Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологии






Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают досто­верные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомен­даций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах дру­гих наук.

Метод — это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. В переводе с гре­ческого «methodos» означает «путь». По справедливо­му замечанию И. П. Павлова: «...Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зави­сит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не по­лучит ценных, точных данных»[125, с. 26].

В зависимости от того, кто и с какими целями пользуется методами психологии, целесообразно раз­личать методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практи­ке. Методы могут быть более общими и более част­ными. Во всех случаях методы психологии, как и методы других наук, явно или скрыто отражают те общие философские позиции, с которых проводится исследование.

Изучение психических явлений возможно только на основе единственно научного диалектико-материалистического метода познания, опирающегося на объективные законы, существующие независимо от сознания и воли людей.

Методы психологии имеют целью не только фик­сировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущ­ность. И это вполне закономерно. Ведь форма предме­тов и явлений не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено с помощью одного метода, и поэтому при изучении пси­хических явлений обычно используются различные методы, дополняющие друг друга.

Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отме­ченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Своеобразие психических явлений заключается в том, что они, как таковые, недоступны непосредствен­ному наблюдению. Например, ощущение и мысль уви­деть нельзя. Поэтому и наблюдать за ними приходится косвенно. При этом ключ к познанию человека дают его практические дела и поступки.

Обобщение сведений, полученных при изучении одной личности в различных видах деятельности, бу­дет раскрывать психологическую сущность этой лич­ности. В этом проявляется один из основных принци­пов психологии — единство личности и деятельности. Поскольку сознание человека есть историческая категория, а личность является продуктом того обще­ства, в котором она формировалась, методы психологического исследования должны быть нацелены и на выявление социальных влияний на психику человека. Нельзя, например, понять свойства личности работни­ка, не сопоставив их с социальными условиями фор­мирования. В этом проявляется второй основной прин­цип психологии — социальная обусловленность психики человека.

Методы психологии направлены на изучение пси­хических явлений в развитии и изменении. При этом

изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возраст­ных особенностях, под влиянием упражнения, обуче­ния и воспитания, в результате неблагоприятных воз­действий внешней среды, вследствие заболеваний.

Каждый из этих аспектов изучения психики опира­ется на свои частные методы. Крайне важно, чтобы тот или иной применяемый метод был подчинен решаемо­му вопросу, адекватен ему.

Прежде всего уточняются возникшая задача, воп­рос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом, в соответствии с этим, выбирается конкретный и доступный метод. Поэтому далеко не все методы, применяемые в научно-психологических иссле­дованиях, требуются для практической работы руково­дителя. Однако, чтобы грамотно использовать необхо­димые ему психологические методы, специалист должен быть достаточно хорошо ориентирован в вопросе о методах психологии (см. рис. 1.3).

Основными методами психологии, как и большин­ства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Очень ярко на их различия указывал еще в 1899 г. И. П. Павлов: «...Наблюдение собирает то, что ему пред­лагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет»[123, с.274].

Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.

Наблюдение — это такой способ, при котором яв­ления изучаются непосредственно в тех условиях, как они протекают в действительной жизни.

На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах.

Различают два вида наблюдения — сплошное и выборочное.

Сплошным называют наблюдение, когда фиксиру­ются все особенности и проявления психической дея­тельности человека в течение какого-то определенно­го периода.

B отличие от этого при выборочном наблюдении об­ращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отно­шение к изучаемому вопросу.

 


Результаты наблюдений, проводимых с исследова­тельской целью, как правило, фиксируются в специ­альных протоколах. И хотя в условиях повседневной деятельности развернутые записи обычно не ведутся, руководителю (да и любому современному специалис­ту) иногда полезно записывать результаты своих на­блюдений. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обоб­щения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходи­мо возможно полнее соблюдать следующие требования:

1) Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

2) Проводимые наблюдения не должны влиять на ес­тественный ход изучаемого явления.

3) Наблюдение одного и того же психического явле­ния целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкрет­ный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

4) Наблюдение должно быть повторным, а при изу­чении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, т. е. повторные наблю­дения учитывали сведения, полученные при пре­дыдущих наблюдениях.

Эти требования к наблюдению как одному из ос­новных методов психологии имеют важное значение не только в процессе научно-исследовательской рабо­ты. Они должны учитываться и в практической дея­тельности современного руководителя, специалиста любой отрасли.

Наблюдение может быть непосредственным, про­водимым самим руководителем, и опосредствованным, при котором он обобщает ряд сведений, полученных им от других лиц (заместителей, начальников отделов и служб и т. д.).

Следует особо остановиться на так называемом методе самонаблюдения.

Метод самонаблюдения, или интроспекция, в тече­ние ряда столетий психологами-идеалистами рассматривался как основной и даже как единственный метод психологии. Но он не дал и не мог дать ответы на вопросы, стоящие перед психологией как наукой.

Материалистическая психология не может огра­ничиваться тем, что говорит человек о себе на основе своих переживаний. И.М. Сеченов писал: «У человека нет никаких специальных умственных орудий для по знания психических фактов, вроде внутреннего чувства или психического зрения, которое, сливаясь с познаваемым, познавало бы продукты сознания непосред­ственно, по существу»[158, с. 172].

Но это отнюдь не значит, что психология должна полностью отказаться от самонаблюдения, как это пы­таются доказать американские психологи-бихевиористы («бихевиор» в переводе с английского — «пове­дение»). Они отрицают сознание или считают его непознаваемым и рассматривают психологию как на­уку только о поведении.

Конечно, правильно понимаемое самонаблюдение (в виде самоконтроля) играет в жизни человека и в пси­хологии большую роль. Человек может путем самонаб­людения установить: «Я забыл сделать то-то». Но са­монаблюдение не дает ему ответа на вопросы: «Почему забыл?», «В чем сущность памяти?» Поэтому самонаб­людение, хотя и служит важным предметом психоло­гического исследования, не может являться самостоя­тельным и, тем более, основным методом познания сущности психических явлений.

Своеобразной формой наблюдения является бесе­да, устная или письменная. Ее цель — выяснить огра­ниченный крут вопросов, трудно доступных непосред­ственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы наряду с широтой применения позво­ляет рассматривать ее в качестве самостоятельного, хотя и неосновного метода психологии.

Беседа должна проводиться в виде непринужденно­го разговора с человеком, являющимся объектом иссле­дования. Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда основных требований.

Необходимо заранее определить содержание беседы и продумать план выяснения намеченного круга вопросов. Очень важно перед беседой обеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать у него напряженность, настороженность или неискренность.

Задаваемые вопросы должны быть понятными. На­ряду с прямыми вопросами могут ставиться и косвен­ные. Так называемые наводящие вопросы следует задавать продуманно, так, чтобы они не подсказывали ответы. Иногда в беседе ставятся неожиданные вопросы.

Во время беседы надо наблюдать за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с по­лученными ответами. Содержание беседы следует за­поминать для последующих записей и анализа. Делать записи в процессе самой беседы не рекомендуется, так как это обычно лишает беседу непринужденности, на­стораживает человека и делает его ответы искусствен­ными, надуманными.

О результатах беседы судят не только по содержа­нию и полноте ответов на вопросы, но и по их «подтек­сту»: замеченным недоговоркам, обмолвкам, а также по всему поведению человека.

В современной психологии этот метод известен также как опрос. Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, его внутренний мир, однако требует специальной подго­товки, обучения и, как правило, больших затрат време­ни на проведение исследования.

Используемые иногда для массового заполнения анкеты являются своего рода «заочной» беседой (или письменным опросом — анкетированием). Получаемые материалы, если можно так сказать, проигрывают в глу­бине и достоверности отдельных ответов, но выигры­вают в массовости, экономят время.

Интересный материал психологии дает биографи­ческий метод, то есть анализ жизненного пути чело­века по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руково­дителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.

Кроме пассивных наблюдений в психологии ис­пользуются специально организуемые опыты (или эк­сперименты).

Психологический эксперимент — это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целе­направленным изменением условий, задач или спосо­бов выполнения этой деятельности.

Эксперимент может проводиться как в лаборатор­ных, так и в естественных условиях. Руководитель в своей практике широко использует метод естествен­ного эксперимента. Знание сути и правил лаборатор­ного эксперимента помогает ему в этом.

Лабораторный эксперимент изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности. Он строится по принципу психологического моделиро­вания этой деятельности, что позволяет в лабораторных условиях изучать какую-либо изолированную часть це­лостной деятельности с большой точностью регистра­ции и замеров и с необходимой степенью глубины и, главное, повторно. Однако результаты, полученные этим методом, всегда желательно проверять дополнительно в экспериментальных исследованиях или хотя бы сопо­ставлять с материалами неоднократных наблюдений.

Метод лабораторного эксперимента может быть направлен на исследования отдельных процессов (аналитический подход) и деятельности в целом (син­тетический подход). Этот метод может быть безаппаратурным или аппаратурным, с объективной реги­страцией или без нее и т. д.

В последнее время все большую популярность приобретает выделившийся из лабораторного психо­логического эксперимента метод тестирования.

Термин «тест» (по-английски — задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тесты получили широ­кое распространение в детской психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны серии тестов для определения одаренности детей, и в прак­тике психодиагностики после 1910 г., когда в Германии

была разработана серия тестов для профессионально­го отбора.

Применяя тесты, можно получить относительно точную количественную или качественную характери­стику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференци­рованные и сопоставимые оценки.

Наиболее распространенные варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

Тест-опросник основан на системе заранее про­думанных, тщательно отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам на которые можно судить о психологичес­ких качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специаль­ных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития (выражен­ности, акцентуации) у него изучаемого качества.

Данные типы тестов применимы к людям разного' возраста и пола, принадлежащим к различным культу­рам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт — в этом их положи­тельная сторона.

Но вместе с тем имеется и существенный недоста­ток, состоящий в том, что при использовании тестов испытуемый по собственному желанию может созна­тельно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким обра­зом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, такие тесты неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологичес­кие свойства и характеристики, в существовании ко­торых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяются проективные тесты. В основе их лежит механизм проекции, соглас­но которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Такие тесты предназначены для изуче­ния психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного типа, о психологии испытуемого су­дят на основании того, как он воспринимает и оцени­вает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжет­но неопределенную ситуацию, подлежащую произволь­ной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают и что произойдет дальше На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышен­ные требования к уровню образованности и интеллек­туальной зрелости испытуемых, и в этом состоит ос­новное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют достаточно большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Еще одна важная проблема, относящаяся практи­чески ко всем, без исключения типам тестов, в процес­се проведения самой процедуры тестирования заклю­чается в формальной, поверхностной интерпретации получаемых результатов эксперимента, в сознательном отказе исследователя от познания сущности изучаемо­го явления и подмены ее случайным итогом выполне­ния задания; в фетишизации математической обработ­ки формальных результатов «тестовых испытаний».

Данная проблема непосредственно связана с оши­бочными взглядами метафизической функциональной

психологии, которая рассматривает каждую «психи­ческую функцию» как нечто неизменное, «всегда само себе равное» и не связанное ни с целями и условиями деятельности человека, ни с другими психическими функциями, ни с особенностями личности в целом. В соответствии с этим тесты нацелены только на учет количественного изменения «уровня развития» каждой отдельной функции — психометрию.

Сами задачи и задания (тесты различных типов) могут, при правильном их применении, давать весьма ценный материал для психологического анализа, одна­ко неподготовленный в профессиональном отношении исследователь не сможет дать ему адекватной оценки и эффективно применить главный принцип практичес­кого психолога — «не навреди».

Весьма ошибочным (а нередко и приводящим на практике к весьма печальным последствиям) является мнение, что любой человек, купив популярную книгу с психологическими тестами и бегло ознакомившись с ее содержанием, может представляться окружающим психологом и заниматься тестированием на профес­сиональном уровне.

Таким образом, порочным является не сам тест, а его неправильное использование. Тест — это «оружие» особого рода, которое не должно попадать в руки ди­летанта и применяться не по назначению.

Естественный эксперимент в психологии органи­зуется непосредственно в условиях реальной деятель­ности. Не так давно считалось, что лабораторный экс­перимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и со­здавать сравнимые условия. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях.

Современная техника открывает широкие возмож­ности перенесения положительных сторон лаборатор­ного эксперимента в естественный. При этом отсут­ствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента — искусственный харак­тер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном экспери­менте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом иссле­дования.

Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. В простейшем своем виде он ши­роко применяется в виде вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно («Случилось то-то, что будете делать?») или путем введения, незаметно для сотрудника, отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.

Широкое применение в практической психологии находит формирующий (обучающий или воспитываю­щий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, раз­вития.

Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессио­нальной деятельности. Смысл этого приема заключа­ется в том, что при выполнении определенной деятель­ности выключаются, по заранее продуманному плану, отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздра­жители, меняются эмоциональный фон деятельности, мотивы деятельности и т. д.

Учет результатов деятельности в различных усло­виях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответ­ствующих навыков.

Моделирование, как метод, применяется в ситуа­циях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или экспе­римента затруднено или невозможно в силу сложно­сти или труднодоступность. В таком случае прибега­ют к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Математическая модель представляет собой вы­ражение или формулу, включающую переменные и от­ношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоми­нающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на ис­пользовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии ши­роко применяются различные способы и приемы об­работки этих данных, их логического и математичес­кого анализа для получения вторичных результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации.

Для этой цели применяются, в частности, разнооб­разные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Не все методы психологии нужны руководителю в его работе с персоналом, подчиненными. Он выбирает те из них, которые наиболее оправданы в конкретных условиях. С помощью методов психологической науки можно решать целый ряд важных практических задач. При этом необходимо к выбору и использованию ме­тодов подходить творчески — с учетом специфики де­ятельности.

Глава 3

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.