Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические познавательные процессы






Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой чело­веческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и тру­диться, человек должен каким-то образом восприни­мать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней разви­ваются и сами представляют собой особые виды де­ятельности.

В чем же заключается роль психических процессов?

Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями.

Психические явления — это ответы мозга на вне­шние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Иными словами, психические явления — это посто­янные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощуще­ние и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидя­щие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Психические процессы — процессы, происходя­щие в голове человека и отражающиеся в динамичес­ки изменяющихся психических явлениях.

Познавательная психическая деятельность начи­нается с ощущений. Согласно теории отражения, ощу­щение — это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы по­знаем цвет, форму, величину, запах, звук.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознава­емые ощущения — только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Прежде, чем приступить к рассмотрению ощуще­ний, вам предлагается выполнить несложный тест (№ 2), позволяющий определить, насколько вы чувственны.

Ответьте на вопросы «да» или «нет»:

1. У вас есть любимое время года?

2. Вы любите смотреть на радугу?

3. Нравится ли вам пробовать новую пищу?

4. Вас восхищают красивые закаты?

5. Вы получаете удовольствие от того, что до вас дот­рагиваются или массажируют?

6. Нравится ли вам прикасаться к любимым людям?

7. Случалось ли, что музыка заставляла вас плакать?

8. Некоторые запахи и звуки связаны для вас с опре­деленными воспоминаниями?

9. Духи вас возбуждают?

10. Вам приятно прикасаться к некоторым тканям?

11. Нравится ли вам прикосновение шелка к вашей коже?

12. Вы получаете удовольствие от прогулок по свежевыпавшему хрустящему снегу?

13. Когда солнце согревает ваше лицо, вам нравится?

14. Громкие и назойливые звуки вас раздражают?

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений; они представляют собой осоз­наваемый, субъективно представленный в голове че­ловека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во

внутренней или внешней среде. Физиологическим аппаратом, при помощи которого возникает ощущение, является анализатор. Для того, чтобы человек имел нормальные ощущения, нужно здоровое состояние всех трех отделов анализатора:

— рецептор проводящий;

— нервный путь;

— корковая часть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.