Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел первый 5 страница






считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными

представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответ-

ствующую направленность, смысл и значение. Возникнув, религиозные

чувства становятся объектом потребности - тяготения к их

переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.

С религиозными представлениями могут сплавляться и получать

соответствующую направленность, значение и смысл самые разные

эмоции человека - страх, любовь, восхищение, благоговение, радость,

надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и

эгоистические, практические и гностические, нравственные и эс-

тетические; в этом случае переживаются " страх Господень", " любовь

к Богу", " чувство греховности, смирения, покорности", " радость бо-

гообщения", " умиление иконой Богоматери", " сострадание к ближне-

 

 

му", " благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы",

" ожидание чуда", " надежда на потустороннее воздаяние" и т. д.

Соединение адекватного

и неадекватного

В религиозном сознании адекватные отра-

жения соединены с неадекватными. Нет осно-

ваний подходить к такому соединению

аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди

никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было

исканий истины, они не " вина", а неизбежность (о сознательном обма-

не с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае

не идет!). В определенных исторических ситуациях и точках индивиду-

ального существования люди нуждаются в иллюзиях.

Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является " аб-

солютно ложным": в нем есть адекватное миру содержание. Например,

в христианском сопряжении Бога как существа творящего, всемогу-

щего, всеблагого, вездесущего и человека как тварного, немощного,

греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и

зависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют со-

ответствующие действительности данные чувственного опыта (астро-

морфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм,

психоморфизм, социоморфизм). В религиозном мифе, притче воссоз-

даются реальные явления и события аналогично тому, как это

происходит в искусстве, в художественных образах, в литературном

повествовании. К тому же названные элементы не исчерпывают всего

содержания сознания религиозных систем. В определенных условиях

в них развивались естественнонаучные, логические, исторические,

психологические, антропологические и прочие знания. Взаимодействуя

с другими областями духовной жизни, религия включает эко-

номические, политические, нравственные, художественные, фило-

софские воззрения. Они бывали заблуждениями, но среди них есть

и такие, которые давали достоверную информацию о человеке, мире,

обществе, выражали объективные тенденции развития. В религиях

производится адекватное действительности духовное содержание. И все

же правомерно учитывать, что это содержание в религиозных пред-

ставлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в резуль-

тате чего целостная картина может скрывать объективные связи.

" Основоположения", " посылки", " доктринальные аксиомы", " главные

Истины" не получили обоснования с использованием методов научного

познания и в конечном счете являются предметом веры.

Языковое выражение Религиозное сознание существует,

функционирует и воспроизводится посредст-

вом религиозной лексики, а также других производных от естествен-

ного языка знаковых систем - предметов культа, символических

действий и пр. Религиозная лексика - это та часть словарного состава

естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные

 

 

 

значения и смыслы. Имена религиозной лексики можно разделить на

две группы: 1) означающие действительные предметы с

атрибутизированными свойствами, например " икона", " крест", " храм",

" кардинал", " монастырь"; 2) означающие гипостазированные сущест-

ва, свойства, связи, такие, как " Бог", " ангел", " душа", " чудо", " ад",

" рай".

Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим,

действенным, становится групповым и общественным и, таким обра-

зом, существующим и для индивида" На ранних стадиях язык суще-

ствовал в звуковой форме, религиозное сознание выражалось и

передавалось с помощью устной речи. Появление письма позволило

фиксировать религиозные значения и смыслы также и в письменном

виде, складывались сакральные тексты. Сила слова, действенность

прежде всего звучащей речи отразились в религии. Например, хорошо

известно христианское учение о Логосе: " В начале было Слово, и Слово

было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и без

Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоанн 1: 1, 3).

Возникала вера, что само знание и произнесение имени оказывают

воздействие на предмет, лицо, существо. С этим связано появление

речевой магии, а также словесных табу: у многих племен полностью

или в большинстве случаев запрещалось произносить имена вождей,

тотемов, духов, богов. Такие табу отражены в Ветхом Завете - имя

Бога " Яхве" запрещено произносить, оно заменяется другими,

например, читают и говорят " Адона" (" Мои боги").

Уровни сознания

Религиозное сознание имеет два уровня -

обыденный и концептуальный. Обыденное

религиозное сознание предстает в виде образов, представлений,

стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, вле-

чений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые

являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно

выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагмен-

тарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных

узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются

рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако

доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содер-

жание сознания облечено в наглядно-образные формы. Среди компо-

нентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые,

консервативные и подвижные, динамичные; к первым можно отнести

традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым - настроения. Следует под-

черкнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные спо-

собы передачи представлений, образов мысли, чувств, иллюзий,

религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает

в личной форме.

Религиозное сознание на концептуальном уровне - концепту-

 

 

 

ализированное сознание - это специально разрабатываемая, систе-

матизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений,

аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упо-

рядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке,

целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, тео-

логия, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соот-

ветствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация

экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-эко-

номические, религиозно-политические, религиозно-правовые,

религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции

(теология труда, политическая теология, церковное право, нравствен-

ное богословие и т. д.); 3) религиозная философия, находящаяся на

стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм,

христианский экзистенциализм, христианская антропология, ме-

тафизика всеединства и др.).

Интегрирующий компонент - это вероучение, богословие, тео-

логия (греч. theos - бог, logos - учение). Богословие (теология)

состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные

аспекты вероучения. Базируется теология на сакральных текстах и в

то же время разрабатывает правила их толкования.

§ 2. Религиозная деятельность

Виды деятельности В религии развертывается соответствующая

деятельность. Последняя представляет собой

" движущий", " беспокойный" компонент. Следует различать не-

религиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов,

групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуще-

ствляется во внерелигиозных областях: экономическая, производствен-

ная, профессиональная (в различных сферах разделения труда),

политическая, государственная, художественная, научная. Она может

быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может

выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, пред-

мету и результатам - это внерелигиозная деятельность.

Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе

общественной деятельности. Существуют два основных вида

религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая

осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную вне-

культовую деятельность образуют разработка религиозных идей,

систематизация и интерпретация догматов теологии сочинение бого-

словских произведений и т. д. Разновидностями практической внекуль-

товой деятельности являются производство средств религиозного

культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание бого-

словских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах,

 

 

 

духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в

религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных

взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда

в семье и в других контактных группах. Следует подчеркнуть, что,

как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей

мере проникают и элементы культа.

Культ Важнейшим видом религиозной деятельности

является культ (лат. cultus - уход;

почитание). Его содержание определяется соответствующими

религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное

сознание предстает в культе прежде всего в виде культового текста,

к которому относятся тексты Священного Писания, Священного Пре-

дания, молитв, псалмов, песнопений и др. Воспроизведение этих тек-

стов во время отправления культа актуализирует в. сознании

участников религиозные образы и мифы. Рассматриваемый с точки

зрения содержания культ может быть охарактеризован как " дра-

матизация религиозного мифа". В искусстве (например, в театре) вос-

произведение художественного текста, каким бы точным и мастерским

оно ни было, не устраняет условность ситуации действия. А дра-

матизация текста в религиозном культе связана с верой в действитель-

ное совершение описанных в мифе, событий, в повторяемость этих

событий, в присутствие мифологических персонажей, в получение

ответа от признаваемых объективными существ, в партиципацию или

идентификацию с ними.

Предметом культовой деятельности становятся различные объекты

и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве пред-

метов культа в религиях разных типов, в разных религиозных на-

правлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные,

растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр. с полагаемыми

религиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями.

Многообразные процессы и явления могут представать в качестве пред-

мета культа и в виде гипостазированных духовных существ-духов, бо-

гов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа, в частности,

являются ритуальные пляски вокруг изображения животных - пред-

метов охоты, заклинание духов, камлания и пр. (на ранних стадиях

развития религии); богослужение, религиозные обряды, проповедь,

молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых

религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий

индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные

стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стрем-

ления, чаяния. Вместе с. тем может действовать побуждение удовлет-

ворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности -

эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа как

 

 

субъект неоднородна: имеется небольшая труппа осуществляющих уп-

равление - священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец,

шаман и пр. и большая часть лиц, которые действуют как соучастники

и исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна ве-

рующим со значительной степенью религиозной убежденности, с

хорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовых

действии.

К средством культа причисляют молитвенный дом, религиозное

искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные

культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, свя-

щеннические облачения). Важнейшим средством является культовое

здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую

зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от

иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей

сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, зна-

ках, произведениях религиозного искусства, имеющих религиозный

смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяются содержанием

религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе

религиозных взглядов складываются определенные нормы,

предписания о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаются

как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, ко-

ленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более слож-

ных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения,

праздники).

Средства и способы деятельности имеют символическое значение.

Символ представляет собой единство двух сторон - наличного пред-

мета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово

представляют значение, отличное от их непосредственного значения.

Крест, например, - это не просто предмет с перекрестными планками,

он является символом, выражает определенное значение (воздвижение

креста, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие во время кре-

стного знамения православных, представляя собой некоторую фигуру,

образованную тремя сложенными пальцами, в то же время обозначает

исповедание триединства Бога.

Результатом культовой деятельности является прежде всего удов-

летворение религиозных потребностей, оживление религиозного соз-

нания. В сознании верующих с помощью культовых действий

воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются

соответствующие эмоции. Культ может стать фактором динамики

психологических состояний верующих: совершается переход от состо-

яния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, внутренней

разорванности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворен-

ности, успокоенности, гармонии, радости, прилива сил). В культовой

 

 

 

деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом,

она является средством сплочения религиозной группы. Во время

отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности.

Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и

убранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов - все это может

доставлять эстетическое наслаждение.

§ 3. Религиозные отношения

В соответствии с различными видами деятельности складываются

отношения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения эко-

номической, политической, государственной, просветительской и иной

деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в

соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях

возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по

объективному содержанию они нерелигиозны.

Свойства религиозных Религиозные отношения представляют собой

отношений вид отношений в духовной сфере, которые

складываются в соответствии с религиозным

сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной де-

ятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты,

организации.

Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания.

Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазирован-

ным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом.

Первые отношения развертываются в плане сознания, однако прояв-

ляются в действительных отношениях между людьми, например, меж-

ду мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг с

другом, хотя и имеют отнесенность к названным существам, свойст-

вам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С

другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая

действительные.отношения, по их образу и подобию конституирует

схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами пред-

ставляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с

людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют

отношения господства-подчинения (по типу " Господь и раб Госпо-

день"), государственно-правовые структуры (Бог - " Царь небесный",

патриарх - " владыка", папа - " монарх", " каноническое право"),

связи судопроизводства (" суд" над Христом, Бог - " судья", грешники

- " судимые", " Судный день"), семейные отношения (" Бог Отец", " Бог

Сын", " брат", " сестра"). Особое значение имеет воспроизведение нрав-

ственных отношений, по существу, всем религиозным отношениям

придается моральное значение.

Имеются различные способы фиксации и опосредования

 

 

религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1)

предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие,

ступа, " черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда

религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2)

индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной

организации, функционер общины, обладатель " дара" и др.; в этом

случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации

взаимных связей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери,

Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т. д.; это иде-

ализированная, образная форма опосредования (И сказал Иисус:

"...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" - Мф.

18: 20); 4) язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие

наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации

отношений называется языковым. Предметы, вещи, персоны, образы,

слова обладают символическими свойствами, являются знаками, ко-

торые выражают религиозные значения и смыслы, " прочитываются"

вступающими в связь индивидами.

Виды отношений Следует различать внекультовые и культовыерелигиозные отношения. Внекультовые акту-

ализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В

них преимущественное значение приобретают действительные отно-

шения между религиозными индивидами, организациями. Например,

занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом

в определенные отношения обмена информацией; " богословских со-

беседований". Педагогический процесс в духовных школах предпола-

гает наличие связей " учитель - ученик", " ректор - педагогический

коллектив", определенных взаимоотношений между слушателями.

Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуще-

ствляются посредством информационных отношений, механизмов на-

ставления, сообщения, адаптации. В религиозной организации

складываются связи координации (взаимодействия " по горизонтали")

и субординации (соподчинения " по вертикали"), действуют отношения

властвования.

Культовые отношения формируются в процессе культовой деятель-

ности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипос-

тазированным существам, свойствам, связям. Эти отношения,

развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимос-

вязях людей. Во время отправления культа складываются отношения

евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические,

обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха

и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церков-

ного брака; крещение устанавливает связь " крестного сына (дочери)"

с " крестными родителями (отцом и матерью)".

Носителями религиозных отношений в зависимости от степени

 

 

 

влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс,

профессиональная группа, государство со своими подданными или

части указанных групп, т. е. такие социальные и политические

объединения, представители которых относят себя также к одному

общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранении и вос-

производстве религиозных отношений играли социальные группы, вы-

делявшиеся по религиозному признаку, - варна брахманов в

древнеиндийском обществе, жрецы в рабовладельческих государствах

Европы, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях

и т. д.

Религиозные отношения могут иметь разный характер - солидар-

ности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы,

нередко с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже

при " мирном сосуществовании", как правило, имеется представление

о превосходстве данного объединения, конфессии, направления,

религии.

§ 4. Религиозные организации

В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций

выступают институты и организации. Для " ориентации" во вне-

религиозных областях создаются экономические институты (например,

" Банк святого духа" в Ватикане), политические партии (христианские,

исламские и др.), профсоюзы женские, молодежные и прочие

формирования.

Виды и строение Складываются учреждения и в религии -

религиозных организаций внекультовые и культовые. К внекультовым

отнесем звенья управления внекультовой де-

ятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы обра-

зования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных

заведений и пр.), а среди культовых упомянем причт, клир, диаконат,

епископат.

В первобытном обществе религиозных организаций не было. Ру-

ководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода

и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, зна-

хари и др. Складывались религиозные группы - " тайные союзы", не

совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации

общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов,

а вместе с ним и религиозные организации.

Последователи определенного вероисповедания составляют

религиозную общность. В рамках общности на основе различных видов

деятельности - культовой и внекультовой - выделяется целая систе-

ма религиозных субгрупп. Существование и функционирование

общности как единого целого обеспечиваются организацией.

 

 

 

Строение религиозной организации предписывается традицией и

обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами,

конституциями и т. д. Организационные принципы определяют ее со-

ставные части, совокупность позиции и ролей, правила субординации

и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев

организации, узлы деятельности и соответственно группы деятелей,

призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от ус-

ловий возникновения и существования религиозные организации

принимают монархический (католицизм, православие), парламентско-

королевский (англиканство), республиканско-демократический

(кальвинизм, баптизм) и иной вид.

Общность со всеми своими организационными элементами пред-

ставляет собой религиозное объединение. Первичной ячейкой

объединения является религиозная община, над общинами надстраива-

ется комплекс звеньев вплоть до высшего звена - центра объединения.

В объединении существует и целый ряд других составных элементов,

имеющих специфические организационные связи, но в то же время

включенных в общую структуру (например, духовенство, монашество).

Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все

звенья становятся взаимосвязанными органами целого.

Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных

элементов организации являются нормы религиозного права и морали,

санкции и образцы, авторитеты.

Типы объединений Набор организационных элементов, их

в заимосвязи, распределение позиций и ролей,

управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля

различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях разных

типов. На основе изучения христианства выделены типы религиозных

объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта,

мистерия и др. Наибольшее единодушие исследователей получило

признание трех первых типов.

Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение,

принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным

выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каж-

дого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно

и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во

многих церквах члены делятся на духовенство и мирян. Позиции и

роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и ав-

торитарному принципам.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем

или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия

на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, цен-

ностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а не-

редко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к

 

 

 

духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство

считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов,

провозглашается принцип добровольности объединения, делается ак-

цент на " обращении", предшествующем, членству. Историческая судьба

сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток вре-

мени прекращают свое существование. Другие с течением времени

превращаются в иные типы.

Деноминация может развиваться из других типов объединений или

складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, куль-

товые и организационные принципы формируются в оппозиции к

церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя, акцент на

" избранности" членов, она признает возможность духовного возрож-

дения для всякого верующего. Изоляция от " мира" и замкнутость

внутри религиозной группы не считается обязательным признаком

" истинной" религиозности. Хотя и выдвигается принцип постоянного

и строго контролируемого, членства, в соответствии с которым

предписывается активность прежде всего в религиозной деятельности,

наблюдается тенденция к соединению с " миром", последователи

призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации

присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали.

Глава IV

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Значение- и смысло-пола- Религия представляет собой одну из областей

гание в культуре духовной культуры (лат. culture - возделы-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.