Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление двигательного навыка






Двигательные навыки у гандболистов имеют свои особенности. Во-первых, они разнообразны и весьма сложны, так как выполнять их приходится на высокой скорости перемещения. Во-вторых, если в циклических и ациклических (гимнастика, тяжелая атлетика) видах спорта все действия доведены до автоматизма, то в гандболе автоматизируются только отдельные компоненты сложных движений.

В процессе игры непрерывно меняющиеся ситуации требуют создания новых комбинаций движений, не запрограммированных заранее. Это возможно только на основе наследственного и индивидуально приобретенного опыта.Чем богаче фонд двигательных навыков гандболистов, тем быстрее они могут создавать необходимые комбинации.

Спортивной техникой можно считать тесную взаимосвязь внешней формы движения и характера усилий, объединенных во времени и пространстве. Внешние формы усваиваются быстро, а временные

и ритмические особенности усилий — труднее. Показ, рассказ, некоторый опыт создают зримый образ движения у детей, а внутреннее содержание движения познается лишь через мышечные ощущения, звуки, зрительное восприятие окружающих предметов во время движения, через вестибулярный аппарат. В тренировке важно сознательное познание внутреннего содержания движения.

Двигательный навык формируется постепенно, проходя несколько стадий становления. Кроме того, для его правильного формирования необходимо выполнять упражнения с контролируемой скоростью. Вот об этом-то и забывают некоторые наставники юных гандболистов.

В гандболе сейчас идет повальное увлечение предельными скоростями. К примеру, нередко на тренировке, выполняя броски, дети разбегаются почти от центра площадки. К концу разбега ребенок развивает такую скорость, что не может справиться со своим телом. Замах получается куцый, усилия неполноценные, так как он не может найти достаточной опоры. Все внимание направлено на то, чтобы сохранить равновесие. Какой уж тут контроль, и тем более осознанное восприятие своих движений?

Призыв к интенсификации тренировочного процесса был понят некоторыми тренерами однозначно — как увеличение скоростей. Поэтому большую часть времени в занятии отводят интенсивным трудоемким упражнениям, направленным в основном на совершенствование физических способностей. Под их воздействием физические способности детей развива­ются бурно и скачкообразно, периодически разрушая уже созданные взаимосвязи формы и характера движений.

В связи с естественным неравномерным развитием физических качеств у детей не следует торопиться автоматизировать даже основную фазу двигательного навыка до высшей стадии, так как техническое мастерство юного гандболиста находится в постоянном поиске новых форм в зависимости от зрелости физической и психической кондиции.

Опытные тренеры знают, что им всегда не хватает времени на совершенствование техники, В подтверждение этого на юношеских соревнованиях наблюдается такая картина, когда на разминке гандболисты идеально выполняют все приемы игры, порой демонстрируя незаурядные возможности, а в процессе игры не могут показать свое умение. Тренеры сердятся, предъявляют претензии своим ученикам, нередко объясняя огрехи «бестолковостью» исполнителей. Так ли это?

Каждый раз на новой ступени развития ребенка навык доводится до некоторого автоматизма, но не становится высокоавтоматизированным, т. е. средством выполнения более сложного действия. Вот и получается, что в разминке, когда нет сбивающих факторов, у молодого гандболиста одна техника, удовлетворяющая всем эталонам, а в игре, когда необходимо осуще­ствить тактические действия, навык «не срабатывает», ибо он не доведен до высшей стадии. Стадия высшего автоматизма основных компонентов сложных действий в игре приходит к гандболисту только на определенном возрастном этапе. И тренер обязан быть терпеливым и не форсировать подготовку своего ученика. Однако в старшем юношеском возрасте, когда спортсмен готовится переходить в разряд взрослых, когда естественное формирование его организма в основном завершено, необходимо искать оптимальные средства и методы технико-тактического совершенствования.

На каждом возрастном этапе процесс становления мастерства у мужчин и женщин имеет свои особенности. Это налагает на тренера обязанности искать своеобразные формы работы с девочками и мальчиками. Нельзя требовать от девочек ускоренного освоения всех способов броска, надо кропотливо совершенствовать технику и необходимые двигательные способности. Для мальчиков метание является важной потребностью, а для девочки метание - совершенно новый навык, и только планомерное (в течение нескольких лет) формирование двигательных способностей даст необходимый результат.

Если у ребенка двигательные способности будут развиваться более-менее равномерно, то он сам выберет рациональные варианты техники приемов игры. Не надо спешить с введением новых приемов и тем более требовать немедленно их правильного выполнения.

Заботясь о будущем гандболиста, надо постоянно наращивать запас двигательных связок, а не использовать уже имеющиеся. Сталкиваясь с необычными условиями (новое покрытие площадки, ветер, новый мяч, активная защита противника), игроки с бедным двигательным опытом не могут быстро приспособить свою отработанную, ставшую догматичной технику к внешним условиям. Тут надо привлечь прошлый опыт, а его-то фактически и нет.

Но наблюдается и другая крайность. Бесконечно новые упражнения, которыми тренеры хотят создать интерес к занятиям у ребят, без закрепления старого не могут формировать устойчивые навыки. Во всем нужна мера.

Устойчивость, стабильность — главное достоинство техники взрослых спортсменов. Но у мастеров это не застывшая форма движений, а самый рациональный вариант движения при определенной спортивной форме в данный момент. Техническая прочность у них сочетается с умением оперативно изменять детали, приспосабливая их к конкретным условиям внешней среды.

В двигательной подготовке детей следует автоматизировать только простые основные движения. Детей надо учить создавать из простых движений комбинации в нескольких вариантах, постоянно конструируя новое на основе роста их физической кондиции. При правильном подходе к обучению многие задачи в освоении движений решаются заранее, когда тренер планирует последовательное изучение элементов в простых комбинациях, в похожих ритмах и взаимосвязях усилий.

Надо помнить, что основа серьезной школы движений - большое число повторений. А техника - не просто движения, но самые рациональные формы, это непременно красивые движения, доставляющие эстетическое наслаждение и исполнителю, и зрителю.

Большое число повторений не всегда приводит к мастерству. Неправильные, небрежные движения закрепляются в ошибки, которые потом бывает очень трудно исправить.

Каждое занятие у спортсменов любой квалификации и возраста начинается с разминки. У некоторых тренеров не менее 15-20 мин в каждом занятии не только проходит вхолостую, но и во вред всей последующей работе. Посмотрите, как бегут гандболисты в разминке! Небрежно переставляя ноги, хлопают подошвами по площадке, разговаривают. Далее так же нехотя, сбившись в кучки, не следя за четкостью движений, выполняют упражнения, которые гимнастическими в подобной ситуации стыдно назвать.

Кроме вреда, такое начало занятия ничего не принесет. Во-первых, малоинтенсивные упражнения плохо разогревают мышцы, не выполняя тем самым основное назначение разминки. Во-вторых, они психологически настраивают скорее на ленивый, чем на рабочий лад. И в-третьих, о чем надо сказать особо, приучают гандболиста выполнять движения неправильно.

А ведь должно быть иначе. Бег, к примеру, можно использовать для укрепления связок и мышц стопы, давая задание передвигаться, не наступая на пятку (не касаясь пола пяткой, но не на носках). Ведь от состояния стопы во многом зависит работоспособность гандболиста. Специальными упражнениями со снарядами (скакалка, мяч, палка, булавы, обручи, скамейка, стенка) можно воздействовать на отстающие качества (гибкость, ловкость, сила), не говоря уже о том, что организованная разминка настраивает всю группу на рабочий лад.

Путь к техническому мастерству длится годы. Можно сократить этот путь, увеличивая число повторений и улучшая методику обучения. Дети легко добиваются успеха в раннем возрасте. Но подлинного мастерства игроки достигают в 19—20 лет. Видимо, в этом сложном процессе многое зависит от темпов естественного роста организма детей и сроков его завершения. Поэтому слишком торопить ход становления гандбольного мастерства не следует. Нужно изучать закономерности развития координации у детей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.