Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательные технологии. Преподавание курса «Теория обучения и воспитания» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.






Преподавание курса «Теория обучения и воспитания» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Исходя из учебного плана, программа дисциплины включает теоретическое обучение и организацию самостоятельной работы студентов. К самостоятельной работе студентов по дисциплине относятся следующие основные виды работ: конспектирование учебной и научной литературы, изучение учебного материала для самостоятельной работы, написание рефератов и подготовка к зачету. Кроме того, в самостоятельную работу студентов включаются дополнительные виды работ: ведение конспектов лекционного материала, составление тезисов, развёрнутых планов, конспектов первоисточников, указанных в списке литературы к семинарским занятиям.

Цель самостоятельных занятий студентов заключается в формировании навыков самостоятельного изучения материала, что способствует формированию навыков когнитивной деятельности, навыков организации своего рабочего пространства, умение формулировать задачи работы, анализировать результаты, активизация поисковой деятельности и т.д. Для освоения навыков поисковой и исследовательской деятельности студент пишет реферат по выбранной (свободной) теме. Иными словами, самостоятельная работа студента – это есть эффективная форма работы по формированию профессиональной компетентности и инициативности молодого специалиста.

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция-визуализация, проблемная лекция, дискуссия, мастер-класс, деловая игра и др.

Преподавание учебной дисциплины строится на сочетании лекций, практических занятий и различных форм самостоятельной работы студентов.

Формы самостоятельной работы студентов:

- работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, материалами сети Internet, проработкой конспектов лекций;

- подготовка к зачёту.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы к зачету

1. Педагогическая наука. Ее предмет и задачи.

2. Сущность процесса обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

3. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции, их реализация.

4. Основные понятия дидактики.

5. Процесс обучения как целостная система. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

6. Предмет и объект дидактики.

7. Закономерности обучения.

8. Понятие принципа обучения. Детерминизм принципов обучения.

9. Принцип наглядности и систематичности в обучении.

10. Принципы активности и связи теории с практикой.

11. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения.

12. Словесные методы обучения. Их психологические основы.

13. Практические методы обучения, тренинги в овладении знаниями, умениями, навыками, опытом.

14. Проблемные методы обучения.

15. Исследовательские методы обучения.

16. Анализ современных дидактических концепций.

17. Единство преподавания и учения.

18. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

19. Государственный образовательный стандарт.

20. Характеристика учебных планов, программ, учебников и учебных пособий.

21. Понятие о формах обучения. Фронтальные, групповые, парные, индивидуальные формы обучения.

22. Урок. Структуры уроков. Подготовка к системе и отдельному уроку.

23. Домашняя учебная работа школьников.

24. Проверка и оценка знаний учащихся, умений, навыков, опыта.

25. Диагностика процесса и результатов обучения.

26. Основные формы обучения в вузе. Современная вузовская лекция.

27. Внедрение в практику работы школы современных достижений науки.

28. Понятие образовательной технологии. Технологии развивающего обучения.

29. Современные образовательные технологии. От многообразия выбора к авторским технологиям.

30. Инновационные процессы в образовании. Авторские школы.

31. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы.

32. Цели воспитания на разных этапах развития общества.

33. Соотношение целей и задач воспитания.

34. Цели и задачи воспитания в отечественной педагогической теории и практике на современном этапе.

35. Краткая характеристика основных направлений воспитания (умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое, экономическое, экологическое, правовое, половое и др.).

36. Методы воспитания: понятие и классификация.

37. Подходы к классификации методов воспитания: а) традиционная классификация: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования и коррекции деятельности и поведения; б) современные классификации методов воспитания.

38. Формы воспитательной работы.

39. Классификация форм воспитательной работы.

40. Специфика методики интенсивного формирования и творческого развития коллектива И.П. Иванова.

41. Нравственное воспитание в истории развития общества и на современном этапе.

42. Формирование патриотизма и интернационализма у младших школьников.

43. Формирование толерантности и патриотизма у младших школьников.

44. Различные методы диагностики уровня сформированности нравственной воспитанности школьников.

45. Зарубежные концепции воспитания: система Л. Колберга; школа Френе; Йена- план-школа; школа Монтессори; вальдорфская педагогика (характеристика трех концепций по выбору студента).

46. Отечественные концепции воспитания: педагогическая система В.Н. Сорока-Росинского; А.С. Макаренко; В.А. Сухомлинского; В.А. Караковского; В.С. Библера и С.Ю. Курганова; Ш.А. Амонашвили (характеристика любой концепции по выбору студента).

47. Понятие коллектива. Признаки коллектива.

48. Законы развития коллектива. Основные этапы развития коллектива.

49. Современные подходы к институту классных руководителей.

50. Функции классного руководителя. Планирование работы классного руководителя.

51. Работа классного руководителя с семьями младших школьников.

52. Работа с педагогически запущенными детьми.

53. Эстетическое воспитание младших школьников (понятие, формы, методы).

54. Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

 

Самостоятельная работа студентов связана и с подготовкой к семинарским занятиям.

 


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

а) основная литература:

1. Гребенюк О. С. Теория обучения [Текст]: учебник / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: учебник. - М.: Высшее образование, 2005.

б) дополнительная литература:

1. Афонина Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия [Текст]: учебное пособие / Г. М. Афонина; ред. О. А. Абдуллина. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Бахир В.К. Технологии развивающего обучения: Учеб.пособие. − /Сост.Скоморохова М.И.- Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО ИГПУ», 2004.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. − М, Харьков, Минск.: «Питер. С-Пб». 2000.

4. Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельно-сти младших школьников. – С-Пб., 1989.

5. Григорович Л. А. Педагогика и психология [Текст]: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003.

6. Гребенюк О. С. Теория обучения [Текст]: учебник / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

7. Горянина В. А. Психология общения [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. А. Горянина. - М.: Академия, 2002.

8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст]: учебное пособие / В. В. Давыдов. - М.: Академия, 2004.

9. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

10. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) [Текст]: Учебное пособие / В. П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004.

12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000.

13. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах [Текст]: Учебно-методическое пособие / В. Г. Крысько. - Минск: Харвест, 1999.

14. Кузнецов В. И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе [Текст]: учебное пособие / В. И. Кузнецов. - М.: Академия, 2001.

15. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций [Текст]: учебное пособие / Б. Т. Лихачев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 1999.

16. Леонтьев А. А. Психология общения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Академия: Смысл, 2005.

17. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие / А. Н. Леонтьев; ред. Д. А. Леонтьев, ред. Е. Е. Соколова. - М.: Смысл, 2000.

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник / В.С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.

19. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

20. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И. Ф. Исаев [и др.]. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2004.

21. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002.

22. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 1997.

23. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учебник / ред.: С. А. Смирнов. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2000.

24. Подласый И. П. Педагогика [Текст]: новый курс учебник: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000 – 1999.

25. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов пед. вузов / К. Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000.

26. Психология возрастных кризисов: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2000.

27. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / К. А. Абульханова, Е. Г. Баранов, Е. М. Богданов; науч.ред.: А. А. Деркач. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

28. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие для вузов / Ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2003.

29. Рожков М. И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004.

31. Сластенин В. А. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: ВЛАДОС, 2002.

32. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика [Текст]: в вопросах и ответах: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999.

33. Столяренко А. М.Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

34. Слободчиков В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев; ред. В. Г. Щур. - М.: Школьная пресса, 2000.

35. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст]: учебное пособие / В. И. Смирнов. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

36. Скоморохова М.И. Теория обучения. Педагогические технологии.: учебное пособие / М.И. Скоморохова - Иркутск: ИГПУ, 2007.

37. Специальная педагогика [Текст]: учебное пособие / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова; ред. Н. М. Назарова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2002. - 396 с. - (Высшее образование).

38. Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 2002.

39. Шамова Т. И. Управление образовательными системами [Текст]: учебное пособие / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин; ред. Т. И. Шамова. - М.: ВЛАДОС, 2001.

40. Харламов И. Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И.Ф.Харламов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2005.

41.Хуторской А.В. Формы, методы и приемы обучения. /В кн. «Практикум по дидактике и современным методикам обучения.» − Питер, 2004.

42. Эльконин Б. Д. Психология развития [Текст]: учебное пособие / Б.Д. Эльконин. - М.: Академия, 2004.

Интернет-ресурсы:

 

1. https://window.edu.ru/window

Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.