, преимуществами внедрения и сертификации систем являются в администрации муниципального образования г. Новороссийск:

- повышение имиджа муниципального образования в Краснодарском крае и страны в целом; - возможность сотрудничества в совместных работах и проектах с иностранными организациями или городами; - привлечение российских и иностранных инвесторов;

- повышение качества предоставляемых услуг;

- совершенствование системы управления администрации муниципального образования и повышение ее эффективности; - оценка вклада каждого сотрудника и измерение результатов работы.

Кроме того, внедрение системы менеджмента качества повышает прозрачность администрации муниципального образования г. Новороссийск в части его организационной структуры, внутренних процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством и безопасностью, определяются или уточняются организационная структура, внутренние процессы и функции. Еще одним преимуществом внедрения системы менеджмента качества в органы исполнительной власти является то, что система менеджмента качества позволяет определить оптимальную численность работников в отделах и управлениях, контролировать процесс выполнения должностных обязанностей и функций, четко разграничить полномочия отдельных структур.

Управляемость администрации улучшается в связи с тем, что при проектировании системы менеджмента строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания системы менеджмента пересматриваются положения о подразделениях администрации муниципального образования, должностные инструкции специалистов администрации. Это также способствует повышению управляемости администрации муниципального образования г. Новороссийск. Повышение управляемости администрации обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественных услуг, концентрации усилий на существенном, а также улучшение взаимоотношений с потребителями и поставщиками.

Таким образом, опыт внедрения системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001: 2000 позволяет утверждать, что это реальный инструмент повышения эффективности деятельности и принципиально новый уровень развития муниципального образования г. Новороссийск.

 

Анализ функционирования систем менеджмента качества в органах исполнительной власти позволяет сформулировать основные проблемы разработки и внедрения СМК:

- непринятие отдельными сотрудниками и руководителями стратегического решения о создании системы менеджмента качества;

- коммуникационные барьеры между подразделениями, отсутствие доверия между разными уровнями специалистов;

- отсутствие понимания общих целей деятельности органов местного самоуправления, отсутствие доверия между разными уровнями специалистов;

- дисбаланс ответственности и полномочий специалистов;

- низкий уровень качества предоставляемых услуг;

- отсутствие четко сформулированных видения, миссии, общей идеологии, философии, принципов развития для исполнительной власти муниципального образования;

- функции не описаны, не определены ключевые процессы, не разработаны количественные и качественные критерии оценки эффективности деятельности;

- качество понимается только как качество услуги, а не как качество процессов, ресурсов, управленческих решений;

- отсутствие системы измерения удовлетворенности отдельных категорий населения;

- несерьезность отношения руководителей функциональных и структурных подразделений администрации к нововведениям;

- присутствие серьезного скептицизма у служащих в основном из-за непонимания проводимых мероприятий, связанных с реализацией мероприятий по внедрению СМК;

- использование формального подхода к устранению замечаний, выявленных в ходе внутренних аудитов;

- отсутствие эффективной системы контроля работы специалистов со стороны руководства;

- измеряемые показатели относятся к работе хозяйствующих субъектов, а не определенных муниципальных служащих.

Таким образом, внедрение СМК – сложный проект для органов исполнительной власти, для успешной реализации которого необходимо точное знание и соблюдение всех закономерностей и документации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.