Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дисциплина






АНАТОМИЯ ЦНС

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению

ПСИХОЛОГИЯ

 

Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР

Утверждено на заседании кафедры психологии Протокол № ____ от ______ 20__ г. Зав. кафедрой __________________ Руднева М.В.   Утверждено на заседании Учебно-методического совета Протокол № ___ от _______ 20__ г. Председатель Совета ____________________ Нетужилов К.Е.

 

Санкт-Петербург

2014 г.

 

ДИСЦИПЛИНА

«АНАТОМИЯ ЦНС »

Место дисциплины в структуре ООП:

Математический и естественнонаучный цикл (Б.2)

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

Дисциплина (учебные курсы) / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Анатомия ЦНС             - зачет

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями:

- понимать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК – 2);

- использовать системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК – 4);

- выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК – 5);

- прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК – 7).

Для достижения поставленной цели студентам необходимо:

Знать:

- строение основных компонентов нервной ткани и процесс формирования нервной системы в онтогенезе организма;

- строение отделов центральной нервной системы;

- морфофункциональные особенности связей между частями нервной системы;

- особенности взаимодействия нервной системы с другими органами и системами организма.

Уметь:

- пользоваться анатомическими атласами нервной системы и ориентироваться в анатомической номенклатуре структур мозга;

- самостоятельно работать с изображениями структур головного и спинного мозга, их взаимным расположением и связями между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями

Владеть:

- системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях;

- анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях.

Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторн2е занятия
Раздел «Теория и методология»          
  Предмет и категории анатомии ЦНC, связь с другими науками. Функции НС и ее значение в обеспечении жизнедеятельности человека.   - -    
  Методы изучения анатомии ЦНС. История изучения и современные представления о строении и структурных взаимосвязях отделов ЦНС. -   -    
Раздел «Нервная система»          
  Общее строение нервной системы и принципы ее классификации.     -    
  Строение основных элементов нервной ткани. -   -    
  Фило- и онтогенетическое развитие нервной системы -   -    
Раздел «Спинной мозг»     -    
  Общий обзор, макро- и микроструктура спинного мозга.   - -    
  Проводящие пути и рефлекторные дуги спинного мозга. -   -    
Раздел «Головной мозг»     -    
  Общий обзор головного мозга. Черепно-мозговые нервы.     -    
  Строение и функции стволовых структур. Ретикулярная формация. -   -    
  Строение и функции мозжечка -   -    
  Строение и функции среднего мозга -   -    
  Основные структуры промежуточного мозга. -   -    
  Структура и эволюция конечного мозга. Базальные ядра.     -    
  Цитоархитектоника коры больших полушарий. Локализация функций в коре полушарий большого мозга. -   -    
Раздел «Вегетативная нервная система».          
  Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения.     -    
  Всего          

Интерактивные формы в период проведения лекционных и практических занятий:

№ темы Формы
  Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.
  Семинар: выступления по заранее заявленным темам с последующим обсуждением.
  Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.
  Работа в группах: изучение основных элементов нервной ткани по атласам и макетам, с последующей зарисовкой изученных структур.
  Работа в группах, проведение круглого стола.
  Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.
  Работа в группах: изучение проводящих путей и рефлекторных дуг по таблицам и муляжам с последующей зарисовкой.
  Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.
  Работа в группах: изучение основных элементов нервной ткани по атласам и макетам, с последующей зарисовкой изученных структур.
  Работа в группах: изучение основных элементов нервной ткани по атласам и макетам, с последующей зарисовкой изученных структур.
  Работа в группах: изучение основных элементов нервной ткани по атласам и макетам, с последующей зарисовкой изученных структур.
  Работа в группах: изучение основных элементов нервной ткани по атласам и макетам, с последующей зарисовкой изученных структур.
  Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.
  Просмотр видеофильма и проведение дискуссии.
  Презентация с использованием видеофрагментов и слайдов.

 

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
  Предмет и категории анатомии ЦНC, связь с другими науками. Функции НС и ее значение в обеспечении жизнедеятельности человека. 1. Работа с учебной и справочной литературой. 2. Обзор интернет-ресурсов.  
  Методы изучения анатомии ЦНС. История изучения и современные представления о строении и структурных взаимосвязях отделов ЦНС. 1. Работа с учебной и справочной литературой. 2. Обзор интернет-ресурсов. 3. Подготовка сообщений по выбранной теме.  
  Общее строение нервной системы и принципы ее классификация. 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. атласами. 2. Обзор интернет-ресурсов. 3. Составление опорных конспектов.  
  Строение основных элементов нервной ткани. 1. Работа с учебной и справочной литературой. 2. Обзор интернет-ресурсов. 3. Составление опорных конспектов. 4. Зарисовка изучаемых структур..  
  Фило- и онтогенетическое развитие нервной системы 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами. 2. Составление терминологического словаря. 3. Подготовка к дискуссии.  
  Общий обзор, макро- и микроструктура спинного мозга. 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами 2. Зарисовка изучаемых структур.  
  Проводящие пути и рефлекторные дуги спинного мозга. 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами. 2. Обзор интернет-ресурсов. 3. Зарисовка схем.  
  Общий обзор головного мозга. Черепно-мозговые нервы. 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами. 2. Составление терминологического словаря. 3. Зарисовка схем.  
  Строение и функции стволовых структур. Ретикулярная формация. 1. Работа с учебной и справочной литературой. 2. Обзор интернет-ресурсов. 3. Зарисовка изучаемых структур.  
  Строение и функции мозжечка. 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами. 2. Зарисовка изучаемых структур.  
  Строение и функции среднего мозга 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами. 2. Зарисовка изучаемых структур.  
  Основные структуры промежуточного мозга. 1. Работа с учебной и справочной литературой, в т.ч. анатомическими атласами. 2. Зарисовка изучаемых структур.  
  Структура и эволюция конечного мозга. Базальные ядра. 1. Работа с учебной и справочной литературой. 2. Обзор интернет-ресурсов.  
  Цитоархитектоника коры больших полушарий. Локализация функций в коре полушарий большого мозга. 1. Работа с учебной и справочной литературой. 2. Обзор интернет-ресурсов. 3. Подготовка материалов для дискуссии.  
  Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения. 1. Работа с учебной и справочной литературой. 2. Обзор интернет-ресурсов.  
Всего часов  

 

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
  Предмет и категории анатомии ЦНC, связь с другими науками. Функции НС и ее значение в обеспечении жизнедеятельности человека. 1. Подготовка сообщений/презентации.  
  Методы изучения анатомии ЦНС. История изучения и современные представления о строении и структурных взаимосвязях отделов ЦНС. 1. Подготовка сообщений/презентаций  
  Общее строение нервной системы и принципы ее классификация. 1. Подготовка сообщений/презентаций.  
  Строение основных элементов нервной ткани. 1. Создание моделей нервных и глиальных клеток с демонстрацией их функций. 2. Разработка компьютерных анимированных схем работы синапса и передачи сигнала по нервному волокну.  
  Фило- и онтогенетическое развитие нервной системы 1. Подготовка сообщения/презентации.  
  Общий обзор, макро- и микроструктура спинного мозга. 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур.  
  Проводящие пути и рефлекторные дуги спинного мозга. 1. Создание моделей проводящих путей, в том числе с использованием компьютерных технологий.  
  Общий обзор головного мозга. Черепно-мозговые нервы. 1. Подготовка сообщения/презентации.  
  Строение и функции стволовых структур. Ретикулярная формация. 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур.  
  Строение и функции мозжечка. 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур.  
  Строение и функции среднего мозга 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур  
  Основные структуры промежуточного мозга. 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур.  
  Структура и эволюция конечного мозга. Базальные ядра. 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур. 2. Создание моделей, демонстрирующих взаимосвязи базальных ганглиев.  
  Цитоархитектоника коры больших полушарий. Локализация функций в коре полушарий большого мозга. 1. Подготовка сообщений/презентаций по проблемам патологий и нарушений изучаемых структур 2. Обзор интернет-ресурсов. 3. Подготовка материалов для дискуссии.  
  Отделы вегетативной нервной системы, особенности их строения. Подготовка сообщений/презентаций  
Всего часов  

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Билич Г.Л. Анатомия человека (3 т). - ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 1456 с. Гриф УМО по медицинскому образованию.

2. Воронова Н.В., Климова Н.В., Менджерицкий А. Анатомия центральной нервной системы. - Аспект Пресс, 2008. – 128 с. Гриф УМО по классическому университетскому образованию.

3. Гайворонский И. В., Гайворонский А.И., Байбаков С.Е. Функционально-клиническая анатомия головного мозга. Учебное пособие. - СпецЛит, 2010. – 216 с. Гриф УМО по медицинскому образованию.

4. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р., Синельников А.Я., Цыбулькина А.Г. Атлас анатомии человека. Учебное пособие. В 4-х томах.– Издательство: Умеренков. 2010. - 312 с. Гриф УМО по медицинскому образованию.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н., Свешников Д.С., Правдивцев В.А. Физиология центральной нервной системы. – М.: Академия, 2008. – 368с. Гриф УМО по медицинскому образованию

 

б) дополнительная литература:

1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 317 с.

2. Беляков В.И. Практикум по нормальной физиологии: учебное пособие. - Самара: РЕАВИЗ, 2012. –93 с.

3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы: учеб. пособие для вузов. – М.: Мир: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 206 с.

4. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека: учеб. для вузов. – М.: Владос, 2010. –383 с.

5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2012. –319 с.

6. Музурова Л.В. Анатомия центральной нервной системы: учебное пособие. – Саратов: Научная книга, 2012. – 127 с.

7. Немов Р.С. Общая психология: учеб для вузов: в 3 т.– М.: Юрайт, 2011 –. Т. 1: Введение в психологию. - 2011.

8. Супильников А.А. Ситуационные задачи по анатомии человека: учебное пособие. – Самара: РЕАВИЗ, 2012. – 53 с.

9. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие для вузов – М.: Академия, 2008. – 266с.

10. Щербатых Ю.В. Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов: учеб. пособие для вузов – СПб.: Питер, 2010. – 128 с.

11. Яковлев М. В., Учебное пособие по нормальной анатомии человека: учебное пособие / Яковлев М. В. – Саратов: Научная книга, 2012.

 

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. ЭБС https://www.iprbookshop.ru;

2. Справочно-информационный портал https://www.gramota.ru;

3. Электронная библиотека «Куб» http//www.koob.ru;

4. Российской государственной библиотеки www.rsl.ru;

5. American Psychological Association https://www.apa.org/index.aspx;

6. Научная электронная библиотека https://elibrary.ru;

7. Journal STORage https://books.jstor.org;

12. Сайт МГУ https://psy.msu.ru/;

13. Лаборатория «Гуманитарные технологии» https://www.ht.ru/;

14. Журнал «Вопросы психологии» https://voppsy.ru;

15. «Психологический журнал».https://psychol.ras.ru/08.shtml

16. Институт практической психологии ИМАТОН https://imaton.spb.ru

17. Информационно- поисковая система Google.

 

д) программное обеспечение: Microsoft Office (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point), Windows Media Player и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.