Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционный японский дом.






Жизнь в очень капризном климате, постоянная вероятность землетрясения сформировали чрезвычайно трепетное отношение японцев к окружающей среде. Дом зачастую является всего лишь частью сада, его жители словно боятся лишний раз потревожить природу. Из буддистского непротивления окружающей среде происходит эта стройная гармония в дизайне.

Изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука (сёдзи), общий принцип горизонтальности внутренних помещений при строительстве дома, легкость и открытость деревянных построек – этой эстетикой японцы обязаны не только влажному и жаркому климату, но и землетрясениям, часто случающимся на островах.

Японский дом мобилен, он не так опасен во время толчков, он легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не велика. Интересно, что древние японские постройки – храмы и особенно святилища – были устроены таким хитрым образом, что могли перемещаться с места на место. Изучение крупнейших в Японии культовых сооружений показало, что фундамент их сконструирован так, чтобы постройку можно было быстро разобрать, перенести на новое место и собрать вновь безо всякого ущерба для здания. Ученые установили, что святилище Исе в префектуре Мие «путешествовало» таким образом около шестидесяти раз. И эти перемещения были обусловлены не только религиозными убеждениями (японцы считают, что месту, на котором стоит храм, через некоторое время требуется отдых), но и все той же «неустойчивой психикой» японского климата.

Единение японцев с окружающей средой сформировало и особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами, которые призваны защищать от сильных косых ливней, а как следствие дают постоянную затененность комнат. Японцы не стали искать способы борьбы с мраком, они его просто опоэтизировали и тщательно обозначили в интерьере.

Особые отношения у японцев и с металлами, изделия из которых в интерьере используются только в виде необходимых мелких аксессуаров. Причина очевидна – Япония небогата металлосодержащими ископаемыми, да и влажный климат вызвал бы довольно быстрое разрушение ржавчиной всех металлических конструкций. И вместо того, чтобы превозносить этот материал как нечто редкое и выдающееся, японцы создали такой интерьер, где все, чего нет в Японии в избытке, смотрелось бы негармонично и вычурно.

«Японский дом – настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.
Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются сёдзи.

Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты сёдзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами – жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами» [17].

Традиционный японский дом, как отмечают многие известные архитекторы, во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, съемные перегородки и заменяемые полы – удел будущего.

Пол в доме традиционно застилают специальными жесткими матами из простеганных соломенных циновок – татами. Татами имеют раз и навсегда установленный размер – немногим более полутора квадратных метров, поэтому комнаты в японских домах также бывают лишь определенной площади: три, четыре с половиной, шесть или восемь татами. Весь каркас здания – стропила, опорные столбы, балки – проектируется в соответствии к этим установившимся традиционным габаритам.

«Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!
Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.
Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями» [16].

Раздвижные стены отражают стремление японцев быть ближе к природе, не отгораживаться от нее. Природная красота некрашеного дерева, рисовой бумаги, соломенных матов, сезонность использования изделий из этих материалов (сёдзи полагается заново оклеивать каждый год, а татами менять раз в два года) также напоминают о близости к природе.

«Спят в традиционных японских домах на матрацах – футонах, которые утром убирают в шкаф – оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло. Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.
В одной из комнат дома обязательно должен быть альков – токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икебана), а также принадлежности культа - статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее» [17].

Японский дом рассчитан исключительно на лето, его внутренние помещения хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако несомненные достоинства традиционного японского жилища обращаются в свою противоположность, когда это легкое строение нещадно продувает зимой. Холода дают о себе знать от ноября до марта, но японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Когда температура воздуха снижается до минусовой, стены дома сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.