Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды логистики






Логистика как наука об управлении материальными, информационными и иными потоками включает в круг своих интересов значительную часть сферы экономической жизни общества. В связи с этим в целях структуризации научных исследований и практических разработок с помощью ряда критериев она классифицируется на ряд областей.

По масштабам разрабатываемых проблем логистика делится на следующие области:

1) макрологистику;

2) микрологистику.

В область исследований макрологистики включаются процессы, протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне.

Логистика на данном уровне выражается в проведении глобальной логистической стратегии, которая заключается в формировании устойчивых торгово-экономических связей между отдельными странами и регионами на основе международного и территориального разделения труда в рамках сложившейся специализации и межотраслевого кооперирования.

Основными предпосылками возникновения глобальной логистической концепции и соответствующей стратегии явились:

· устойчивая тенденция к интеграции хозяйственных систем на всех уровнях экономики, в том числе на общемировом и межгосударственном;

· развитие научно-технического прогресса в области транспорта, связи, информационных технологий;

· бурное развитие сферы делового сервиса;

· переход к гибкому машинному производству на основе индивидуализации спроса;

· стремление закрепить рынки сбыта и источники снабжения;

· актуализация государственного управления с помощью неадминистративных методов;

Масштабность и результативность глобальной логистической стратегии характеризуется различными показателями. Например, отношением объема межрегиональной или внешней торговли к объему соответствующего валового продукта, удельным весом завозимых комплектующих изделий в общем объеме выпуска продукции и т. д.

Глобальная логистическая стратегия, проводимая не одной, а группой стран, может закрепляться в виде важнейших политических решений. Ярким примером тому служит создание Единого европейского сообщества с единым внутренним рынком (упрощены и отменены таможенные формальности, ускорено внедрение общеевропейских стандартов, провозглашено равноправие фирм и компаний стран-участниц Европейского сообщества в получении государственных контрактов в любой из стран альянса и т. д.).

Эффективность глобальной логистической стратегии заключается в частности в том, что она значительно сокращает число посредников как оптовых, так и транспортных, которые несут перед грузовладельцами полную ответственность за груз и сроки поставки, при этом транспортировка осуществляется обычно по единому перево­зочному документу.

В то же время для перехода к глобальной логистической стратегии необходимо решить ряд правовых, организационных, технических и других вопросов, в том числе внедрения современных информационных технологий, таких как система контроля местонахождения транспортных средств, система электронного обмена данными между субъектами управления и т. д.

Микрологистика занимается комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий[3], объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.

Помимо критерия масштабности разрабатываемых проблем для структуризации логистики используются и другие принципы. Так, по характеру зон управления логистика делится на два вида:

1) внешнюю логистику;

2) внутреннюю логистику.

Внешняя логистика занимается вопросами по регулированию потоковых процессов, выходящих за рамки профильной деятельности, но находящимися в сфере влияния субъекта хозяйствования.

Внутренняя логистика направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.

Следует отметить, что в теории и практике наиболее распространенным принципом структуризации логистики является характер хозяйственной деятельности. По этому принципу выделяют следующие виды логистики:

Заготовительная (закупочная, снабженческая) логистика. Это логистика, связанная с заготовкой материальных ресурсов. Она решает все вопросы, относящиеся к сфере материально-технического обеспечения предприятия и подготовки продукции к производственному потреблению.

Производственная логистика. Она включает все вопросы по организации и управлению перемещением материальных ресурсов (от сырья до готового изделия) непосредственно в процессе производства, в том числе подачу сырья, материалов и комплектующих изделий на рабочие места.

Распределительная (маркетинговая) логистика. Это логистика, специализирующаяся на физическом обеспечении реализации продукции[4], включая ее доставку «точно вовремя» от «двери» производителя до «двери» потребителя и послепродажное обслуживание.

Все виды логистики обязательно предполагают наличие логистического информационного потока, включающего поступление совокупности данных о параметрах материальных потоков, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации в заданном виде.

Все возрастающий массив информации в сфере производства, обращения и финансов, который требует соответствующей обработки, а также развитие средств коммуникации и компьютеризация хозяйственной деятельности обусловили формирование еще одного вида логистики  информационной логистики. Ее задача  создание и эксплуатация информационного обеспечения для оптимального осуществления комплекса необходимых логистических функций (операций).

В целом перечисленные виды, входящие в сферу микрологистики, охватывают весь комплекс вопросов по управлению материальными и информационными потоками. Однако учитывая сложность (разнообразие технических средств и вариантов их использования и взаимодействия), высокую стоимость транспортировки (в частности, ее фондо- и энергоемкость), а также то, что перевозка как правило является ведущим звеном логистического процесса[5] специалисты обычно объединяют эти процессы и их изучение в особый раздел, называемый транспортная логистика.

В экономической литературе и на практике можно встретить также такое определение, как складская логистика. Круг вопросов, включаемых в нее, обозначен самим названием  это все процессы и операции, связанные со складированием, хранением и переработкой материальных ресурсов во всех звеньях складского хозяйства.

В последнее время в связи с активным применением логистических подходов, принципов и методов в сфере денежного обращения формируется новая разновидность логистики финансовая логистика. 0бласть ее распространения  банковская, страховая, инвестиционная и торговая сферы. Она занимается вопросами управления и рационализации денежных потоков на всех этапах движения наличных денежных средств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.