Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свободомыслие в истории духовной культуры 2 страница






 

 

 

предстают как подчиненные друг другу, а это не соответствует пред-

ставлению об их всемогуществе" и т. д. Греческий философ-скептик

Карнеад из Кирены (214 - 129 до н. э.) выступал против телеологиче-

ского доказательства бытия бога, указывая на несовершенство мира

и жизни. Вот одно из рассуждений Карнеада: если боги существуют,

то они живые существа, значит, у них должны быть чувства, а если

это так, то они должны ощущать не только сладкое, но и горькое;

в таком случае бог будет восприимчив к беспокойству, к изменению

в худшее, значит, он тленен, следовательно, он не бог.6

Весьма многообразны проявления критики религии с позиций здра-

вого смысла в Индии и Китае. Древнекитайский философ Ван Чун

(27-ок. 100), выступавший не только против обожествления Конфуция,

но и против обожествления неба, задавался вопросом: если небо обла-

дает сознанием и может высказывать порицание правителю, " сбивше-

муся с правильного пути и отказавшемуся от добродетели", почему

оно заранее не выбирает правителя, не совершающего ошибок? 7 Ло-

каятики спрашивали: если попадает на небо животное, принесенное

в жертву, то почему приносящий жертву не предложит вместо него

своего отца? Если тело становится прахом, как оно может вновь воз-

родиться? " Нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за

порочное", полагали они, " не существует ни бога, ни освобождения,

ни дхармы, ни не-дхармы" 8.

О причинах В сочинениях целого ряда философов древ-

возникновения религии ности мы обнаруживаем первые попытки

постичь сущность религии, ее причины, ха-

рактер ее влияния на человека. Одним из первых поставил вопрос

об источнике веры в богов Ксенофан из Колофона (VI в. до н.э.).

Согласно философу, источник веры в богов - сами люди, они творят

богов по своему образу и подобию: "...эфиопы пишут своих богов чер-

ными и с приплюснутыми носами, фракийцы - рыжими и голубогла-

зыми, мидяне и персы - также подобными себе, египтяне также

изображают их по собственному образу" 9.

Философы античности создали широкий спектр самых разных идей

о происхождении религии. Софист Продик из Кеоса (V в. до н.э.)

полагал, что боги - олицетворение полезного: " Солнце, Луну, реки,

источники и вообще все полезное для нашей жизни древние наиме-

новали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне

Нил" 10. Некоторые мыслители считали веру в богов результатом обма-

на со стороны государственных мужей. Критий (V в. до н. э.) выдвинул

следующую версию. Было время, когда жизнь человека покорялась

только грубой силе. Затем в обществе ввели карательные законы

против преступников, но они совершали насилие тайно. Тоща один

изобретательный человек стал уверять, что существует божество, ко-

торое все видит, слышит, за всем наблюдает. Эвгемер из Мессены

 

 

 

(IV в. до н. э.) выдвигает гипотезу: боги - это люди доисторических

времен, которые выделялись умом и силой п.

Суждения о происхождении религии Демокрита (ок. 470 или 460

до н. э. - умер в глубокой старости) из Абдеры связаны с его фило-

софским учением. В его учении нет веры в божественное провидение,

во всемогущество богов. Он допускал существование богов, но считал,

что это не что иное, как естественные стихии, состоящие, как и все

в мире, из атомов. Из атомов же, по Демокриту, состоит и душа че-

ловека. Когда человек умирает, ослабевшее тело не может их удер-

жать, и они рассеиваются в воздухе, душа смертна. Тем самым

преодолевался страх перед смертью: ведь по поверьям древних греков,

посмертное существование в Аиде не сулит человеку ничего хорошего.

Демокрит объяснял веру в богов страхом перед неподвластными

человеку силами природы, непониманием этих сил: люди " пришли к

представлению о богах, исходя из непонятных явлений, происходящих

в мире... Первобытные люди, наблюдая небесные явления, как,

например, громы, молнии, перуны и встречи звезд, затмения солнца

и луны, приходили в ужас, думая, что причиной этому - боги" 12. О

страхе перед непонятными явлениями природы как причине веры в

богов говорил и Эпикур (341 - 270 до н. э.), добавив, что эта вера

основывается и на страхе перед смертью.

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н. э.), излагая разные учения

о богах, как религиозные, так и нерелигиозные, приводит суждения

одного из персонажей; после длительного рассмотрения доводов за и

против бытия богов он заключает: " Порой начинает казаться, будто

вовсе нет никаких богов" 13.

Основные положения античной философии о религии обобщил пос-

ледователь Эпикура Тит Лукреции Кар (99 - 55 до н. э.). Цель его

поэмы " О природе вещей" - освободить людей от гнета религиозных

суеверий, поскольку он видит в них страшное зло для человечества.

Лукреций пишет о " лике ужасном религии", которая повергает смер-

тных долу, рождает нечестивые и преступные деяния. Так, вожди гре-

ков для ниспослания судам счастливого выхода в море пролили руками

отца на жертвеннике кровь Ифианассы. Кроме того, религия отравляет

душу страхом перед загробным миром. Лукреций доказывает, что в

религии отражается земная жизнь, но отражается она в искаженном

свете. Религия - это вымысел; " все это вымыслы, Меммий" - и то,

что боги изготовили природу, и то, что нам надо славить богов. Не-

лепые идеи придумали пророки, и люди поддаются их " ужасающим

вещаньям", " бредням". Основа религии - страх перед грозными

силами природы, результат невежества людей, незнания ими причин

явлений; ее рождает и страх смерти, а также сновидения. Лукреций

дает гуманистическую трактовку отношения человека к смерти, он

полагает, что душа погибает со смертью, " значит, нам смерть - ничто

и ничуть не имеет значенья", что никаких ощущений со смертью не

 

9 З.к. 536 257

 

будет, " ибо отжившее все вытесняется новым, восстановляются вновь

одни из других непременно, и не уходит никто в преисподней мрачную

бездну" 14. Люди должны постичь законы природы, разобраться в своем

собственном духовном мире, знать причины создания мифов о богах,

научиться мужественно воспринимать смерть.

Глава XX

СВОБОДОМЫСЛИЕ

В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА

§ 1. Свободомыслие в средние века

Свободомыслие в средние века в Европе и на арабском Востоке

развивалось в условиях господства христианства и ислама. Критика

христианства со стороны образованных представителей Древнего Рима

началась уже во II - III вв. Лукиан из Самосаты (120 г. - дата смерти

неизвестна) усматривал причину религии в фантастическом отражении

небесных явлений, христианство считал результатом обмана невеже-

ственных людей шарлатанами. Ко II в. относится и сочинение Цельса

" Правдивое слово", в котором он показал, что истоки христианства,

в частности идея воскресающего Бога, - в восточных религиях. В пер-

вые века новой эры христианство критиковалось открыто. После того

как христианство превратилось в государственную религию, открытая

его критика надолго умолкает. Определенный характер свободомыслие

приобретает начиная с IX в. Развитие свободомыслия связано с ростом

городов, ремесленного производства. Как правило, вольнодумцы - вы-

ходцы из городских слоев, а также из крестьянства. Факты наличия

в обществе неверующих людей зафиксированы в документах того вре-

мени. В испанском своде законов " Семь партид" (частей) говорится

о еретиках. Среди них те, кто верует, но расходится с истинной верой,

и те, кто вообще не верует, думает, что душа умирает вместе с телом

и что ни за добро, ни за зло, которое человек сделает в этом мире,

он не получит ни награды, ни наказания1.

Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) полемизировал с неверу-

ющими, " которые издеваются над христианской простотой, называя

ее глупой", и задают теологам вопросы, например, такие: откуда изве-

стно, что Бог стал человеком? почему Бог дал миру вновь жизнь своей

смертью, хотя он мог сделать это простым волевым актом? Они воз-

ражают, говорит Ансельм, против учения о спасительной смерти

Христа, о его борьбе против дьявола. " Неверующие принимают за фан-

тазии факты, в которые мы верим" 2, - пишет он.

О наличии вольнодумцев на Востоке свидетельствует мусуль-

 

 

 

майский философ аль-Газали, указывавший на " неверие и безбожие",

распространенные в среде образованных людей: математиков, естест-

воиспытателей, философов (" метафизиков")3.

Свидетельства неверия или, во всяком случае, достаточно прох-

ладного отношения к вере и исполнению обрядов заключены и в

обличительной церковной литературе Древней Руси начиная уже с

XII в. В многочисленных " Поучениях", " Словах" церковные авторы

призывают посещать храмы и соблюдать обряды.

В духовной культуре средневековья можно обнаружить самые

различные проявления свободомыслия, кроме атеизма.

Еретические движения Ереси - это учения, вступавшие в противо-

в Западной Европе речие с господствующим вероучением. Как

и на Руси правило, в средние века они не выходили за

рамки религиозного мировоззрения. Ереси,

крестьянско-плебейские или бюргерские, городские, были проникнуты

духом антиклерикализма, направленного против церкви как феодаль-

ного учреждения. Они нередко содержали пантеистические идеи, поз-

волявшие провозгласить возможность слияния человека с Богом

независимо от церкви и даже возможность становления человека Бо-

гом. Пантеизм по-особому трактует понятие Бога: по существу, он

исключает его участие в творении мира и в делах человека. В противо-

положность теистическому истолкованию Бога как личности, про-

мыслителя, трансцендентного по отношению к миру, сотворенному им

из ничего, пантеизм учил о единстве мира и Бога: в так называемом

мистическом пантеизме мир растворялся в Боге, в натуралистическом

же, еще дальше отходящем от теизма, - Бог растворялся в мире, пред-

ставляя собою душу мира или же отождествляясь с миром, с природой.

Пантеистические учения заключали в себе идею бесконечности Все-

ленной, самостоятельности природы и человека, совечности Бога и

мира.

Мистико-пантеистические идеи использовались нередко еретиками

для обоснования реальных притязаний масс на свободу от церкви -

в русле этих притязаний проповедовались мысли о ненужности церкви

и церковных обрядов. В конце XII - начале XIII в. в Европе появилась

секта амальрикан, руководимых преподавателями Парижского

университета. Их идеолог, преподаватель философии и теологии

Амальрик (Амори) Бенский (ум. 1206), утверждал, что все в мире

едино, ибо все - Бог; творец и тварь - одно и то же. Амальрикане

не признавали авторитета церкви и духовенства, отвергали папу-

" антихриста", католические обряды, аскетизм; они понимали под адом

невежество, а под раем - обладание их учением. Церковь публично

сожгла руководителей ереси (1210).

В начале XIII в. философ-пантеист Давид Динантский радикально

расходился с теистической доктриной. " Мир есть сам бог... - писал

 

9* 259

 

Давид, - материя мира есть сам бог", " существует только одна суб-

станция не только всех тел, но также и всех душ, и она есть не что

иное, как сам бог" 4. Пантеистические взгляды были тесно связаны с

идеей достоинства человека, приходили в противоречие с

христианским учением об изначальной греховности человеческого

рода. Сторонники ереси бегардов и бегинок, возникшей в XIII в. и

распространившейся в Германии в XIV в. среди части сельского на-

селения и плебейских слоев города, полагали, что человек может в

этом мире достичь высокой степени совершенства - такой, что не бу-

дет нужды ни в молитве, ни в посте, и можно будет превзойти даже

заслуги Христа.

Антиклерикализм был существенной чертой еретических движений

и учений на Руси, отражавших настроения крестьян, посадских людей,

части рядового духовенства. В первые века после принятия христиан-

ства на Руси антицерковные движения выступали в форме защиты

дохристианских верований. Во главе восстаний на Руси (в Суздале

в 1024 г., в Киеве в 1068 г.), целью которых был захват имущества

богатых, стояли волхвы. Первая влиятельная ересь на Руси -

стригольничество, основателем которого был псковский диакон Карп.

Ересь вскоре распространилась и в Новгороде, и это не случайно:

Псков и Новгород - города с развитым ремеслом и торговлей, с ат-

мосферой вольности и свободы. В 1375 г. ересь была разгромлена, а

ее руководители казнены. Стригольники отвергали церковную

иерархию, выявляли пороки церкви, отказывались от обрядов, связан-

ных со смертью, выступали за непосредственную связь с Богом, а пото-

му отвергали храмы, молясь под небом и совершая обряд исповеди

земле. Некоторые из них сомневались в воскресении мертвых. Ссы-

лаясь на апостола Павла, еретики доказывали, что учить вере может

и простой человек, обладающий " чистым житьем".

В конце XV в. появилась новгородско-московская ересь " жидо-

вствующих" - антитринитариев, опиравшихся на Ветхий Завет для

доказательства единственности Бога, не имеющего никакого сына.

Христос для них - простой человек, распятый на кресте и истлевший

в могиле. Еретики выступали против поклонения иконам, против

таинств, отвергали Евангелие, апостолов, отцов церкви. Ересь

распространилась и среди московского духовенства. Еретики

занимались астрологией, математикой, логикой, изучали " Шесток-

рыл" - астрономические таблицы XIV в., доказывали, что назначен-

ный богословами в 1492 г. конец мира не состоится. В их сочинении

" Написание о грамоте" доказывалось, что Бог наделил человека

" самовластием ума" и человечество спасется знанием. По указанию

архиепископа Геннадия (ум. 1505) еретики были сожжены.

В 1553 г. церковь осудила за ересь боярского сына Матвея

Башкина. Мучимый страданиями подневольных русских людей,

Матвей " изодрал кабальные бумаги" на своих " рабов", предоставив

им свободу. При этом он ссылался на евангельское " возлюби

 

 

 

ближнего". Матвей тоже доказывал, что Христос - простой человек,

но при этом опирался на Новый Завет. Он отвергал авторитет отцов

церкви и вселенских соборов, храмы и иконы, евхаристию и

покаяние, недоумевал по поводу несоответствия учения и практики

церкви, считал жития святых " баснословиями".

Особенно большое влияние на развитие свободомыслия в Древней

Руси оказала ересь Феодосия Косого - холопа, одного из слуг Ивана

Грозного (1530- 1584). Он был осужден на соборе 1554 г. и бежал

в Литву. Феодосии провозгласил " Новое учение", имевшее открытую

антифеодальную направленность: оно выступало против господства

человека над человеком. Будучи антитринитарием, Феодосии призна-

вал одного Бога, для которого " сынами божьими" являются

" внутренние" люди, а те, кто покорен господам, - это " рабы". Еретик

призывал не повиноваться " властям и попам". Антиклерикализм

Феодосия вел к сомнениям в истинах христианства. Феодосии считал,

что бытие не сотворено, самобытийный мир состоит из четырех

стихий. Самобытиен и человек, и его разум. Поэтому никто, кроме

самого человека, не спасет его, он собственный спаситель и

искупитель.

Вольнодумные трактовки ве- Свободомыслие проявлялось и в своеобразной,

роучительных книг нерелигиозной интерпретации религиозных

терминов, образов, сюжетов. Нередко экзегеза

Библии выводила мыслящего богослова за

пределы традиционно-религиозного вероучения. В XIV в. итальянские

крестьяне и городской плебс восстали против феодального строя. Их

предводитель Дольчино проповедовал возможность Нового Иерусалима

на земле; осуждая католическую церковь, называл ее " престолом са-

таны". Он пытался воплотить на земле для бедняков то, что обещает

своему народу Бог в книге пророка Иезекииля: безопасную жизнь,

освобождение от рук поработителей, благоденствие. Франциск

Ассизский (XIII в.), демонстрировавший презрение к богатству, про-

возгласил королевой нищету; образ жизни Франциска и его последо-

вателей соответствовал идеалу Нищеты. Вместе с тем Франциск

выступал против церковного аскетизма: вериг, власяниц, постов, умер-

щвления плоти. Природа в его трактовке выступает не как дьявольское

искушение, а как источник творческого вдохновения. Идеи и жизнь

Франциска способствовали возникновению такого направления в евро-

пейской культуре, как францисканская поэзия. Религиозные сюжеты

в ней нередко трактовались как земные, подчеркивалось человеческое

начало в Богоматери, в Христе и других религиозных персонажах.

Свободомыслие в народной Существовал целый пласт народной культу-

культуре средневековья pы, противостоявшей официальной церковной

культуре. Это была по-своему целостная

культура, выражавшаяся в обрядово-зрелищной форме, в словесных

смеховых произведениях и даже в фамильярно-площадной речи5. На-

 

 

родная смеховая культура позволяла увидеть мир по-новому, вне

предписаний системы теологических идей и образов. Народное

мироощущение было противоречивым: суеверия и косность уживались

в нем со стремлением к обновлению мира и человеческих отношений.

Смеховая культура выражала победу над страхом перед ав-

торитаризмом и властью. Область смеховой культуры обширна: пос-

ловицы и поговорки, пародии на библейские сюжеты и церковные

службы, сатирические представления, выступления скоморохов,

рисунки миниатюристов и т. д.

В Древней Руси свободомыслие проявлялось и в былинах, в ко-

торых выражались стремление к свободе, поэтизация крестьянского

труда, понимание народом своей исторической роли, силы и способ-

ности отстоять родную страну от захватчиков. В былинах высказы-

валось вольномыслие по отношению к православию, например в

былине о Василии Буслаеве6.

В фольклоре нередко выявляется более резкая критика религии и

церкви, чем в произведениях древнерусской литературы, содержавшей

еретические идеи: устное творчество было менее подвластно церков-

ному контролю. Критика пороков духовенства - обычный сюжет на-

родных сказок как в средневековой Европе, так и в Древней Руси.

Религиозный индифферентизм В течение всего средневековья в странах Ев-

и гуманизм в литературных ропы и на Востоке идеи свободомыслия про-

и исторических сочинениях являлись в художественной литературе,

поэзии, в сочинениях историков, летописцев.

В романах - исторических, любовных, приключенческих - участие

Бога сводится к минимуму, а ответственность за свои поступки несут

сами люди. Религиозные темы в ряде произведений вообще не за-

трагиваются, а если затрагиваются, то освещаются критически. Че-

ловек действует, руководствуясь чисто земными мотивами, он не

ставит своей целью достижение христианского благочестия и ради зем-

ных радостей готов пожертвовать райскими благами. Мир и человек

предстают в каждый момент жизни не как нечто тленное, бренное,

но как исполненное ценности. Воспевание любви, красоты природы,

достоинства человека, прекрасного женского тела - характерная черта

и поэзии вагантов, и византийской любовной прозы, и куртуазного

романа, и лирики трубадуров.

Художники этого времени обнаруживают всю сложность и противо-

речивость человеческой души, образы их героев становятся более

жизненными, правдивыми. Безрелигиозными, исполненными живого

чувства были многие стихотворения странствующих клириков XII -

XIII вв., не нашедших своего места в церковной структуре, - ваган-

тов. Их лирические стихи о весне, о любви, о свидании отдалены от

христианских созерцаний, церковно-догматических норм морали,

обращены к интимной стороне человеческой души. " Что любовью ве-

 

 

 

лено - выше описанья! " - говорил французский поэт Вальтер

Шатильонский (XII в.). Герой его стихотворения " Песня о свидании",

решивший отдохнуть под сенью дерева, неравнодушен к красоте

природы: " Гнулись ветки пышные, пели струйки слышные, и тенистой

сеткою над волной студеной кров шумел зеленый, каждой длинной

веткою к влаге наклоненный". И как часть этой прекрасной природы

- возлюбленная, " лилия младая": " лба ее белее нет, губ ее нежнее

нет".

Индифферентность в религиозных вопросах была характерна для

целого ряда историков средневековья. Необходимость фиксации реаль-

ных событий приводила историков к поискам причин и смысла тех

или иных событий в самой жизни. Такого рода исторические писатели

были и в Европе, и на Востоке. Например, в хронике Э. Эйнгарда

(ок. 770 - 840) " Жизнь Карла Великого" Карл (742 - 814) изображен

человеком вполне светским.

Историки воссоздавали богатую событиями, многообразную жизнь

своего времени, правдиво описывали характеры людей, мотивы их

действий. Идеи провиденциализма с течением времени вытесняются

даже из хроник, посвященных крестовым походам, особенно это ха-

рактерно для арабских авторов, объяснявших крестовые походы не-

религиозными факторами. В древнерусской летописи нередки

элементы реалистического подхода к миру. Наиболее светскими были

новгородские летописи раннего периода. Содержание летописей сос-

тавляли внутриполитические события, записи о стихийных бедствиях,

об урожайных годах и т. д. Автор " Слова о полку Игореве" (XII в.)

свободен от христианских идей провиденциализма, смирения, упо-

вания на Бога, покаяния и видит свою цель в защите родной земли,

установлении мира между русскими князьями, изображения которых

в поэме лишены христианских черт.

Роль опытного знания Рост научных знании в Европе особенно за-

в развитии свободомыслия метен в XI - XII вв. Расширяется область ма-

тематических, астрономических, медицинских

знаний. Естественнонаучными проблемами интересовались философы

Шартрской школы (XII в.). Деятельность переводчиков ведет к

открытию не только греческой, но и арабской науки. Появляются

университеты, в которых осуществляется система образования, обо-

собившаяся от церкви 7. Значительным шагом вперед была концепция

опытного познания природы, разработанная английским философом

XIII в. Р. Бэконом (ок. 1214 - 1292), методом познания природы он

провозгласил опыт и наблюдение. Этот метод отличался от теологиче-

ского познания, связанного с поиском символических сверхчувствен-

ных значений в явлениях природы. Бэкон был уверен в способности

человека не только познать природу, но и создать немыслимые для

 

 

того времени вещи: колесницы без коней, летательные аппараты, суда,

управляемые одним человеком, микроскоп и телескоп.

Свободомыслие В средние века теология и философия тесно

в философии переплетались, в значительной мере

философия была служанкой теологии. В

философии содержались проблемы, разработка которых подняла ее на

более высокий по сравнению с античностью уровень: соотношение

общего и единичного (что выразилось в спорах реалистов и

номиналистов), веры и знания, теологии и философии, проблема че-

ловека, его духовного развития. Не всякая философия удовлетворялась

ролью служанки теологии: в сочинениях неортодоксальных схо-

ластиков содержались выступления против претензий теологии на не-

раздельное господство в интеллектуальной жизни. Свободомыслящие

философы искали пути освобождения философии от безраздельной

власти теологии, это проявилось в теории двойственной истины. Суть

ее наиболее отчетливо выражена в тезисе: существуют две не-

зависимые друг от друга истины - божественная и человеческая,

религиозная и философская, которые могут не только не совпадать

друг с другом, но и противоречить друг другу. Философская истина

признавалась равноправной с теологической. Эта теория восходит еще

к Ибн Сине (980- 1037), затем через Ибн Рушда (1126- 1198) в

разных формах распространяется в Европе. О препятствиях на пути

этой теории свидетельствует тот факт, что в 1270 г. в Парижском

университете был открыт артистический факультет (от ars - искус-

ство), но философии было запрещено оспаривать теологические поло-

жения.

Свободомыслие Арабский Восток в это время был неоднород-

на средневековом ным в этническом, конфессиональном и куль-

Востоке турном плане, в городах шел интенсивный

взаимообмен культур. Именно в городах распространялись светские

знания; мечеть выполняла нередко светские функции: здесь помеща-

лась библиотека, проводились дискуссии. В государственных и частных

библиотеках было немало книг из разных областей знаний. Уже через

несколько десятилетий после возникновения ислама развернулась

острая дискуссия вокруг его основных догм: о несотворенности Корана,

о божественном предопределении, о личности Бога и т. д. Появились

еретические учения, в частности суфизм и мутазилизм. Первые про-

поведники суфизма (VIII - IX вв.) выступали против социального не-

равенства, проповедовали аскетизм, отказ от богатства, отрицали

обряды ислама. В теологию суфизма вошли элементы неоплатонизма

и буддизма, а также пантеистические представления. Многие суфии

считали, что человек в состоянии мистического экстаза может слиться

с Абсолютом. Идеи суфизма были восприняты целым рядом восточных

поэтов. В VIII в. возникло и рационалистическое направление в му-

 

 

 

сульманской теологии; мутазилиты считали, что человеческое мыш-

ление должно быть свободным, что Коран не вечен, что единственный

источник и критерий познания - разум и т. д.

Именно в странах арабского Востока появилась, а затем распро-

странилась в Европе идея о " трех обманщиках", У истоков этой идеи

стоит Ибн ар-Раванди (ум. 910), усиливший мутазилитскую критику

ислама чуть ли не до открытого атеизма8. Он выступал с критикой

идей чуда и пророчества, заявлял, что чудеса, которые являли Авраам,

Моисей, Иисус и Мухаммед, представляют собой фокусы и что Коран

содержит в себе противоречия, ошибки и нелепости.

Эти идеи были развиты сирийцем аль-Маарри (973-1057), он

отверг положения ортодоксального ислама, критиковал и Сунну, и Ко-

ран, не выполнял мусульманских обрядов, за что был прозван

" зиндиком" (еретиком). " Хадисы вымыслил обманщик в старину, чтоб

ради выгоды умы держать в плену" 9, - писал он.

Свободомыслие философских учений мусульманского Востока во

многом было обусловлено принятием и разработкой античной фило-

софской традиции, в частности Аристотеля. Философы-рационалисты,

опиравшиеся на Аристотеля, весьма скептически относились к орто-

доксальному исламу и конструировали деистическую модель бытия.

Деистические тенденции в учении одного и того же философа иногда

сочетались с пантеизмом. Присуще это было и некоторым восточным

мыслителям. Одним из них был уроженец Бухары Абу Али Ибн Сина,

написавший огромное количество медицинских, естественнонаучных,

философских сочинений. Его знаменитый " Канон медицины", пере-

веденный на латинский язык в XII в., оказал сильное влияние на

развитие не только европейской медицины, но и философии, особенно






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.