Дисциплина
АНАТОМИЯ ЦНС
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению
ПСИХОЛОГИЯ
Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР
Утверждено на заседании кафедры
психологии
Протокол № ____ от ______ 20__ г.
Зав. кафедрой
__________________ Руднева М.В.
|
| Утверждено на заседании
Учебно-методического совета
Протокол № ___ от _______ 20__ г.
Председатель Совета
____________________ Нетужилов К.Е.
|
Санкт-Петербург
2014 г.
ДИСЦИПЛИНА
«АНАТОМИЯ ЦНС »
Место дисциплины в структуре ООП:
Математический и естественнонаучный цикл (Б.2)
Трудоемкость и аттестация по дисциплине:
Дисциплина
(учебные курсы) / семестр
| Трудоемкость
| Аудиторная нагрузка, часы:
| Форма итоговой аттестации / семестр
| Всего кредитов /
из них на экзамен
| Всего часов на теоретическое обучение
| из них:
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Аудиторная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Анатомия ЦНС
|
|
|
|
|
|
| -
| зачет
| Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями:
- понимать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК – 2);
- использовать системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК – 4);
- выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК – 5);
- прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК – 7).
Для достижения поставленной цели студентам необходимо:
Знать:
- строение основных компонентов нервной ткани и процесс формирования нервной системы в онтогенезе организма;
- строение отделов центральной нервной системы;
- морфофункциональные особенности связей между частями нервной системы;
- особенности взаимодействия нервной системы с другими органами и системами организма.
Уметь:
- пользоваться анатомическими атласами нервной системы и ориентироваться в анатомической номенклатуре структур мозга;
- самостоятельно работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями
Владеть:
- системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях;
- анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях.
Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
№ п/п
| Название темы с кратким содержанием
| Виды занятий, часы
| Самостоятельная работа, часы
| Всего часов
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторн2е занятия
| Раздел «Теория и методология»
|
|
|
|
|
|
| Предмет и категории анатомии ЦНC, связь с другими науками. Функции НС и ее значение в обеспечении жизнедеятельности человека.
|
| -
| -
|
|
|
| Методы изучения анатомии ЦНС. История изучения и современные представления о строении и структурных взаимосвязях отделов ЦНС.
| -
|
| -
|
|
| Раздел «Нервная система»
|
|
|
|
|
|
| Общее строение нервной системы и принципы ее классификации.
|
|
| -
|
|
|
| Строение основных элементов нервной ткани.
| -
|
| -
|
|
|
| Фило- и онтогенетическое развитие нервной системы
| -
|
| -
|
|
| Раздел «Спинной мозг»
|
|
| -
|
|
|
| Общий обзор, макро- и микроструктура спинного мозга.
|
| -
| -
|
|
|
| Проводящие пути и рефлекторные дуги спинного мозга.
| -
|
| -
|
|
| Раздел «Головной мозг»
|
|
| -
|
|
|
| Общий обзор головного мозга. Черепно-мозговые нервы.
|
|
| -
|
|
|
| Строение и функции стволовых структур. Ретикулярная формация.
| -
|
| -
|
|
|
| Строение и функции мозжечка
| -
|
| -
|
|
|
| Строение и функции среднего мозга
| -
|
| -
|
|
|
| Основные структуры промежуточного мозга.
| -
|
| -
|
|
|
| Структура и эволюция конечного мозга. Базальные ядра.
|
|
| -
|
|
|
| Цитоархитектоника коры больших полушарий. Локализация функций в коре полушарий большого мозга.
| -
|
| -
|
|
| Раздел «Вегетативная нервная система».
|
|
|
|
|
|
| Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения.
|
|
| -
|
|
| | Всего
|
|
|
|
|
| Интерактивные формы в период проведения лекционных и практических занятий:
№ темы
| Формы
|
| Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.
|
| Семинар: выступления по заранее заявленным темам с последующим обсуждением.
|
| Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.
|
| Работа в группах: изучение основных элементов нервной ткани по атласам и макетам, с последующей зарисовкой изученных структур.
|
| Работа в группах, проведение круглого стола.
|
| Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.
|
| Работа в группах: изучение проводящих путей и рефлекторных дуг по таблицам и муляжам с последующей зарисовкой.
|
| Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.
|
| Работа в группах: изучение основных элементов нервной ткани по атласам и макетам, с последующей зарисовкой изученных структур.
|
| Работа в группах: изучение основных элементов нервной ткани по атласам и макетам, с последующей зарисовкой изученных структур.
|
| Работа в группах: изучение основных элементов нервной ткани по атласам и макетам, с последующей зарисовкой изученных структур.
|
| Работа в группах: изучение основных элементов нервной ткани по атласам и макетам, с последующей зарисовкой изученных структур.
|
| Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.
|
| Просмотр видеофильма и проведение дискуссии.
|
| Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.
|
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество часов
|
| Предмет и категории анатомии ЦНC, связь с другими науками. Функции НС и ее значение в обеспечении жизнедеятельности человека.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой.
2. Обзор интернет-ресурсов.
|
|
| Методы изучения анатомии ЦНС. История изучения и современные представления о строении и структурных взаимосвязях отделов ЦНС.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой.
2. Обзор интернет-ресурсов.
3. Подготовка сообщений по выбранной теме.
|
|
| Общее строение нервной системы и принципы ее классификация.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. атласами.
2. Обзор интернет-ресурсов.
3. Составление опорных конспектов.
|
|
| Строение основных элементов нервной ткани.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой.
2. Обзор интернет-ресурсов.
3. Составление опорных конспектов.
4. Зарисовка изучаемых структур..
|
|
| Фило- и онтогенетическое развитие нервной системы
| 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами.
2. Составление терминологического словаря.
3. Подготовка к дискуссии.
|
|
| Общий обзор, макро- и микроструктура спинного мозга.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами
2. Зарисовка изучаемых структур.
|
|
| Проводящие пути и рефлекторные дуги спинного мозга.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами.
2. Обзор интернет-ресурсов.
3. Зарисовка схем.
|
|
| Общий обзор головного мозга. Черепно-мозговые нервы.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами.
2. Составление терминологического словаря.
3. Зарисовка схем.
|
|
| Строение и функции стволовых структур. Ретикулярная формация.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой.
2. Обзор интернет-ресурсов.
3. Зарисовка изучаемых структур.
|
|
| Строение и функции мозжечка.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами.
2. Зарисовка изучаемых структур.
|
|
| Строение и функции среднего мозга
| 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами.
2. Зарисовка изучаемых структур.
|
|
| Основные структуры промежуточного мозга.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами.
2. Зарисовка изучаемых структур.
|
|
| Структура и эволюция конечного мозга. Базальные ядра.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой.
2. Обзор интернет-ресурсов.
|
|
| Цитоархитектоника коры больших полушарий. Локализация функций в коре полушарий большого мозга.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой.
2. Обзор интернет-ресурсов.
3. Подготовка материалов для дискуссии.
|
|
| Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения.
| 1. Работа с учебной и справочной литературой.
2. Обзор интернет-ресурсов.
|
| Всего часов
|
|
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
№ п/п
| Темы дисциплины
| Содержание самостоятельной работы студентов
| Количество часов
|
| Предмет и категории анатомии ЦНC, связь с другими науками. Функции НС и ее значение в обеспечении жизнедеятельности человека.
| 1. Подготовка сообщений/презентации.
|
|
| Методы изучения анатомии ЦНС. История изучения и современные представления о строении и структурных взаимосвязях отделов ЦНС.
| 1. Подготовка сообщений/презентаций
|
|
| Общее строение нервной системы и принципы ее классификация.
| 1. Подготовка сообщений/презентаций.
|
|
| Строение основных элементов нервной ткани.
| 1. Создание моделей нервных и глиальных клеток с демонстрацией их функций.
2. Разработка компьютерных анимированных схем работы синапса и передачи сигнала по нервному волокну.
|
|
| Фило- и онтогенетическое развитие нервной системы
| 1. Подготовка сообщения/презентации.
|
|
| Общий обзор, макро- и микроструктура спинного мозга.
| 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур.
|
|
| Проводящие пути и рефлекторные дуги спинного мозга.
| 1. Создание моделей проводящих путей, в том числе с использованием компьютерных технологий.
|
|
| Общий обзор головного мозга. Черепно-мозговые нервы.
| 1. Подготовка сообщения/презентации.
|
|
| Строение и функции стволовых структур. Ретикулярная формация.
| 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур.
|
|
| Строение и функции мозжечка.
| 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур.
|
|
| Строение и функции среднего мозга
| 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур
|
|
| Основные структуры промежуточного мозга.
| 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур.
|
|
| Структура и эволюция конечного мозга. Базальные ядра.
| 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур.
2. Создание моделей, демонстрирующих взаимосвязи базальных ганглиев.
|
|
| Цитоархитектоника коры больших полушарий. Локализация функций в коре полушарий большого мозга.
| 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур
2. Обзор интернет-ресурсов.
3. Подготовка материалов для дискуссии.
|
|
| Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения.
| Подготовка сообщений/презентаций
|
| Всего часов
|
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Билич Г.Л. Анатомия человека (3 т). - ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1456 с. Гриф УМО по медицинскому образованию.
2. Воронова Н.В., Климова Н.В., Менджерицкий А. Анатомия центральной нервной системы. - Аспект Пресс, 2008. – 128 с. Гриф УМО по классическому университетскому образованию.
3. Гайворонский И. В., Гайворонский А.И., Байбаков С.Е. Функционально-клиническая анатомия головного мозга. Учебное пособие. - СпецЛит, 2010. – 216 с. Гриф УМО по медицинскому образованию.
4. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р., Синельников А.Я., Цыбулькина А.Г. Атлас анатомии человека. Учебное пособие. В 4-х томах.– Издательство: Умеренков. 2010. - 312 с. Гриф УМО по медицинскому образованию.
5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н., Свешников Д.С., Правдивцев В.А. Физиология центральной нервной системы. – М.: Академия, 2008. – 368с. Гриф УМО по медицинскому образованию
б) дополнительная литература:
1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 317 с.
2. Беляков В.И. Практикум по нормальной физиологии: учебное пособие. - Самара: РЕАВИЗ, 2012. –93 с.
3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы: учеб. пособие для вузов. – М.: Мир: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 206 с.
4. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека: учеб. для вузов. – М.: Владос, 2010. –383 с.
5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2012. –319 с.
6. Музурова Л.В. Анатомия центральной нервной системы: учебное пособие. – Саратов: Научная книга, 2012. – 127 с.
7. Немов Р.С. Общая психология: учеб для вузов: в 3 т.– М.: Юрайт, 2011 –. Т. 1: Введение в психологию. - 2011.
8. Супильников А.А. Ситуационные задачи по анатомии человека: учебное пособие. – Самара: РЕАВИЗ, 2012. – 53 с.
9. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие для вузов – М.: Академия, 2008. – 266с.
10. Щербатых Ю.В. Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов: учеб. пособие для вузов – СПб.: Питер, 2010. – 128 с.
11. Яковлев М. В., Учебное пособие по нормальной анатомии человека: учебное пособие / Яковлев М. В. – Саратов: Научная книга, 2012.
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
1. ЭБС https://www.iprbookshop.ru;
2. Справочно-информационный портал https://www.gramota.ru;
3. Электронная библиотека «Куб» http//www.koob.ru;
4. Российской государственной библиотеки www.rsl.ru;
5. American Psychological Association https://www.apa.org/index.aspx;
6. Научная электронная библиотека https://elibrary.ru;
7. Journal STORage https://books.jstor.org;
12. Сайт МГУ https://psy.msu.ru/;
13. Лаборатория «Гуманитарные технологии» https://www.ht.ru/;
14. Журнал «Вопросы психологии» https://voppsy.ru;
15. «Психологический журнал».https://psychol.ras.ru/08.shtml
16. Институт практической психологии ИМАТОН https://imaton.spb.ru
17. Информационно- поисковая система Google.
д) программное обеспечение: Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point), Windows Media Player и т.д.
|