Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логистические цепи, каналы и сети






При создании макро-и микрологистических систем особое внимание уделяется формированию логистических цепей, а в ряде случаев более сложных логистических систем, которые принято называть логистическими каналами и логистическими сетями.

Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество конкретных субъектов (физических и/или юридических лиц, структурных подразделений ― производителей, транспортников, операторов складской переработки и хранения, операторов перевалки грузов и т.п.), последовательно осуществляющих свойственные им функции (комплексы логистических операций) по доведению материального потока до потребителя. При этом цепь может быть полной ― в этом случае она включает в себя полное множество звеньев от исходного генератора конкретного потока до конечного потребителя, поглощающего данный поток, т.е. здесь начальное и конечное звенья не являются передающими. Если это условие не выполняется, то мы имеем дело с неполной цепью. На практике субъектам рынка чаще приходится иметь дело с неполными цепями. Дело в том, что создание полных цепей предполагает наличие мощных, стабильных потоков ― только в этом случае можно ожидать достаточной эффективности затрат, связанных с их формированием. Для массы же малых, нерегулярных, тем более стохастических потоков эффективнее стратегия использования оперативно создаваемых, требующих минимальных разовых затрат «коротких цепей».

В условиях современного рынка совершенные логистические цепи становятся все более актуальными объектами конкуренции среди грузовладельцев и прочих потребителей комплексных логистических услуг.

Логистический канал можно рассматривать как расширение категории логистической цепи, − это частично упорядоченное множество всех возможных участников конкретного логистического процесса. Здесь под конкретностью понимается заданность источника и конечного потребителя потока.[10] Принципиальное отличие канала от цепи в том, что объектами упорядочивания выступают не логистические звенья, а множества функционально подобных (эквивалентных) звеньев. При этом, организуя необходимый процесс субъект управления должен в каждом из этих множеств выбрать одно звено (одного логистического оператора), результатом соответствующей серии выборов является отдельная логистическая цепь. Таким образом, для всех пользователей результатов такого процесса доставки канал является полигоном выбора оптимального для них варианта цепи. Чем более развит канал, т.е. чем больше действующих в его границах операторов (больше мощности упорядоченных множеств), тем он привлекательнее для широких кругов пользователей-грузовладельцев, так как предоставляет большие возможности для организации доставки на выгодных для каждого из них условиях. Вместе с тем, это влечет усложнение задачи выбора из-за мультипликативного роста числа возможных вариантов построения цепи. Важно отметить, что каждый канал это конкретный четко структурированный объект макрологистики, ассоциируемый с определенным видом перемещаемых материальных ценностей, географией доставки, направлением потока и его прочими характеристиками. Логистическая цепь является простейшей разновидностью логистического канала.

Часто используемое в логистике понятие сети является менее четким, чем предыдущие. Под логистической сетью понимается полное множество звеньев макрологистической системы взаимосвязанных между собой материальными и сопутствующими им прочими потоками. Здесь не обязательно четкое выделение ограниченного числа генерирующих и поглощающих звеньев, возможна разнонаправленность связей между звеньями, физическое движение по сети может происходить в разных направлениях. Довольно распространенными видами сетей являются сети с древовидной структурой или структурой типа ориентированного графа с циклами. Канал также можно рассматривать как частный случай логистической цепи.

В настоящее время при формировании логистических цепей, каналов и сетей выделяют следующие звенья:

· генераторы (источники) материальных потоков;

· трансформационные центры и пункты торговых, транспортных и других посреднических структур, преобразующих материальные потоки на стадии закупки;

· трансформационные центры и пункты в местах производства продукции;

· трансформационные центры и пункты для физического распределения и отправки готовой продукции;

· трансформационные центры и пункты торговых, транспортных и других посреднических структур, преобразующих материальные потоки на пути доставки готовой продукции потребителям;

· пункты назначения (потребители) материальных потоков.

В процессе формирования логистических цепей и при оценке данной деятельности большое значение имеет показатель – коэффициент звенности товародвижения.

Коэффициент звенности товародвижения представляет собой среднее число звеньев, которое проходит материальный поток при движении от производителя к конечному потребителю. Количественно коэффициент звенности показывает, сколько раз товар был продан в сфере обращения. Различают два вида коэффициента звенности материалопотоков:

· Торгово-организационный.

· Складской.

Торгово-организационный коэффициент звенности рассчитывается как отношение валового товарооборота предприятия или торговой системы (Og) к чистому товарообороту (Оц) за определенный период. То есть он выражает не столько физическое движение товарной массы, сколько протяженность цепи собственников, через которую проходит ее стоимостной эквивалент. На его величину влияет изменение объема запасов, причем не только в оптовых, но и в розничных звеньях. Чем меньше торговых посредников, тем меньше величина данного коэффициента.

Складской коэффициент звенности отражает количество трансформационных пунктов (баз, складов, магазинов, перевалочных пунктов), через которое проходит материальный поток до конечного потребителя. Для данного потока может рассчитываться также коэффициент перегрузки.

Как относительный показатель объема погрузочно-разгрузочных процессов коэффициент перегрузки, представляет собой среднее количество операций, произведенное с каждой физической единицей груза (тонна, штука) в процессе выполнения соответствующих работ. Он определяется путем деления суммы тонно-или штуко-операций на количество физических тонн (штук). При этом сумма тонно-(штуко-) операций соответствует законченному процессу грузопереработки (перемещению партии груза со склада поставщика на транспорт, с транспорта на транспорт, с транспорта на склад, и т.д. до потребителя).

Коэффициент перегрузки является важным качественным интегральным показателем применяемой логистической технологии. Чем он меньше, тем при прочих равных рациональнее организован логистический процесс.

На эффективность логистических систем, в том числе цепей влияет много не только внешних, но и внутренних факторов. Среди последних, поддающихся управлению, можно выделить следующие:

1. логистическая инфраструктура предприятия;

2. технология генерации и перемещения материальных потоков;

3. квалификация логистического персонала, в первую очередь менеджеров и

технологов;

4. принятая система материально-технического обеспечения предприятия и сбыта готовой продукции;

5. уровень координации материальных потоков с поддерживающими их информационными, денежными и другими потоками.

Воздействие перечисленных факторов становится благоприятным при постоянной оптимизации процесса движения грузовых потоков, развитии транспортно-складского хозяйства, совершенствовании взаимодействия функциональных подсистем логистики предприятия, создании эффективной системы сквозного управления интегрированным логистическим процессом.

Благодаря четкости структуризации путей движения потоков на цепи и их звенья удается в определенной степени использовать в деятельности логистических систем правила поточного производства, что помогает значительно увеличить скорость потоков и снизить соответствующие их функционированию затраты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.