Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность логистических систем






Логистическая система — это организационно завершенная (четко структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им иными потоками элементов-звеньев, совокупность которых, как и границы и задачи системы заданы общими внутренними и (или) внешними целями.

Большинству реально функционирующих логистических систем присущи следующие черты:

· сложность, признаками которой являются наличие большого числа элементов и сложный характер взаимодействия между ними; сложность функций выполняемых системой; воздействие на систему большого количества стохастических факторов внешней среды.

· иерархичность, т.е. подчиненность элементов более низкого уровня элементам боле высокого уровня в аспекте линейного или функционального управления.

· целостность (эмерджентность), т.е. способность выполнять заданную общесистемную целевую функцию, недоступную ее отдельным звеньям или подсистемам.

· структурированность - наличие определенной устойчивой организационной структуры, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления. Реализующих заданную цель.

Субъектами логистической системы могут быть промышленные или торговые предприятия и их объединения, территориально-производственные комплексы, совокупности производственных и инфраструктурных элементов отдельных отраслей или регионов, а также материальных и сопутствующих им иных связей на различных уровнях (локальном, региональном, государственном).

Целью создания логистической системы является обеспечение доставки продукции (товаров, услуг, информации и т. д.) в заданное место в нужном количестве и ассортименте при заданной степени подготовленности к производственному или личному потреблению и оптимальных издержках.

Все подсистемы (сложные структурные компоненты) логистической системы делятся на две категории:

· функциональные подсистемы (производственная, транспортная, складская и т.д.), которые непосредственно осуществляют логистические процессы;

· обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).

Логистическая система обладает развитыми внутрисистемными связями и связями с внешней средой. И те, и другие связи отличаются высокими интегративными свойствами и могут быть:

· материальными;

· денежными;

· информационными;

а также:

· прямыми;

· обратными.

Внутрисистемные связи являются более мощными, чем связи с внешней средой. Обычно они имеют регулярный характер, так как являются отражением организационно-технологической структуры системы. Правильно построенный комплекс этих связей является главным фактором эквифинальности в логистике. Последняя означает высокую степень независимости планируемых результатов деятельности системы от влияния отдельных внутренних или внешних факторов благодаря тому, что организация, планирование и контроль логистических процессов и сфер деятельности строятся таким образом, что данное влияние не может кардинально изменить целенаправленный характер осуществляемых работ.

Связи логистической системы с внешней средой могут быть носителями так называемой л огистической синергии — дополнительного эффекта, возникающего благодаря активной и глубокой координации работы звеньев (подсистем), а также входных и выходных материальных и информационных потоков в ходе реализации общесистемных целей и интегральных функций.

Логистическая синергия может быть положительной и отрицательной.

Логистическая система обычно характеризуется как система с временными ограничениями, когда выполнение стадий и операций процесса обусловлено не только затратами определенных ресурсов, но и конкретными временными границами, нарушение которых может быть связано с появлением соответствующих санкций.

Важнейшими свойствами логистической системы являются:

· оптимальность;

· адаптивность.

Оптимальность является необходимым и предварительно заданным свойством, так как от результатов управляющих воздействий (объектов оптимизации) зависит эффективность работы данных систем. Принимаемые в логистических системах оптимальные решения позволяют не только с максимальной эффективностью использовать располагаемые ресурсы, но и сохранить устойчивое состояние системы, облегчить формулирование альтернативных вариантов для последующих управленческих решений.

Адаптивность. В условиях неопределенности (ограниченной предсказуемости) большинства параметров окружающей среды, а следовательно, – и параметров материальных, денежных и информационных потоков, проходящих через логистические системы, их способность к адаптации приобретает особую значимость. Она позволяет занять устойчивое положение на рынке, что очень важно для организации функциональной деятельности всех хозяйственных структур. Проблема обеспечения достаточной адаптивности обостряется также в связи с возникновением внутри логистических каналов и цепей явления турбулентности (взаимовлияния) потоков.

Важнейшей категорией логистических систем является логистический цикл. Он связан с законченным комплексом действий (операций), необходимых для выполнения конкретного логистического процесса, например выполнением заказа на изготовление и доставку определенной продукции, а также с соответствующим периодом времени. Последнее включает время, необходимое для оформления заказа на поставку определенного товара, его изготовления, включая приобретение нужных для этого средств производства, и непосредственно на доставку заказанной продукции на склад потребителя или к другому месту назначения.

Логистический цикл в общем виде состоит из следующих элементов:

1. Время на обработку заказа и его оформление в установленном порядке.

2. Время на доставку или передачу заказа поставщику.

3. Время выполнения заказа поставщиком, которое включает:

· время ожидания постановки заказа на выполнение;

· время выполнения заказа.

4. Время доставки изготовленной продукции заказчику.

Логистический цикл может включать также:

· время на подготовку продукции к производственному потреблению;

· время на подготовку продукции к продаже (для торгового предприятия).

На практике для потребителя наиболее важными являются те элементы логистического цикла, которые относятся ко времени выполнения заказа поставщиком и времени доставки продукции к месту назначения. По отношению к заказчику они могут быть частично управляемыми и неуправляемыми. Эти же элементы выступают наиболее важными критериями для покупателя в процессе выбора и оценивания поставщика.

Понятие и показатели логистического цикла используются при формировании логистических каналов (цепей), при проектировании и создании логистических систем и в ряде других случаев.

Особенностью логистического цикла в современных условиях является его неуклонное сокращение. Оно может быть как абсолютным, так и относительным. Последнее связано с тенденцией удлинения и усложнения материальных связей в экономических системах в условиях динамичной интеграции мирового и региональных хозяйств. Сокращение происходит за счет внедрения гибких производственно-логистических систем, передовых технологий в организации транспортно-складских работ, новейших средств связи и обработки информации, и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.