Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В гостях у соционики






 

Есть такая наука под названием «соционика». Увлекательная, надо сказать, вещь. Часто используется работодателями для определения типов характеров сотрудников. А все потому, что соционика занимается выяснением типов личностей и способами их взаимодействия. Соционика выделяет 16 разных типов, или, как это называется в самой науке, ТИМов и живенько описывает, как и в каких отношениях один ТИМ состоит с другими.

На самом деле, все просто. Например, если вы создаете сложные цепочки выводов, обосновывая свое мнение на каждом этапе, строите последовательности и приходите к результату – вы логик, то есть «Л». Если вам сложно объяснить, что, почему, да как, но вы чувствуете, что все именно так – записывайте себя в интуиты, «И». Вам надо все пощупать, примерить на себя или пропустить через себя – скорей всего, вы сенсорик, а если воспринимаете больше умозрительно – тогда, похоже, этик. «С» и «Э». Еще вы либо экстраверт, либо интроверт. Тоже «Э» и «И».

Оценка идет по двум парам понятий: Логик‑ Этик, Сенсорик‑ Интуит.

Если копнуть чуть глубже, то логика – это система, закон, порядок; потребность анализа и установления логических связей; игнорирование чувств людей в интересах дела; неспособность говорить о своих эмоциях, неумение/нелюбовь разбираться в причинах ссор и недоразумений. Короче, самое важное – что человек сделал/создал. Личность человека как субъекта с эмоциями и душевным миром для логика второстепенна.

Этика: умение разбираться в эмоциях окружающих; способность влиять на других своими эмоциями; принятие решений под влиянием симпатий/антипатий, обидчивость. То есть, продукт деятельности человека для этика вторичен. Для него субъект с эмоциями и миром душевным на первом месте.

Что касается сенсорики и интуиции, то сенсорика отождествлена с практикой

У сенсорика прекрасно развиты органы чувств и функционируют внешние и внутренние рецепторы. Они чувствуют состояние и своего тела, и чужого. Они чувствительны к внешней оболочке и ставят форму выше содержания. Плюс сенсорик обладает конкретным мышлением и движется от конкретного к общему. То есть, сенсорик накопит практических данных и потом их обрабатывает. Соответственно, воображение у него не фонтан.

Интуиция отождествлена с идеей. Интуиты отличаются более высоким порогом чувствительности и способны реагировать на внутренние и внешние раздражители с опозданием. Они способны не замечать физических неудобств и адаптироваться к боли. Мышление интуита абстрактное. То есть, он выдвигает изначально теорию, а факты ему нужны только для подтверждения гипотезы. Интуит, в отличие от сенсорика, творческой фантазией наделен.

Это, конечно, поверхностно до невозможности, но более глубоко можно копаться месяцами. Могу заверить, скучно не будет, откроете в себе и в окружающих массу новенького и интересного.

Так вот, в зависимости о того, логик вы, интуит, сенсорик, экстраверт или интроверт, и от того, какая из этих черт у вас доминирует, выделяются 16 ТИМов, с такими аббревиатурами как, например, СЛИ – сенсорно логический интроверт, ЛСИ – логико‑ сенсорный интроверт и так далее и тому подобное. Впрочем, все эти аббревиатуры сходу не запомнишь, поэтому им придумали названия – Штирлиц, Максим Горький, Джек Лондон, Робеспьер, Габен, Дюма, Гексли, Гюго, Достоевский, Бальзак, Дон Кихот, Есенин, Жуков, Наполеон, Гамлет, Драйзер. В общем, вначале вас ждет увлекательное самокопание с помощью соционики, когда придется почитать, ответить для себя на несколько вопросов и определить свой ТИМ. А дальше начнется самое интересное. Соционика очень четко и увлекательно описывает взаимоотношения этих самых ТИМов. Например, если вы Гамлет, значит, вы дуал Горькому, заказчик Дон Кихота, контролер Дюма, активатор Жукова, полудуал Робеспьера, подконтрольный Бальзака и так далее по отношению к другим. Впрочем, «подконтрольный» – это не значит, что Бальзак обязательно установит над вами жесткий контроль и начнет всячески командовать. Нет, конечно. Но вот подспудно раздражать может. И связываться с ним лишний раз не захочется, на интуитивном уровне. Знаете, как бывает, когда четко знаешь, что человек на твои закидоны не реагирует, и приходится при нем сдерживаться, чтобы не обострять отношения.

Дуал – это «второе я». Вернее, даже не так, это – та самая «вторая половина». Причем, это совсем необязательно партнер по браку (ага, если б все было так легко), это может быть друг или начальник, или сосед, или кто угодно еще. Но это тот, кто понимает с полуслова, позволяет быть самим собой и дополняет чуть ли не во всем.

В своем подконтрольном, наоборот, уже вы станете искать какие‑ то раздражители, следить, выискивать, находить и злиться, что все не так, но сделать ничего не можете. Возьмем, например, Есенина и его взаимоотношения с другими ТИМами.

Есенину дуал – Жуков. Дуализация – это идеальное дополнение, однако это не значит, что им всегда хорошо друг с другом.

Активатором Есенина, или, проще говоря, Еся, является Макс. Активаторы постоянно «тонизируют» друг друга, и это самые лучше отношения для совместных мероприятий. Например, может очень удачно сложиться соавторство или совместный бизнес.

Зеркальщик – Гамлет. С ним, в общем случае, видят друг в друге себя, «улучшенную версию». А вот насколько сойдутся и будут ли раздражать друг друга – индивидуально.

Кстати, надо оговориться: дуальность Есенин‑ Жуков, например, будет строиться не так, как у Достоевского со Штирлицем, а у тех не так, как у Дюмы с Дон Кихотом и так далее. И, конечно же, к остальным отношениям тоже относится

Миражник Есенину – Дон. ИМ клево и интересно общаться друг с другом, особенно отдыхать вместе, но при длительном общении каждый ждет от другого не того, что тот из себя представляет.

Деловые отношения – с Дюмой. Понравятся друг другу или будут раздражать – индивидуально, но чаще напрягов не возникает. Понятны друг другу «методы» и общие проблемы, но непонятны «цели».

Подзаказный – Робеспьер – вроде и вызывает уважение к уму, но частенько раздражает тем, что не может отстоять свое мнение, бежит от конфликтов, что воспринимается как трусость. И вообще, вялым частенько воспринимается, «не динамичным».

Подконтрольный – Гюго. Поначалу симпатичен, потом начинает слегка раздражать тем, что совершенно не умеет делать элементарные с точки зрения Есенина вещи. Например, указываешь ему на это – а он не понимает, чего от него хотят, еще и пугается/обижается/злится и так далее.

Контролер – Джек. С одной стороны постоянно задевает, причем вроде как ничего специально для этого не делая (может говорить вообще о чем‑ то третьем), но ответить не можешь – даже когда отвечаешь, контролер твои аргументы просто не воспринимает за веские.

Заказчик – Драйзер. Он может нравиться, может раздражать, но всегда при этом производит впечатление, что его «не сдвинуть с места» – общение очень энергозатратно, причем со стороны именно Есенина, а не Драйзера. Если общение не очень длительное – то это полезно, ибо нарабатываешь свои слабые стороны. Но при этом достаточно трудно общаться. Чувствуешь себя как школьник перед учителем на экзамене.

Полудуал – Наполеон. В отношениях комфортно, весело при дружеском общении, почти как с дуалом, но когда что‑ то делаешь вместе, или, не дай бог, он тебе начальник – кошмар. Постоянно ждешь от него (а он от тебя) чего‑ то другого, не того, что ты в силах дать или сделать.

Квазитождик – Дост, то есть, Достоевский. Чем‑ то похоже на заказные отношения, но не настолько энергоемкие, и, главное, симметричные. Как правило, поначалу друг другу нравятся, но потом нарастает непонимание.

Противоположник или отношения «погашения» – Гексли. Вроде, интересно и ненапряжно друг с другом общаться, но толку с этого никакого (ни личностного роста, ни нормального общего дела, как правило, не делается). Не поддерживают друг друга. Но прекрасны годятся для приятельского трепа.

Супер‑ эго – Габен. По ощущениям – нечто совершенно другое, как с другой планеты. Типа, «по структуре такое же, но содержание – вообще непонятное». Отвлеченные темы лучше вообще не обсуждать, по опыту, будут говорить о разном, и один другого не поймет (вернее, поймет, но что‑ то свое, не то, что тот говорил).

И конфликтер – Штирлиц. Поначалу – может и восхищать, умеет же такое, чего у тебя или плохо, или странно, или вообще непонятно как. А потом создается впечатление, будто он нарочно хочет тебя задеть, хотя понятно, что не нарочно. На шутки твои (слова, действия) часто реагирует не так, как ты ждешь (может обидеться, где другой бы рассмеялся и т. д.). В итоге, чувствуешь себя полным дураком, злишься, раздражаешься (и на себя, и на него).

Если соблюдать дистанцию, не лезть слишком близко друг к другу – то зачастую общаешься нормально.

Ну, а с тождиками понятно: ясен и близок тип мышления, видны основные проблемы по жизни (но помочь ничем особо не можешь, ибо у себя такие же). У тождика быстро схватываешь новое, ибо понятно, как это работает. Этики‑ тождики друг друга иногда раздражают, логики – намного реже. Ах, да – тождики – это люди твоего же ТИМа.

В общем, есть в чем разбираться, есть, чем голову занять. К сожалению, коснуться всего я не могу, поскольку пришлось бы писать отдельную книгу про соционику, попробуйте запомнить главное: соционика занимается межличностными отношениями, а к ним относятся и дружба, и любовь, и отношения с подчиненными или начальством, и все остальные контакты с людьми. В общем, не удивляйтесь, если при приеме на работу у вас поинтересуются вашим ТИМом, а то вдруг вы, скажем, Есенин и совершенно не способны работать по жесткому графику, вгоняющему вас в тоску и депрессию. Мало ли, может, начальство хочет заполучить себе Горького, который будет трубить от звонка до звонка и четко соблюдать субординацию.

Или, например, семейные отношения. Штирлиц считает, что любовь – это обеспечение и стабильность. Если он близости с партнером не чувствует, скорей всего, свали подальше, поскольку копаться глубоко и что‑ либо искать ему не придет в голову. В смысле, близость либо есть, либо нет. В любом случае, в лишних сантиментах он не нуждается. А вот Джек Лондон стремится руководить и в постели, поэтому, если хотите получить удовольствие, отдайте ему бразды правления и не пожалеете – еще и научитесь чему‑ нибудь новенькому.

Ну, и, конечно, игра, куда же без нее. Развести на игру можно всех, да и понятно, что каждый сам играет в свою игру. Другое дело, что соционика способна дать направление, с кем, как и во что надо поиграть. Как повернуть, подзадорить, повести, извлечь выгоду и так далее. Давайте посмотрим, как примерно играют все эти ТИМы. Игра может быть любой, ну, скажем, «Поговорим о Гондурасе».

 

ЛогикиЛИЭ, ЛСЭ, ЛИИ, ЛСИ (Джек, Штирлиц, Робеспьер, Максим Горький)

 

Итак, игра «разговор о Гондурасе» (предполагается активное участие).

Джек может вступить в такую игру, если Гондурас будет чем‑ то наподобие Изумрудного города (то есть, имеет место общее ощущение фантазийности и загадочности). А если еще Гондурас будет славиться красивыми людьми (причем есть фотографии), то интерес Джека завоеван мгновенно. Он начнет с неуемным энтузиазмом «переться», складывая фотографии друг с другом и говоря: «Как бы здорово они смотрелись вместе с этим! А, нет!! Лучше эта с этим!». Любой логик – любит играть людьми как куклами, а Джек любит играть куклами красивыми и сильными. Его немедленной мечтой станет поездка в Гондурас, чтобы донести людям, как и с кем им следует жить, исходя из понимания Джека.

При этом, количество остальных игроков не имеет для Джека значения. Главное, чтобы они обладали знаниями по Гондурасу, не превышающими уровень самого Джека.

Играть с Джеками довольно забавно, если вы – человек романтично‑ философского склада и признаете право людей на любые изречения. В противном случае, вскоре у вас возникнет желание прекратить игру и пристукнуть Джека. Беда Джека не в том, что он не читает правил игры или не знает их. А в том, что понятия Джека о значении слов могут сильно расходятся с общепринятыми. К примеру, если вы подразумеваете под «коровой» большое животное с рогами, жующее траву и дающее молоко, то Джеку вы не соперник. Потому что выдав вам определение коровы, достойное энциклопедии, он спокойно укажет на козу и скажет, что это просто особый вид коровы. И вы в проигрыше, потому что реальность и Джек – понятия несовместимые. Естественно, ситуация несколько утрирована. Но смысл ее от этого не меняется. Джек видит только то, что хочет увидеть. Если его фантазия требует видеть козу вместо коровы, он ее увидит. Игры с Джеками имеют смысл, только если вы хотите развлечься, потому что фантазия Джеков – вещь весьма увлекательная, пока она не задела лично вас или ваших друзей. Серьезное отношение противопоказано. Вы просто выйдете из себя, с десяток раз повторяя признаки коровы. Джек будет мило над вами подсмеиваться, говоря, что вы понятия не имеете, как на самом деле выглядят такие животные. При этом, абсолютно ничего против вас не имея. Как и любого логика, личные качества человека его мало волнуют.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.