Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.






1. Право на предоставление перерывов для кормления ребенка предоставляется женщинам, которые имеют детей в возрасте до полутора лет. При этом закон не определяет способа кормления, при котором женщина имеет право на перерыв для кормления ребенка. Факт наличия ребенка в возрасте до полутора лет дает женщине право на перерывы для кормления. Комментируемая статья оп ределяет максимальную продолжительность рабочего вре мени, после которого должен быть предоставлен перерыв для кормления ребенка, и его минимальная длительность. Перерывы составляют по 30 минут каждый при наличия одного ребенка, не менее часа при наличии двух и более-грудных детей, и предоставляются не реже, чем через 3 часа работы. Употребление в части 3 статьи термина

«грудных детей», в контексте комментируемой статьи, следует понимать, как «детей в возрасте до полутора лет». В отличие от перерыва для отдыха и питания, который не включается в рабочее время, перерыв для кормления ребенка включается в рабочее время и оплачивается по среднему заработку.

2. Администрация предприятия совместно с профсоюзным органом может установить для женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, более продолжительные перерывы для кормления детей с учетом расстояния от места работы до места кормления ребенка, фактической продолжительности кормления, состояния здоровья ребенка. При наличии медицинского заключения о необходимости кормить ребенка чаще, возможно предоставление дополнительных перерывов для кормления.

Если предоставленного времени на кормление ребенка по каким-либо причинам недостаточно (например, из-за удаленности места работы от места жительства или др.), то возможно присоединение перерыва для кормления ребенка к обеденному перерыву или объединение двух перерывов для кормления ребенка и перенесение их на конец или начало рабочего дня. Такой режим работы кормящей женщины возможен с ее согласия.

Если особенности работы таковы, что обеспечить перерывы для кормления в рабочее время невозможно, женщина переводится на другую работу с сохранением среднего заработка (часть 3 статьи 178 КЗоТ).

3. Женщины, имеющие детей, могут работать неполное рабочее время (часть 1 статьи 56 КЗоТ, часть 8 статьи 179 КЗоТ), что обеспечивает более благоприятные условия для сочетания функций материнства с профессиональной деятельностью и участием в общественной жизни. Положение о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС №111/8-50 от 29 апреля 1980 года, действует в части, не противоречащей законодательству Украины, и предусматривает возможность предоставления кормящим матерям, работающим неполное рабочее время, дополнительных перерывов для кормления ребенка не реже, чем через три часа работы, не менее 30 минут каждый. При наличии двух и более детей — продолжительность перерывов устанавливается не менее часа. Перерыв для кормления включается в рабочее время и оплачивается по среднему заработку.

По желанию женщины, имеющей детей и работающей неполное рабочее время, в зависимости от продолжительности ее рабочего дня допускается: присоединение перерыва для кормления ребенка к обеденному перерыву; перенесение одного или в суммарном виде двух перерывов для кормления ребенка на конец рабочего дня, то есть более раннее окончание работы по сравнению с продолжительностью рабочего дня, установленного трудовым договором (пункт 10 Положения).

4. Женщины, имеющие детей, могут работать в соответствии с установленным в отношении их скользящим (гибким) графиком. Положение о порядке и условиях применения скользящего (гибкого) графика работы для женщин, имеющих детей, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС №170/10-101 от 6 июня 1984 года сохранило действие в части, не противоречащей законодательству Украины. В соответствии с ним при предоставлении кормящим матерям дополнительных перерывов для кормления ребенка, установленных для них в условиях скользящего (гибкого) графика работы, «фиксированное» время (когда работница обязана находиться на своем рабочем месте) и «переменное» время (в пределах которого работница вправе начинать и заканчивать работу по своему усмотрению) может изменяться.

 

Статья 184. Гарантии при приеме на работу и запрещение увольнения беременных женщин и женщин, имеющих детей.

Запрещается отказывать женщинам в принятии на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрас те до трех лет, а одиноким матерям — при наличии ре бенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида.

При отказе в приеме на работу указанным категориям женщин собственник или уполномоченный им орган обязаны сообщать им причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжаловал i судебном порядке.

Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет — часть шестая статьи 179), одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более трех месяцев со дня истечения срочного трудового договора.

1. Государство гарантирует трудоспособному населению в трудоспособном возрасте защиту от необоснованного отказа в приеме на работу и незаконного увольнения, содействует в сохранении работы и обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

Комментируемая статья устанавливает ряд существенных гарантий для женщин-матерей и имеет целью оградить данную категорию работников от возможных противодействий со стороны собственника, по мотивам, указанным в статье. К категориям женщин, нуждающихся в социальной защите относятся беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет (до 6 лет — часть 3 статьи 184 КЗоТ), одинокие матери, имеющие ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида. Понятие одинокой матери дает пункт 5 части двенадцатой ст. 10 Закона «Об отпусках» и определяет одинокую мать как воспитывающую ребенка без отца, из чего следует, что участие отца или других лиц в содержании ребенка не лишает мать статуса одинокой. Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 06.11.1992 г. «О практике рассмотрения судами трудовых споров» приводит несколько иное понятие одинокой матери. Одинокой матерью Верховный Суд считает тех женщин, которые сами воспитывают и содержат детей. К ним относятся и вдовы, и разведенные женщины, сами воспитывающие и содержащие детей.

Установленные гарантии касаются запрета отказа в приеме на работу, снижения заработной платы, увольнения по инициативе собственника, а также обязательного трудоустройства в случае ликвидации предприятия или окончания срочного трудового договора.

2. При получении в письменной форме отказа в приеме на работу женщины, указанных категорий, могут обжаловать его в суд в трехмесячный срок (часть 1 статьи 233 КЗоТ). Следует обратить внимание на то, что пункт 3 части второй ст. 232 КЗоТ дает право на обжалование в суде необоснованного отказа в принятии на работу всем женщинам, которые имеют ребенка-инвалида, а не только одиноким матеря.м, имеющим такого ребенка.

3. Закон Украины «О занятости населения» содержит дополнительные гарантии в отношении трудоустройства граждан, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных конкурировать на рынке труда. Среди прочих категорий граждан, нуждающихся в таких гарантиях. Закон называет женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет и одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов (пункт 1 статьи 5 Закона).

Для трудоустройства указанных категорий граждан местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по представлению центров занятости бронируют на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности, с численностью свыше 20 человек до 5% общей численности рабочих мест за рабочими профессиями, в том числе с гибкими формами занятости.

В случае отказа в приеме на работу граждан указанных категорий в пределах установленной брони, с предприятий, учреждений, организаций государственная служба занятости взимает штраф за каждый такой отказ в пятидесятикратном размере не облагаемого налогом минимума доходов граждан (пункт 3 статьи 5 Закона).

4. Увольнение по инициативе собственника женщин, отмеченных в части третей ст. 184 КЗоТ, допускается только в случае полной ликвидации предприятия (ликвидации с прекращением всех прав и обязанностей юридического лица), но с обязательным трудоустройством, что не допускает разрыва во времени между увольнением и трудоустройством. Невыполнение этой обязанности предприятием влечет юридическую ответственность: во-первых женщина восстанавливается на работе, а предприятие должно выплатить ей среднюю заработную плату за время вынужденного прогула, во-вторых, если на день вынесения судом решения по данному трудовому спору предприятие уже ликвидировано, в пользу женщины взыскивается средняя заработная плата за время вынужденного прогула. Взыскание среднего заработка за время вынужденного прогула производится в соответствии со

ст. 240 КЗоТ.

В случае ликвидации с правопреемством собственник не имеет права уволить работника по своей инициативе. В таком случае увольнение возможно в соответствии с п 5 ст. 36 КЗоТ в порядке перевода на предприятие, которое является правопреемником. Трудоустройство на другом предприятии возможно только в том случае, когда у правопреемника нет вакансий для трудоустройства указанных лиц.

5 Увольнение женщин, указанных в части третьей ст 184 КЗоТ, в связи с окончанием срочного трудового договора возможно, но собственник либо орган занятости обязан при этом трудоустроить женщину на этом или другом предприятии в соответствии с ее профессией. Разрыв во времени между увольнением и трудоустройством в этом случае не допускается. В случае если женщина откажется от трудоустройства по специальности без уважительных причин, она может быть уволена на основании пункта 2 ст. 36 КЗоТ.

6. Увольнение с работы указанных категории женщин может быть ими обжаловано в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (часть 1 статьи 233 КЗоТ). В случае пропуска по уважительной причине сроков обращения в суд они могут быть восстановлены судом (статья 234 КЗоТ).

7. В случае отказа женщине в приеме на работу по мотивам беременности, наличия грудного ребенка, а равно снижения заработной платы или увольнения женщины с работы по тем же мотивам, виновные могут привлекаться к уголовной ответственности по статье 172 УК, Украины.

 

Статья 185. Предоставление беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, путевок в санатории и дома отдыха и оказание им материальной помощи

Собственник или уполномоченный им орган должен в случае необходимости выдавать беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов, путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь.

1. Основами законодательства Украины о здравоохранении (Закон от 19 ноября 1992 года) охрана здоровья граждан признается приоритетным направлением деятельности общества и государства, является основным двигателем выживания и развития народа Украины. Обеспечивать приоритет охраны здоровья является обязанностью не только государства, но и предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан (статья 5 Закона). Непосредственно охрану здоровья населения обеспечивают различные учреждения здравоохранения, среди которых и санаторно-курортные учреждения. Необходимость в санаторно-курортном лечении определяется врачом по состоянию здоровья больного и оформляется медицинскими документами установленного образца (статья 67 Закона). Медицинское заключение о необходимости санаторно-курортного лечения может быть получено как в отношении самой женщины, так и в отношении ее ребенка.

2. В отличие от путевок в санатории, получение которых законодательство связывает с состоянием здоровья граждан, путевки в дома отдыха собственник должен предоставлять бесплатно или на льготных условиях беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, безусловно, так как необ ходимость их предоставления именно этим категориям женщин очевидна.

3. Статья 185 КЗоТ не содержит конкретных указаний для определения размера материальной помощи, которую собственник обязан предоставлять женщинам, указанным в этой статье. Такая помощь должна предоставляться в зависимости от конкретных финансовых возможностей предприятия, сложившейся практики, условий коллективного договора.

 

Статья 186. Обслуживание матери на предприятиях, в организациях.

На предприятиях и в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли, детские сады, комнаты для кормления грудных детей, а также комнаты личной гигиены женщин.

1. Законодательство Украины закрепляет нормы по обеспечению жизненно важных социальных гарантий женщинам и семье. В частности, государство обеспечивает женщине возможность сочетать профессиональные и семейные обязанности, обозначает ориентиры на создание материальной и социально-экономической базы для укрепления семьи и создание благоприятных условии для полноценного развития и воспитания детей (Декларация об общих началах государственной политики Украины в отношении семьи и женщин). Однако эти правовые нормы выражают лишь социальные намерения государства и требуют дальнейших разработок нормативно-правовых актов по этим вопросам.

Тем не менее на предприятиях с широким применением женского труда, при наличии соответствующей материальной базы, активного участия женсоветов и профсоюзных органов возможна реализация определенных мероприятий, в том числе перечисленных в статье 186 KЗoТ, посредством включения соответствующих норм по оослу-живанию женщинв коллективный договор.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.