Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Ракурс






Мои ученики часто задавали вопрос, как выбрать удачный ракурс. Что ж, рассмотрим и этот вопрос. Поставьте камеру на землю, приподнимите объектив, чтобы не ложиться рядом с камерой, а просто нагнуться, и заглянуть в видоискатель, это будет кадр, снятый «с нижнего ракурса». Сильный ход – съёмка с верхнего или нижнего ракурса. Достаточно совсем немного изменить «точку зрения» камеры и содержание, смысл кадра меняются совершенно, с точностью до «наоборот»! Например, в одном американском специальном репортаже о военно-морской базе, мешающей местным жителям, оператор снимал интервью с аборигенами с несколько нижнего ракурса, а ответ офицера – с верхнего. На экране это выглядело, как довлеет над жителями положение заложников военной базы. Таким образом, оператор и режиссёр смогли показать положение противоборствующих сторон. Только в своей работе обратите внимание вот на какой аспект, женщины очень не любят, когда на экране видят себя с двойным подбородком. Часто это происходит из-за невнимательности оператора, не обращающего внимание на такие «мелочи», а для дам – это целая трагедия. При съёмке женщин старайтесь камеру держать так, чтобы объектив был примерно на уровне лба, хотя для правильной съёмки людей, камеру, обычно, настраивают на уровень между подбородком и бровями.

Сколько на свете операторов, столько и способов снять один и тот же кадр. Ведь съёмка, как род деятельности, есть способ самовыражения – можно нарушать любые правила и каноны, лишь бы снятые вами кадры передали ваши ощущения оттого, что вы снимаете! Однако, обратите внимание, именно «нарушать», а не «пренебрегать» или, того хуже, «не знать». Сначала нужно все-таки овладеть этими самыми канонами, а уж потом... Оригинальное композиционное решение возможно лишь тогда, когда автору доступно его грамотное стандартное решение. Никогда не пересекайте линию взаимодействия объектов съёмки (линию общения героев). Кадры, снятые с такими ошибками, не будут монтироваться, так как нарушатся пространственные ориентиры. Вместо встречного движения (встречных взглядов) объекты будут двигаться (смотреть) в одну и ту же сторону.

Кадр и его композиция – это основа всех ваших будущих видеосъёмок. Если этот «кирпич» будет с трещиной или пропущен, то и всё «здание» неминуемо развалится – зрители лишь пожмут плечами. Чтобы такого провала не произошло, нужно очень немного: приучить себя смотреть на каждый снимаемый вами кадр «со стороны». Хорошо ли такое решение кадра? Есть ли решение лучше? Существует и такой принцип зрительского восприятия: современный человек неосознанно ассоциирует рассматриваемый им кадр со страницей книги и, как бы, «читает» его в том порядке, в каком читает что-либо написанное или напечатанное. Это выглядит примерно как от 1 к 4: в первую очередь человек обращает внимание на левую верхнюю часть картинки, а в последнюю очередь его «мысленный взор» достигает её правого нижнего угла. Например, правильно снимать взлетающий самолет из левого нижнего угла экрана к верхнему правому, а проезжающую машину – из верхнего левого к нижнему правому.

Часто используемые виды съёмок людей во время беседы:

1) два кадра из-за плеча одного из собеседников и с более дальней дистанции. То время, в течение которого гость не говорит, а слушает и не видно губ собеседника, можно использовать при монтаже вопросов;

2) обратная точка съёмки. Обычно такой кадр снимается уже после того, как гость покинул место интервью. Для этого камера снимает на среднем крупном плане. Собеседник во время этой съёмки «задаёт» те же вопросы, что и во время беседы;

3) кивание головой (или прочие знаки внимания между собеседниками) может быть снято так же. Собеседник внимательно слушает ответ своего визави. Эти кадры могут быть использованы при монтаже для «перекрытия» склеек, когда монтируются два разных ответа;

4) перебивки и панорамы могут быть использованы для иллюстрации ответов, которые указывают на какие-то детали, а также перекрытия не монтажных склеек. Это довольно эффективный прием, но не переусердствуйте – зрители должны регулярно видеть главного героя, особенно, сразу после того, как его представили зрителям.

5) попросите героя попозировать, посмотрите на разные по крупности планы и убедитесь, что композиция вас устраивает.

6) Обдумайте, какой план вам нужен в начале интервью и не хотите ли вы перейти на более крупный план во время одного из вопросов. Лучше всего менять крупность планов во время одного из вопросов, достаточно длинных, чтобы хватило времени на переход.

Снимайте набор разномасштабных кадров: от самого общего до деталей. Избегайте съёмки человека очень крупным планом. При такой композиции герой изолирован от окружающей среды, становятся заметны дефекты кожи лица, и существует опасность, что, двигаясь, объект выйдет из зоны резкости или за рамки кадра. Никогда не выключайте камеру, если действие, которое вы снимаете, не закончено. Например, если герой вошел в кадр, он должен или выйти, или остановиться. Если человек открыл дверь и входит в здание, дверь за ним должна закрыться. Если микрофон находится в кадре, следите, чтобы он не занимал главенствующее место в композиции (не был ярко освещен, не перегораживал часть лица человека, не занимал большую часть картинной плоскости).

В соответствии с «Декларацией о правах человека», каждый человек имеет право на собственное изображение. Никого нельзя рисовать, фотографировать и снимать без личного разрешения изображаемого, даже если речь не идет о последующей публикации данного изображения. Некоторые люди на деле реализуют своё право на изображение. Известные политики, звезды эстрады и кино, крупные бизнесмены и просто агрессивно настроенные граждане применяют весь арсенал средств против съёмки: от судебного разбирательства и преследования до вырывания кассеты из камеры, а иногда и вплоть до разбивания самой камеры, а также лица оператора. Поэтому, будьте внимательны во время съёмок и не забывайте о взаимоуважении. Это важно для автора и оператора.

В заключение. Оператор должен быть уверен, что он не забыл снять достаточное количество перебивок, а также общие планы того места, где велась съёмка. Например, после съёмки основного материала нужно показать, как выглядит здание (привязка к местности), где происходило событие, и саму улицу. Если действие происходило в помещении, то рекомендуется снять вывеску с его названием. Если снимался эпизод с возложением венка к памятнику, то нужно снять надпись на ленте и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.