Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические последствия культового злоупотребления сознанием






Если человеку удаётся выйти из секты, то у него возникает проблема адаптации к условиям обычной жизни. Спектр таких проблем, являющихся психологическими последствиями культового злоупотребления сознанием, очень широк:

  • крайнее нарушение идентичности;
  • депрессия;
  • проблемы с зависимостью принятия решений;
  • потеря свободной воли и контроля над своей жизнью;
  • расстройства, связанные с посттравматическим стрессом;
  • замедленное психологическое развитие;
  • потеря спонтанности (непосредственности, непринуждённости) или чувства юмора;
  • ухудшение психологического состояния, включая галлюцинации, приступы паники и тревожности, дезориентацию, паранойю, расщепление личности;
  • неспособность обнаруживать близкие дружественные отношения вне культа;
  • расстройства сна, кошмары;
  • сексуальные проблемы.

Немаловажным является ещё и тот факт, что деструктивные религиозные организации разрушительно влияют не только на личность их адептов, но и на психику членов семьи последних, их близких друзей и т.п.

Информационный материал Минздравмедпрома России «К докладу о социально-медицинских последствиях некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.) содержит следующие данные: «Секты оказывают крайне деструктивное воздействие на здоровье граждан на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном уровне (личность), микросоциальном уровне (семья, социальная группа, трудовой коллектив), макросоциальном уровне (всё общество).

Опасность состоит ещё и в том, что у родственников уведённых в секту (их родителей, детей, супругов) нередко возникают длительные стрессовые реакции на развал семьи, на фактическую потерю родных и близких. Здоровье этих наших сограждан также стало социальной проблемой.

По мнению психиатров, в упомянутой проблеме есть особый негативный аспект: социальные сироты при живых родителях. Будучи брошенными завербованными в секты родителями, такие дети и подростки обречены на тяжёлые психические травмы. Отсюда и высокий риск их криминального поведения и психической заболеваемости. Другая сторона проблемы связана с детьми, уведёнными в тоталитарные секты или родившимися в условиях «новой жизни». Родина, святость традиций народа, его духовность, родственные связи – всё для этих детей тоталитарно называется чуждым, неприемлемым, враждебным».

Н. В. Кривельская выделяет следующие пункты, характеризующие ущерб семьям адептов деструктивных религиозных сект:

  • разрушение семей;
  • появление социальных сирот – детей, брошенных родителями-сектантами;
  • оставление без ухода престарелых родителей их детьми, ушедшими в секту;
  • резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (в первую очередь – психического) из-за его разрыва с нею;
  • проблемы воспитания детей в неполных семьях;
  • трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих адептов к разделу имущества, совместно нажитого в браке (размен квартиры, раздел денежных средств), с передачей доли члена семьи - сектанта в секту);
  • вовлечение членом семьи – сектантом – своих родных и близких в секту;
  • физическое и психологическое насилие, осуществляемое сектантом в своей семье по религиозным мотивам, особенно над детьми;
  • введение сектантом по религиозным мотивам в своей семье режима неполноценного питания.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что деструктивные религиозные секты оказывают огромное отрицательное влияние не только на личность их адептов, но и на психику членов их семей. Более того, пострадавшие не способны самостоятельно полностью реабилитироваться и адаптироваться к нормальной жизни. Потеря базисного доверия, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом, расщепление личности и т.п., - всё это делает необходимым дальнейшую разработку методов помощи людям, испытывающим последствия деструктивных культов.

 

Капкан безграничной свободы / Под ред. А. Л. Дворкина

Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.