Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние материальной части 2-го механизированного корпуса на 20 июля 1941 г. 6 страница






В июне 1941 г. в Киевском особом военном округе дислоцировался 5-й кавалерийский корпус в составе 3-й Бессарабской им. Г. Котовского и 14-й им. А. Пархоменко кавалерийских дивизий, в Одесском округе находился 2-й кавалерийский корпус в составе 5-й им. М. Блинова и 9-й Крымской кавалерийских дивизий. Все эти соединения были старыми кадровыми соединениями РККА. В Крыму дислоцировалась 32-я кавалерийская дивизия, убывшая на полуостров на основании директивы ГШ КА от 13 мая 1941 г.

Штатно кавалерийские дивизии имели 4 кавалерийских полка, конно-артиллерийский дивизион (восемь 76-мм орудий и восемь 122-мм орудий), танковый полк (64 танка БТ), зенитный дивизион (восемь 76-мм зенитных орудий и две батареи зенитных пулеметов), эскадрон связи, саперный эскадрон и другие тыловые части и учреждения. Кавалерийский полк, в свою очередь, состоял из четырех сабельных эскадронов, пулеметного эскадрона (шестнадцать станковых пулеметов и четыре 82-мм миномета), полковой артиллерии (четыре 76-мм и четыре 45-мм орудия), зенитной батареи (три 37-мм орудия и три счетверенных «Максима»). Штатная численность кавалерийской дивизии составляла 8968 человек и 7625 лошадей, кавалерийского полка — 1428 человек и 1506 лошадей. Кавкорпус двухдивизионного состава примерно соответствовал моторизованной дивизии, обладая несколько меньшей подвижностью и меньшим весом артиллерийского залпа.

4. Воздушно-десантные войска. Вторую мировую войну советские воздушно-десантные войска встретили в составе шести воздушно-десантных бригад формирования 1938 г. В апреле 1941 г. было принято решение о формировании пяти воздушно-десантных корпусов. Название «корпус» не должно вводить в заблуждение, штатная численность воздушно-десантного корпуса (ВДК) должна была составлять 8020 человек, воздушно-десантной бригады — 2588 человек. [77] На территории КОВО формировался 1-й воздушно-десантный корпус в составе 204, 211 и 1-й воздушно-десантных бригад. 204-я воздушно-десантная бригада была кадровым соединением КОВО, летом 1940 г. участвовавшим в присоединении Бессарабии, 211-я воздушно-десантная бригада была переброшена в мае 1941 г. из состава Дальневосточного фронта, 1-я воздушно-десантная бригада формировалась с нуля. Это был единственный воздушно-десантный корпус, на две трети состоявший из подготовленных соединений. Остальные ВДК состояли из одной бригады формирования 1938 г. и двух свежесформированных. Пример такого корпуса нам дает Одесский военный округ. В мае 1941 г. из состава Дальневосточного фронта сюда прибыла 212-я воздушно-десантная бригада. В апреле — мае 1941 г. в ОдВО формировались 5-я и 6-я воздушно-десантные бригады, которые вместе с 212-й должны были стать 3-м воздушно-десантным корпусом. Личный состав все вновь формируемые бригады воздушно-десантных корпусов получили из обычных стрелковых дивизий, и для того, чтобы стать настоящими десантниками, им потребовались бы месяцы тренировок. По апрельской директиве 1941 г. в КОВО предполагалось развернуть два воздушно-десантных корпуса. Однако перевозки 225-й стрелковой дивизии из Сибирского военного округа были «зафиксированы иностранной разведкой»{86}. Это заставило формировать 2-й воздушно-десантный корпус в Харьковском военном округе. 2-я воздушно-десантная бригада этого корпуса формировалась на базе 225-й стрелковой дивизии, 3-я — на базе 226-й стрелковой дивизии и 4-я — 230-й стрелковой дивизии.

Практическая ценность советских воздушно-десантных войск была значительно снижена отсутствием транспортной авиации. Мощностями авиапромышленности стран Запада СССР не обладал. Это обусловило использование для десантирования тяжелых бомбардировщиков. Например, по расчетам штаба 4-го воздушно-десантного корпуса для однорейсовой выброски личного состава и техники соединения было необходимо 650–700 бомбардировщиков ТБ-3 и транспортных самолетов ПС-84 («пассажирский самолет завода № 84», более известный широкой публике как Ли-2). Всего в СССР на 1941 г. имелось 516 бомбардировщиков ТБ-3. [78] Из них около сотни находилось на Дальнем Востоке в 5-м дальнебомбардировочном авиакорпусе. Помимо ТБ-3, десантников можно было выбрасывать с парашютами или сажать посадочным способом с помощью транспортных самолетов ПС-84. «Статистический сборник № 1» указывает наличие в Красной Армии всего 7 ПС-84 и 101 транспортных самолетов неуказанного типа{87}.

5. Артиллерия. Артиллерия была, есть и будет богом войны, без нее ни стрелковые, ни танковые части эффективно действовать не могут. Артиллерия подавляет орудия, минометы и пулеметы обороняющегося, расчищая путь наступающей пехоте. Артиллерия уничтожает смертельно опасные для танков скорострельные пушки 37-мм — 76-мм орудия. В обороне бьющая с закрытых позиций артиллерия является одним из страшных противников наступающего. Об исключительной роли артиллерии говорил и Сталин 5 мая 1941 г. в выступлении перед выпускниками военных академий в Кремле, подняв первый тост на приеме именно за артиллеристов:

«За здоровье артиллеристов! Артиллерия — самый важный род войск. Артиллерия — бог современной войны»{88}.

Согласно справочнику «Боевой и численный состав ВС СССР в период Великой Отечественной войны. Статистический сборник № 1»{89}, парк артиллерии Киевского особого военного округа, Одесского военного округа и Харьковского военного округа на 22 июня 1941 г. характеризовался следующими цифрами (табл. 1.5).

Согласно докладу начальника артиллерии Юго-Западного фронта генерал-лейтенанта артиллерии Парсегова{90}, на момент начала боевых действий наиболее острой была нехватка 37-мм зенитных орудий. По штату требовалось 984 единицы, а имелось менее 25% от этого количества. Напротив, 76, 2-мм дивизионные пушки имелись в избытке, и ими даже заменяли недостающие 76, 2-мм полковые пушки образца 1927 г. в дивизиях, формировавшихся в апреле 1941 г. [79]

Таблица 1.5

Тип орудия КоВО ОдВО ХВО
Полевые орудия
45-мм противотанковая пушка обр. 1932, 1937 гг.      
76, 2-мм полковая пушка обр. 1927 г.      
76, 2-мм дивизионная пушка обр. 1902-1930 гг.      
76, 2-мм дивизионная пушка обр. 1936 г. Ф-22      
76, 2-мм дивизионная пушка обр. 1939 г. УСВ   Нет  
76, 2-мм горная пушка обр. 1938 г.     Нет
107-мм пушка обр. 1910-1930 гг.      
122-мм гаубица обр. 1910-1930 гг.      
122-мм гаубица обр. 1909-1937 гг.      
122-мм гаубица обр. 1938 г. М-30      
122-мм пушка обр. 1931 г. А-19      
152-мм гаубица обр. 1909-1930 гг.      
152-мм гаубица обр. 1938 г. М-10      
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20      
152-мм пушка обр. 1910-1930 гг.      
203-мм гаубица обр. 1931 г. Б-4      
280-мм мортира обр. 1914-1915 гг.     Нет.
280-мм мортира обр. 1939 г. БР-5     Нет
Всего полевых орудий     2026*
Зенитные орудия
37-мм зенитная пушка обр. 1939 г.      
76-мм зенитная пушка обр. 1931 г. 3-К и обр. 1938 г.      
85-мм зенитная пушка обр. 1939 г. 52-К     Нет
Всего зенитных орудий      
Минометы
50-мм ротный миномет      
82-мм батальонный миномет      
107-мм горный миномет      
120-мм полковой миномет      
Всего минометов      


Если говорить о качественном составе артиллерии Юго-Западного направления, то бросается в глаза разнобой типов орудий артиллерийского парка всех трех округов. Значительную часть орудий 122-мм и 152-мм калибра составляли модернизированные гаубицы и гаубицы-пушки, разработанные еще до начала Первой мировой войны. 122-мм гаубицы дивизионного звена лишь на 30% состояли из орудий образца 1938 г. Парк 152-мм дивизионных гаубиц был оснащен орудиями нового образца примерно на 50%. Причиной этого «зоопарка» артиллерийских систем 1941 г. был невысокий уровень промышленного развития нашей страны до индустриализации 30-х годов. Возможности промышленности позволяли в основном модернизировать старые образцы, разработанные по заказу русской армии во Франции (122-мм гаубицы Шнейдера, 107-мм пушки Шнейдера образца 1910 г.) и Германии (122-мм и 152-мм гаубицы Круппа образца 1909 г.) в начале столетия. Некоторые новые артсистемы также представляли собой зарубежные разработки. Это в первую очередь 45-мм противотанковые пушки образца 1932 г. и 1937 г., представлявшие собой модернизацию закупленной в Германии 37-мм пушки Эрхардта. Переход на 45-мм калибр был вызван не стремлением улучшить исходный образец, а причинами технологического свойства. Характеристики 37-мм немецкой и 45-мм советской пушек при разных калибрах были сходными как по фугасному действию, так и по возможностям поражения бронецелей. Лицензия на 76-мм зенитную пушку образца 1931 г. 3-К также была закуплена в Германии. Немцы, в свою очередь, уже в конце 20-х годов считали калибр 75–76, 2-мм недостаточным для зенитной пушки, и специалисты Круппа, работавшие на заводе Бофорс в Швеции, разработали к 1931 г. орудие, позднее получившее широкую известность как «восемь-восемь Флак». Некоторые из закупленных лицензий на наших заводах освоить так и не смогли. Это касается в первую очередь 20-мм и 37-мм зенитных автоматов, лицензии на которые были получены из Германии в начале 30-х. Однако зенитные автоматы требовали высокой точности изготовления деталей, высокой культуры производства в целом, и создать работоспособный промышленный образец зенитного автомата для Красной Армии удалось только к концу 30-х годов. [81] Этим и объясняется небольшое количество 37-мм зенитных орудий в РККА в целом и на Юго-Западном направлении в частности. С началом боевых действий недостаток 37-мм зенитных автоматов и боеприпасов к ним стал существенной проблемой для наших войск в начальном периоде войны. Соединения оказывались слабо прикрытыми истребительной авиацией и не могли защититься от ударов немецких самолетов своими средствами.

Несколько опередили немцы СССР и в разработке реактивных минометов для сухопутных войск. В составе войск XXXXVIII моторизованного армейского корпуса был моторизованный учебный полк «Небельверферов» (Nebelwerfer-Lehr-Rgt.). Если буквально переводить, то «Небельверфер» означает «Дымометатель». Первоначально реактивные минометы предназначались для постановки дымозавес, но затем были разработаны и осколочно-фугасные боеприпасы. Полк «Небельверферов» штатно состоял из трех дивизионов по три батареи. Одна батарея включала шесть 150-мм шестиствольных пусковых установок, одну 37-мм противотанковую пушку, один пулемет, 15 автомашин, 13 тягачей и 10 мотоциклов. В СССР пусковые установки реактивных снарядов на тот момент использовались только в авиации.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Качественные орудия собственной разработки появились в СССР только в конце 30-х годов и, естественно, не могли составить основу артиллерии к началу войны. Особенно если учесть тот факт, что орудия «дробь тридцатого» года производились до 1941 г. Напротив, немцы смогли полностью модернизировать артиллерию своей армии в 20–30-х годах. Формальные ограничения, наложенные Версальским договором, обходились весьма бесхитростным образом — орудию присваивался индекс, говорящий о том, что оно разработано в 1918 г. Иногда это приводит к ошибочному мнению о том, что немецкая армия вооружалась орудиями эпохи Первой мировой войны, что отнюдь не так. Основа дивизионной артиллерии немцев, 10, 5-см легкая полевая гаубица leFH 18 была разработана на «Рейнметалле» в 1929–1930 гг. и начала службу в 1935 г. Полковое орудие 7, 5-см leichtes InfanterieGeschutz 18, или, сокращенно, 7, 5-см lelG 18, было разработано сразу после войны и пошло в серию в 1927 г. 10-см Kannone 18 была разработана в 1926–1930 гг. и поступила в войска в 1933–1934 гг. [82]

Сравнивая возможности техники противоборствующих сторон, всегда нужно помнить, что в 1941 г. наша страна вступила в схватку с промышленно развитой державой Европы, обладавшей ко всему прочему опытом поединка с такими же промышленно развитыми странами в 1914–1918 гг. В Германии в 1940 г. было 125 тыс. металлорежущих станков, в СССР — более чем вдвое меньше, 58 тыс. Это, безусловно, оказывало влияние и на качество, и на количество артиллерийских орудий.

Здесь самое время вспомнить о средствах тяги артиллерии. Возможности артиллерийских частей во многом определяет ее транспорт. Ведь главное — оказаться в нужное время в нужном месте, для чего нужно уметь быстро передвигаться. Особенно актуально это для механизированных соединений. В стрелковых дивизиях по штату военного времени № 04/400 механическая тяга использовалась следующим образом. В противотанковом дивизионе был 21 тягач Т-20 «Комсомолец» на восемнадцать 45-мм орудий. В гаубичном артиллерийском полку полагалось иметь 48 тракторов СТЗ-НАТИ для 122-мм гаубиц и 25 тракторов С-65 «Сталинец» для 152-мм гаубиц. Наконец, в зенитном дивизионе по штату числилось 5 тракторов СТЗ-НАТИ для четырех 76-мм зенитных орудий. Один трактор был запасным. Остальные орудия и минометы дивизии транспортировались лошадьми. В танковых и моторизованных дивизиях тяга артиллерии была полностью механизирована. Полностью переведены на механическую тягу были также артиллерийские части РГК и корпусная артиллерия. Основными тракторами в этом звене были «Коминтерн» и С-2. На практике вместо штатных тягачей использовались сельскохозяйственные тракторы СТЗ-З, С-60 в стрелковых дивизиях и С-65 в корпусной артиллерии и артполках РГК — Резерва Главного командования.

Состояние парка тягачей артиллерии Киевского особого военного округа (см. табл. 1.6) в июне 1941 г. вызывает смешанные чувства. С одной стороны, хорошо видно, что значительную часть средств тяги составляют сельскохозяйственные тракторы СТЗ-З выпуска Сталинградского тракторного завода и С-60, С-65 выпуска Челябинского тракторного завода, способные буксировать артиллерийские орудия со скоростью пешехода. Правда, справедливости ради нужно сказать, что эти тракторы дотянули советскую артиллерию до Берлина. [83]
Таблица 1.6. Средства тяги артиллерии Киевского особого военного округа

Тип трактора Всего В артиллерии В танковых частях Прочие части В ремонте
СТЗ-3          
СТЗ-5 (СТЗ-НАТИ)         нет
Сталинец, С-60     Нет    
Сталинец, С-65     Нет    
С-2     Нет Нет нет
Т-20, Комсомолец       Нет  
Коминтерн         нет
Ворошиловец       Нет  
Коммунар     Нет   нет


Существует масса фотографий 1943–1945 гг., на которых сельскохозяйственные труженики С-65 тянут на буксире понтонные парки, 152-мм и 122-мм корпусные пушки, а иногда даже 203-мм гаубицы Б-4. Это ни в коей мере не являлось достоинством нашей армии, но советские клоны американского трактора «Картерпиллер» прошли всю войну. С другой стороны, критикуя тракторный парк СССР 1941 г., исследователи забывают, что в немецкой пехотной дивизии для транспортировки 105-мм и 150-мм гаубиц использовались лошади. Артиллерийский полк пехотной дивизии вермахта — это 2696 человек личного состава и ни много ни мало 2249 лошадей. Всего в вермахте в 1941 г. было свыше одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях. О таких масштабах использования гужевого транспорта не мечтал даже Чингисхан. Но по своим динамическим характеристикам лошади были явно не лучше сельскохозяйственных тягачей.

Технические характеристики средств тяги играли существенную роль только в механизированных соединениях. Еще на совещании руководящего состава РККА в декабре 1940 г. командир 6-го механизированного корпуса Михаил Георгиевич Хацкилевич, погибший в июне 1941 г., говорил: [84] 1)

«...мы имеем в артиллерии трактора СТЗ-5, которые задерживают движение. Наша артиллерия, вооруженная этими тракторами, имеет небольшую подвижность и отстает от колесных машин и от танковых соединений. (Из президиума: 30 км в час.) М.Г. Хацкилевич: Теоретически это так, а практически он такой скорости не дает»{91}.

2) 3)

Транспортный трактор СТЗ-5 действительно был не лучшим образцом для подвижных соединений. Имея мощность двигателя всего 50 лошадиных сил, он существенно уступал полугусеничным тягачам немецких танковых дивизий, оснащенных двигателями в 100–140 лошадиных сил. Он мог развивать на шоссе скорость до 50 км/ч, и скорость перемещения немецкой артиллерии в большей степени ограничивалась колесами лафетов орудий, имевших сплошные грузо-шины, а не пневматики. Это ограничивало скорость буксировки 20–35 км/ч. 4) 5)

Но воевать пришлось даже в более суровых условиях. Производство большинства специализированных артиллерийских тягачей было прекращено в 1941–1942 гг. Выпуск «Комсомольца» прекратили уже в июле 1941 г., бронированный тягач стал для Красной Армии непозволительной роскошью. «Коминтерны» и «Ворошиловцы» перестали выпускаться в связи с захватом немцами Харькова осенью 1941 г. В связи с эвакуацией в Челябинск ленинградского Кировского завода, основного производителя танков КВ, было остановлено производство С-2. Дольше всех выпускался СТЗ-5 (СТЗ-НАТИ), его производство было остановлено только 13 сентября 1942 г., когда немцы подошли к Сталинграду. Фактически Красная Армия провоевала на оставшихся после 1941 г. тягачах и тракторах, которые были дополнены поставками по ленд-лизу. Например, типовым тягачом 122-мм гаубиц у нас был грузовик «Студебеккер». Он, конечно, ездил быстрее трактора СТЗ-5, но орудий крупнее 122-мм гаубиц М-30 перевозить не мог. В целом, несмотря на то что средства тяги РККА 1941 г. были далеки от идеала, назвать вышеописанный парк тягачей плохим все же нельзя. Другой вопрос, что вследствие неотмобилизованности армии не на все орудия хватало тягачей. Больше всего страдали свежие формирования. [85] Например, формировавшийся в г. Дубно 529-й гаубичный полк большой мощности РГК не имел никаких тракторов и был вынужден бросить матчасть при подходе к Дубно немецких танковых соединений. 6) 7)

6. Военно-воздушные силы. На 22 июня 1941 г. в составе ВВС Киевского особого военного округа имелось: 8) 9)

Истребительная авиация:
МиГ-3–159
Як-2–64
И-16–450
И-153–493
Всего — 1166

2) Бомбардировочная авиация:
Пе-2–68
Ар-2–23
Як-2–4–49
СБ — 214
Су-2– 114
Дб-ЗФ-119
Всего — 587

3) Штурмовая авиация:
И-153–81
И-15бис — 111
Ил-2–5
Всего — 197

4) Разведывательная авиация:
Як-4–31
СБ — 22
Всего — 53

Итого самолетов — 2003.

Данные приведены по докладу командующего ВВС Юго-Западного фронта командующему ВВС КА от 21 августа 1941 г. В составе Одесского военного округа на 1 июня 1941 г. имелось 23 Ар-2, 40 Пе-2, 224 СБ, 143 И-153, 19 И-15, 2 И-15бис, 344 И-16, 8 МиГ-1, 181 МиГ-3, 10 P-Z, 13 Р-10, 13 Р-5, 21 Су-2{92}. Поскольку, как было сказано выше, планировалось перебрасывать авиадивизии Харьковского военного округа практически полностью в состав авиации Юго-Западного фронта, целесообразно привести данные по ВВС и этого округа. Всего в нем находилось 4 Пе-2, 37 СБ, 30 И-153 и 1 И-15бис (неисправный), 39 Ил-2, 45 P-Z, 20 Р-10, 2 Р-5 и 123 Су-2{93}. [86] Но следует помнить, что эта авиация могла участвовать в боевых действиях на юго-западном направлении лишь потенциально, по предвоенным планам. В реальности, например, 135-й ближнебомбардировочный авиаполк 49-й бомбардировочной авиадивизии на Су-2 из Харьковского военного округа был переброшен на Западный фронт и ни дня не воевал на Юго-Западном фронте.

На территории КОВО располагалась также стратегическая авиация, организационно подчиненная штабу ВВС РККА (см. табл. 1.7).

Нет смысла повторять уже многократно сказанное об устаревании парка советских ВВС. Позволю себе лишь обратить внимание читателя на их структуру и принципы взаимодействия авиации с войсками, снижавшие возможности отечественных ВВС. На 22 июня 1941 г. фронтовая авиация, предназначенная для совместных действий с сухопутными войсками, была представлена собственно фронтовой, армейской и войсковой авиацией. В современном понимании этого термина, к фронтовой авиации относятся все три группы. Поэтому целесообразнее называть фронтовую авиацию 1941 г. фронтовой группой авиации. Армейская авиация в составе смешанных авиационных дивизий подчинялась непосредственно армиям, точнее командующим ВВС общевойсковых армий. Фронтовая группа авиации, состоявшая из истребительных и бомбардировочных авиационных дивизий, подчинялась командованию фронта. Войсковая авиация — это корректировочные эскадрильи и эскадрильи связи на самолетах У-2.

В приложении к войскам КОВО плановое разделение между армейской и фронтовой группами авиации выглядело следующим образом. В подчинении командующего 5-й армией находились 14-я смешанная авиадивизия и 62-я бомбардировочная авиадивизия, 174 истребителя и 213 бомбардировщиков. 6-я армия располагала 15-й и 16-й смешанными авиадивизиями, насчитывавшими 309 истребителей, 46 бомбардировщиков и 63 штурмовика. Армейскую авиацию 26-й армии составляла 63-я авиадивизия в составе 62-го штурмового (55 И-153 и 9 И-15бис) и 165-го истребительного (26 И-153, 8 И-15бис и 4 И-16) авиаполков. [87] В руках командующего 12-й армией находились 44-я и 64-я истребительные авиадивизии, 453 истребителя. Авиация в подчинении командующего округом состояла из 17, 18 и 19-й бомбардировочных авиадивизий и 36-й истребительной авиадивизии. С началом боевых действий она становилась фронтовой группой авиации. Насчитывали эти дивизии 173 истребителя, 328 бомбардировщиков, 90 штурмовиков.

Таблица 1.7. Состав и дислокация дальней бомбардировочной авиации на территории КОВО

Дивизия Полк Место дислокации Материальная часть
      Всего Боеготовых Тип
4-й бомбардировочный авиакорпус. Штаб: Запорожье
22-я АД Штаб Запорожье     ДБ-ЗФ
  8-я ДБАП       ДБ-ЗФ
  11-я ДБАП       ДБ-3/3Ф
  21-я ДБАП Саки     ДБ-З/ЗФ
50-я АД Штаб Ростов-на-Дону     ДБ-ЗФ
  81-й ДБАП Новочеркасск     ДБ-ЗФ
  228-й ДБАП Новочеркасск     ДБ-З/ЗФ
  231-й ДБАП Ростов-на-Дону     ДБ-3
  299-й ДБАП Ростов-на-Дону     ДБ-3Ф
18-я отдельная авиационная дивизия. Штаб: Скоморохи, 3 ДБ-ЗФ, все исправные
18-я отд. АД 14-й ТБАП Борисполь     ТБ-3
          ТБ-7
  90-й ДБАП Скоморохи     ДБ-3Ф
  93-й ДБАП Скоморохи     ДБ-ЗФ

Примечания. АД — авиационная дивизия. ДБАП — дальнебомбардировочный авиационный полк. ТБАП — тяжелый бомбардировочный авиационный полк. Таблица составлена по данным журнала «Авиация и время» (1998. № 1. С. 16).

Подобная схема фактически распыляла силы ВВС фронта, размазывая половину боевых самолетов по армиям. Командование фронта не имело возможности осуществить массирование ВВС в своих руках на важнейшем направлении. В отражении удара противника или в поддержке контрудара могла принять участие авиация армии, в полосе которой происходили эти события, и авиация фронта. В это же время на более спокойных участках фронта подчиненная армиям авиация бездействовала или занималась решением малозначительных задач. От этого ушли только в мае 1942 г., когда были созданы воздушные армии. Они объединяли все авиадивизии фронта в одну организационную структуру и облегчали маневр авиацией и в наступлении, и в обороне.

Руководство армейской авиацией предполагалось осуществлять авиационными командирами с командных пунктов стрелковых и механизированных дивизий, располагавшихся на поле боя. Так, считалось, что командиры бомбардировочных авиационных частей в некоторых случаях, при непосредственном взаимодействии с войсками «...с необходимым числом командиров своего штаба должны находиться на командном пункте командира поддерживаемого общевойскового соединения»{94}, командир истребительной авиационной дивизии, выделенной для прикрытия войск на поле боя, также должен был находиться «на КП одного из общевойсковых соединений, обычно центральном в отношении фронта действий истребительной авиации»{95}. На практике, в условиях неустойчивой связи, командиры авиационных соединений предпочитали не покидать КП своих авиадивизий, чтобы не терять управление ими. От авиационных частей и соединений в штабы стрелковых и кавалерийских дивизий направлялись делегаты связи, роль которых выполняли «безлошадные» (то есть оставшиеся без своих самолетов) летчики и штурманы, не обладавшие чаще всего необходимой подготовкой для выполнения роли авианаводчика. [89]

В случае необходимости вызова авиации командир стрелковой дивизии через командира стрелкового корпуса, а иногда и самостоятельно, через офицера связи, подавал заявку на применение авиации командующему армией. Командующий ВВС армии мог либо поставить задачу действовать в полосе данного соединения частям подчиненной ему армейской авиации, либо ходатайствовать перед командующим войсками фронта о направлении туда частей фронтовой группы авиации. Подразделение, вылетевшее на боевое задание, на земле получало боевую задачу и направлялось в район ожидания. Наземные войска с помощью комплекта сигнальных полотнищ подавали сигнал командиру экипажа или подразделения, появившегося в районе ожидания, подтверждавший необходимость выполнения полученного ранее задания или отменявший его. В быстро меняющейся обстановке боя Второй мировой войны такое управление было неэффективным и в большинстве случаев опаздывало, поскольку время прохождения заявки через инстанции достигало 2–8 часов. Во второй половине войны за счет расширения использования радиосвязи время появления авиации над полем боя после получения офицером связи заявки на применение ВВС сократилось до 1 часа 20 минут — 1 часа 30 минут. Авианаводчик сообщал детали задания по радио непосредственно экипажу или командиру авиационного подразделения, находящемуся в воздухе.

Вышесказанное было действующим фактором в течение всей кампании. Специфической чертой первых дней войны было ограничение маневра аэродромами. В приграничных областях перед войной было развернуто активное строительство новых аэродромов с бетонным покрытием взлетных полос. Строительство находилось под контролем НКВД. Проще говоря, аэродромы строили заключенные. Постройка многих из них не была завершена, и возможность менять посадочную площадку, уходя с вскрытой и уже атакованной авиабазы, отсутствовала. Это приводило к потерям самолетов на земле во второй, третьей, иногда даже пятой атаке немцев на один и тот же аэродром. [90]

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, — это парк разведывательной авиации. В составе ВВС КОВО было два разведывательных авиационных полка, 315-й и 316-й, имевшие на вооружении 51 СБ и Р-10 и 31 Як-2 и Як-4. В ОдВО был 317-й разведывательный авиаполк из 38 СБ и 8 P-Z. Таким образом, на всем юго-западном направлении имелось всего 127 разведывательных самолетов. В составе 4-го воздушного флота было 46 самолетов-разведчиков, и еще 197 самолетов-разведчиков находилось в оперативном подчинении войск группы армий «Юг». То есть разведывательная авиация группы армий «Юг» и 4 воздушного флота люфтваффе, не обладая общим превосходством в числе самолетов, едва ли не вдвое превосходила этот вид авиации Киевского особого и Одесского военных округов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.