Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики внимания






Ограниченный объем внимания определяет основ­ные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность.

Устойчивость — это длительность привлечения вни­мания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Она может определяться периферическими и центральными факторами.

Устойчивость, определяемая периферическими фак­торами, не превышает 2 — 3 секунд, после чего внима­ние начинает колебаться. Устойчивость центрального внимания может составлять значительно больший ин­тервал — до нескольких минут. Понятно, что колебания периферического внимания при этом не исключаются, оно возвращается все время к одному и тому же объек­ту. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С.Л. Рубинштейна [148], зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. Можно сказать, что, чем интереснее для нас объект, тем устойчивее будет наше внимание. Устойчи­вость внимания тесно связана с его концентрацией.

Концентрация определяется единством двух важ­ных факторов — повышением интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.

Под распределением понимают субъективно пе­реживаемую способность человека удерживать в цен­тре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно это качество дает возмож­ность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одно­временно семь не связанных между собою дел. Изве­стно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатичес­ких документов. Однако есть все основания предпола­гать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности, а субъектив­ное ощущение одномоментности выполнения несколь­ких дел обязано быстрому последовательному переклю­чению с одной на другую. Таким образом, распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости.

Переключаемость определяется скоростью пере­хода от одного вида деятельности к другому. Важную роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе такого известного и широко распростра­ненного явления, как рассеянность, которая сводится преимущественно к плохой переключаемости.

Множество анекдотов посвящено рассеянности уче­ных. Однако их рассеянность часто является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенно­сти на основном предмете интересов: они так погруже­ны в свои мысли, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смеш­ном положении. Вот несколько фактов такого рода.

Немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика А.П. Бородина [НО]. Как-то раз, когда у него были гости, утомившись, он стал прощать­ся с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в переднюю.

Или такой случай. Бородин поехал с женой за гра­ницу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чинов­ник посмотрел на него подозрительно. В это время в ком­нату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней: «Катя! Ради бога, как тебя зовут?».

Известна и такая история. Приходит Н.Е. Жуковс­кий к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: «Вам кого?». Он в ответ: «Скажите, дома ли хозяин?» — «Нет.» — «А хозяйка?» — «Нет и хозяйки. А что пере­дать?» — «Скажите, что приходил Жуковский.».

И еще один факт. Однажды у известного математика Гильберта был званый вечер. После прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: «Давид, пойди и смени галстук». Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хо­зяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнаружила его в постели. Тот крепко спал. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автомати­чески стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать [166]. Здесь мы опять сталкиваемся с глубинной взаимосвязанностью всех характеристик внимания.

В чем причина описанной рассеянности? Главным образом в том, что, выработав бытовые стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы вывести из сознания контроль за их исполнением или своевре­менным переключением на другую программу и тем самым освободить поле внимания для решения основ­ной научной задачи.

Теперь обратимся к следующей характеристике внимания — предметности. Как уже было подчеркну­то выше, центральные механизмы внимания действу­ют путем изменения чувствительности (порогов) орга­нов чувств разной модальности. Но человек оперирует конкретными объектами, а не обобщенной модаль­ностью. Например, можно слушать оркестр, не заме­чая кашля соседа и шума вентилятора, смотреть кино­фильм, не замечая шляпы сидящего впереди зрителя, т. е. выделять определенные комплексы сигналов в со­ответствии с центральными установками, личной зна­чимостью и актуальностью.

Упомянутые характеристики внимания (устойчи­вость, концентрация и др.) в какой-то мере свойствен­ны не только человеку, но и животным. Но особое свой­ство внимания — произвольность — является истинно человеческим. Животные обладают лишь непроизволь­ным вниманием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.